Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
СОГЛАСОВАНО | | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по ВР ____________ Е.В. Кузнецова | | Директор МБОУ «СОШ №4» ____________ Н.Н. Семигина |
«____»_________2020г. | | «____»_________2021г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Я-исследователь»
(общеинтеллектуальное направление)
в 5 «А» классе
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель Г. П. Минаева
учитель математики
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании ООП НОО (ООО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Для реализации содержания программы используется учебное пособие «Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) для 5-7кл. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006 г. В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее м,ногонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
р аботать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;
Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
Формировать универсальные учебные действия.
Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение, анализ и др.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы занятий:
беседа,
игра,
эксперимент,
наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа,
защита исследовательских работ,
консультация,
доклад,
защита исследовательских работ,
выступление,
выставка,
презентация,
участие в конкурсах исследовательских работ и т.д.
Виды деятельности:
игровая,
познавательная,
воспитывающая,
проблемно-ценностное общение,
художественное творчество,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | К ол-во часов Дата проведения |
| план | факт |
1. | Что такое исследование? | 1 | | |
2. | История исследовательской деятельности | 1 | | |
3. | Учебно-исследовательские проекты в современном мире | 1 | | |
4. | Понятие об исследовательской деятельности учащихся | 1 | | |
5 | Важность исследовательских умений в жизни современного человека. | 1 | | |
6 | Способы мыслительной деятельности. Как мы думаем. Логика мысли | 1 | | |
7 | Выбор темы исследования. Классификация тем. | 1 | | |
8 | Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. | 1 | | |
9 | Что такое проблема. Понятие о проблеме. | 1 | | |
10 | Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами» | 1 | | |
11 | Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе | 1 | | |
12 | Значение гипотезы в исследовательской работе. Гипотеза и доказательства. | 1 | | |
13 | Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. | 1 | | |
14 | Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта. | 1 | | |
15 | Целеполагание. Планирование исследовательской деятельности. Лист планирования и продвижения по заданию. | 1 | | |
16 | Методы исследования. | 1 | | |
17 | Мыслительные операции. Что такое исследовательский поиск. | 1 | | |
18 | Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). | 1 | | |
19 | Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. | 1 | | |
20 | Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Знакомство с наблюдением как методом исследования. | 1 | | |
21 | Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. | 1 | | |
22 | Наблюдение и эксперимент – способы исследования. Опыты. Игры на внимание. | 1 | | |
23 | Источники информации. Способы первичной обработки информации. Ориентиры в информационном поле. | 1 | | |
24 | Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру. | 1 | | |
25 | Поиск информации в каталоге по заданному параметру. Виды каталогов | 1 | | |
26 | Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. | 1 | | |
27 | Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. | 1 | | |
28 | Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски. | 1 | | |
29 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Сотрудничество. Работаем в команде. | 1 | | |
30 | Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения. | 1 | | |
31 | Оценка выполненного исследования. Подготовка к защите. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. | 1 | | |
32 | Понятие презентации. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Создание мультимедийной презентации в программе Open Office.org Impress (Microsoft Power Point). Макет слайда. Создание слайда. | 1 | | |
33 | Применение эффекта анимации. Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации. | 1 | | |
34 | П рактическая деятельность учащихся: Создание мультимедийной презентации по тексту защиты учебно-исследовательского проекта. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |