СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Внеурочная деятельность "Я-исследователь" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Внеурочная деятельность "Я-исследователь" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»



СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР


____________ Е.В. Кузнецова


Директор МБОУ «СОШ №4»


____________ Н.Н. Семигина

«____»_________2020г.


«____»_________2021г.







Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

«Я-исследователь»

(общеинтеллектуальное направление)

в 5 «А» классе

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель Г. П. Минаева

учитель математики

высшей квалификационной категории



Пояснительная записка


Данная программа разработана на основании ООП НОО (ООО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Для реализации содержания программы используется учебное пособие «Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) для 5-7кл. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006 г. В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее м,ногонационального народа России;

- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я - исследователь!»:

  • сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.

  • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

  • сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • правила классификации и сравнения,

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

  • работать в группе;

  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

  • р аботать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.

Цель программы внеурочной деятельности:

Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  • Расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;

  • Научить правильно оформлять результаты учебно - исследовательской деятельности;

  • Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;

  • Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;

  • Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

  • Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;

  • Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.

  • Формировать универсальные учебные действия.


Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение, анализ и др.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Формы занятий:

  • беседа,

  • игра,

  • эксперимент,

  • наблюдение,

  • коллективные и индивидуальные исследования,

  • самостоятельная работа,

  • защита исследовательских работ,

  • консультация,

  • доклад,

  • защита исследовательских работ,

  • выступление,

  • выставка,

  • презентация,

  • участие в конкурсах исследовательских работ и т.д.      


Виды деятельности:

  • игровая,

  • познавательная,

  • воспитывающая,

  • проблемно-ценностное общение,

  • художественное творчество,

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

К ол-во часов Дата проведения


план

факт

1.

Что такое исследование?

1



2.

История исследовательской деятельности

1



3.

Учебно-исследовательские проекты в современном мире

1



4.

Понятие об исследовательской деятельности учащихся

1



5

Важность исследовательских умений в жизни современного человека.


1



6

Способы мыслительной деятельности. Как мы думаем. Логика мысли

1



7

Выбор темы исследования. Классификация тем.

1



8

Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

1



9

Что такое проблема. Понятие о проблеме.

1



10

Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами»


1



11

Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе

1



12

Значение гипотезы в исследовательской работе.  Гипотеза и доказательства.

1



13

Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия.

1



14

Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта.


1



15

Целеполагание. Планирование исследовательской деятельности. Лист планирования и продвижения по заданию.


1



16

Методы исследования.

1



17

Мыслительные операции. Что такое исследовательский поиск.

1



18

Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

1



19

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.  

1



20

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Знакомство с наблюдением как методом исследования.

1



21

Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.


1



22

Наблюдение и эксперимент – способы исследования. Опыты. Игры на внимание.

1



23

Источники информации. Способы первичной обработки   информации. Ориентиры в информационном поле. 

1



24

Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.


1



25

Поиск информации в каталоге по заданному параметру. Виды каталогов

1



26

Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.


1



27

Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.


1



28

Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски.


1



29

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Сотрудничество. Работаем в команде.


1



30

Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения.


1



31

Оценка выполненного исследования.

Подготовка к защите. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  


1



32

Понятие презентации. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Создание мультимедийной презентации в программе Open Office.org Impress (Microsoft Power Point). Макет слайда. Создание слайда.

1



33

Применение эффекта анимации. Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.


1



34

П рактическая деятельность учащихся:

Создание мультимедийной презентации по тексту защиты учебно-исследовательского проекта.


1




Итого:

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!