СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 10 класс "школа волонтёра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности 10 класс "школа волонтёра"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 10 класс "школа волонтёра"»

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности «Школа волонтера» предназначен для работы с обучающимися 10 – 11 классов в рамках социального направления внеурочной деятельности и направлен на формирование у обучающихся личностной и гражданской позиции, усвоение ими гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Образование для современного ученика – это не только овладение базовыми знаниями, но и поиск ответов на самые главные вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моего существования?». В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования в разделе личностных результатов реализации образовательной программы выпускник школы характеризуется как:

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, человечества;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (кратко – «Стратегия 2020») среди важных проблем российского образования названо «недостаточное развитие социальной компетентности у выпускников школ», а в качестве приоритетных образовательных установок рекомендовано формирование и обучающихся «позитивных социальных установок». За последние годы многое изменилось, были поставлены новые задачи, но эти установки остались актуальными. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года среди основных направлений развития воспитания декларируется поддержка общественных объединений, т.е. «широкое привлечение детей к участию в деятельности социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений, волонтерском движении».

Школа не может и не должна оставаться в стороне от решения этих задач. Сегодня роль школы в формировании у ребенка ценностных ориентиров, активной гражданской позиции является неоспоримой, и эта задача возлагается государством на школу. Закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует понятие «образование» не только как «знания, умения, навыки», но и как «ценностные установки», «опыт деятельности». Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе предполагает обязательное наличие курсов внеурочной деятельности, их направленность на достижение личностных и метапредметных результатов.

Программа внеурочной деятельности «Школа волонтера» отвечает задачам социального направления внеурочной деятельности, нацеленного на формирование осознанной, инициативной, социально полезной деятельности. Она составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Целью курса является не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное, творческое и физическое развитие человека, а также удовлетворение его особых индивидуальных образовательных потребностей и интересов.

Задачи курса:

  • формирование у обучающихся представления об отечественных и мировых традициях волонтерского движения;

  • осознание старшеклассниками ответственности за настоящее и будущее своей страны, формирование у них активной жизненной позиции;

  • формирование у обучающихся опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;

  • освоение старшеклассниками форм социально-преобразовательной деятельности.

Методическое обеспечение курса представлено учебным пособием «Школа волонтера» (авторы О. А. Аплевич, Н. В. Жадько), рабочей программой курса. Пособие обеспечивает реализацию содержания курса, включает теоретические материалы об истории волонтерского движения, его сущности и особенностях и практические занятия, рекомендации, учебные кейсы. В процессе выполнения практических заданий обучающиеся смогут определить свои интересы, выбрать направления волонтерской работы, оценить перспективы разработки собственных волонтерских проектов.

Данный курс рекомендуется для организации работы волонтерских кружков, клубов и других форм общественно полезных практик на уровне среднего общего образования. На групповых и индивидуальных занятиях возможно использование широкого спектра видов деятельности: решение учебных кейсов, разбор ситуаций, защита мини-проектов и т.д.







Планируемые результаты освоения

курса внеурочной деятельности «Школа волонтера»

В результате освоения материала курса внеурочной деятельности «Школа волонтера» обучающиеся научатся:

  • осознавать важность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

  • вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • осознавать свою готовность к решению моральных проблем на основе личностного выбора;

  • понимать ценность нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • понимать значимость целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижений целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов участников группы;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание курса

внеурочной деятельности «Школа волонтера»

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

Введение. Волонтеры меняют мир.

Тема 2. Волонтерская деятельность в России (16 ч)

Из истории волонтерского движения в России: Древняя Русь и Московское княжество, императорская Россия, советский период, современная Россия. Правовое регулирование волонтерской деятельности в России: нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства). Волонтер и доброволец; цели деятельности волонтера. Права и обязанности волонтера; правовые условия осуществления волонтерской деятельности. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства). Особенности волонтерской деятельности. Волонтерские группы и волонтерские организации: организаторы и участники волонтерской деятельности. Индивидуальное и групповое волонтерство. Волонтерская группа. Волонтерская организация. Направления волонтерской деятельности: социальное волонтерство, культурно-спортивное волонтерство, экологическое волонтерство.

Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм, создание интеллект-карты, защита проектов, ролевая игра, пресс-конференция, создание инструкции, диалог-игра, решение учебных кейсов, работа с нормативно-правовыми источниками, выступление с подготовленным сообщением, работа с интернет-ресурсами, создание коллажа, разработка и защита мини-проекта, создание мотивационной презентации.

Тема 3. Вы решили стать волонтером (6 ч)

Мотивация к участию в волонтерской деятельности: ценности личности; базовые ценности для волонтера. Мотивация деятельности волонтера. Как стать волонтером: выбор направления волонтерской деятельности; поиск волонтерской организации или волонтерского проекта; прохождение собеседования при приеме в волонтерскую организацию и обучение волонтеров. Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера.

Виды деятельности: беседа, выполнение диагностики, диалог-игра, выступление с подготовленным сообщением, работа с интернет-ресурсами, диспут, создание плаката, защита проекта, разбор учебных кейсов, создание самопрезентации в формате видеообращения, написание мотивационного письма.

Тема 4. Волонтерский проект: от идеи к результатам (5 ч)

Что такое волонтерский проект: проект как форма осуществления волонтерской деятельности; что необходимо знать для успешной реализации волонтерского проекта. Разработка волонтерского проекта: формулирование идеи проекта, постановка целей и задач проекта, составление плана, формирование команды, определение ресурсов, начало реализации проекта. Реализация волонтерского проекта: привлечение ресурсов, презентация волонтерского проекта, воплощение проекта (создание проектного продукта). Подведение итогов проекта: оценка результативности проекта, подготовка и публикация отчета о проекте, создание портфолио проекта, встреча участников проекта, благодарственные письма спонсорам и партнерам проекта.

Виды деятельности: беседа, работа в группе, мозговой штурм, решение учебных задач, работа с интернет-ресурсами, создание листовки-флаера, подготовка и защита проекта.

Тема 5. Из опыта волонтерской деятельности (7 ч)

Разработка проекта помощи детям-сиротам «Обмен талантами». Организация праздника для пожилых людей «Новый год от чистого сердца». Организация творческого фестиваля «Мы вместе. Организация школьного волонтерского центра. Подготовка развлекательной программы для детей «Хорошее настроение». Экологический проект «Лес своими руками». Эколого-просветительский проект «Послание в лесу». Организация фестиваля «Здоровый образ жизни? Легко!». Проект по созданию социального ролика. Организация образовательной программы (курса-тренинга) школьным волонтерским центром.

Виды деятельности: практические работы по решению учебных кейсов.

Примерное тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Школа волонтера»

Примерное тематическое планирование для уровня среднего общего образования составлено из расчета общей учебной нагрузки 35 ч. За 1 год обучения: 1 ч. в неделю в 10 классе.

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Количество

часов

Тема 1. Вводное занятие (1 ч)

1

Введение. Волонтеры меняют мир

Вводное занятие

1

Тема 2. Волонтерская деятельность в России (16 ч)

2

Из истории волонтерского движения

Из истории волонтерского движения в России: Древняя Русь и Московское княжество. Волонтерство в императорской России

1

3

Волонтерское движение XXи XXIвека

Волонтерство в советский период и в современной России

1

4-5

Правовое регулирование волонтерской деятельности в России

Правовое регулирование волонтерской деятельности в России: нормативно-правовая база добровольчества (волонтерства)

2

6

Волонтер и доброволец

Понятия «волонтер» и «доброволец»; цели деятельности волонтера

1

7

Права и обязанности волонтера

Правовые условия осуществления волонтерской деятельности: права и обязанности волонтера

1

8

Развитие волонтерства

Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1

9-10

Волонтерская деятельность

Организаторы и участники волонтерской деятельности. Индивидуальное и групповое волонтерство

2

11

Волонтерская группа

Участники волонтерской группы, лидер группы

1

12-13

Волонтерская организация

Отличие волонтерской организации от волонтерской группы, оформление волонтерской организации

2

14

Социальное волонтерство

Особенности и задачи социального направления деятельности волонтеров

1

15

Культурно-спортивное волонтерство

Особенности и задачи культурно-спортивного волонтерства

1

16

Экологическое волонтерство

Особенности и задачи экологического волонтерства

1

17

Привлечение и отбор волонтеров

Особенности отбора волонтеров для разных направлений

1

Тема 3. Вы решили стать волонтером (6 ч)

18-19

Как возникает решение стать волонтером

Мотивация к участию в волонтерской деятельности. Ценности личности. Базовые ценности для волонтера.

2

20-21

Как стать волонтером

Выбор направления волонтерской деятельности. Поиск волонтерской организации или волонтерского проекта. Прохождение собеседования при приеме в волонтерскую организацию и обучение волонтеров.

2

22-23

Что необходимо знать и уметь волонтеру

Требования, предъявляемые к волонтеру. Личная книжка волонтера

2

Тема 4. Волонтерский проект: от идеи к результатам (5 ч)

24

Что необходимо знать для успешной реализации волонтерского проекта

Проект как форма осуществления волонтерской деятельности; что необходимо знать для успешной реализации волонтерского проекта

1

25

Разработка волонтерского проекта

Формулирование идеи проекта, постановка целей и задач проекта, составление плана, формирование команды, определение ресурсов

1

26

Реализация волонтерского проекта

Начало реализации проекта, привлечение ресурсов, презентация волонтерского проекта

1

27-28

Подведение итогов проекта

Оценка результативности проекта, подготовка и публикация отчета о проекте, создание портфолио проекта, встреча участников проекта, благодарственные письма спонсорами партнерам проекта

2

Тема 5. Из опыта волонтерской деятельности (7 ч)

29

Помощь детям и пожилым людям

Разработка проекта помощи детям-сиротам «Обмен талантами». Организация праздника для пожилых людей «Новый год от чистого сердца»

1

30

Творческие проекты в школе

Организация творческого фестиваля «Мы вместе». Организация школьного волонтерского центра.

1

31

Развлекательные программы

Подготовка развлекательной программы для детей «Хорошее настроение»

1

32

Экологические проекты

Экологический проект «Лес своими руками». Эколого-просветительский проект «Послание в лесу»

1

33

Проекты по агитации за здоровый образ жизни

Организация фестиваля «Здоровый образ жизни? Легко». Проект по созданию социального ролика

1

34-35

Образовательные проекты

Организация образовательной программы (курса-тренинга) школьным волонтерским центром

2



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!