Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Чишма
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ______________ /Р.Р.Шайнурова / | | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ с. Чишма ______________________/В.Н.Валитова/ Приказ № _____ от «_____» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по общеинтеллектуальному направлению
внеурочной деятельности «Увлекательное программирование»
для 6 класса на 2021-2022 учебный год.
Составила учитель информатики
Валитова Валентина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире людям приходится иметь дело с огромными потоками самых разнообразных сведений, новостей, данных и сообщений. Учащиеся начальной школы принимают участие в научно-исследовательских конференциях, где при защите проектов необходимо так преподнести информацию, чтобы слушатели могли понять и оценить её значимость и необходимость. Чтобы донести до окружающих подобную информацию, необходимо создать качественную презентацию, которая поможет продемонстрировать всем заинтересованным лицам свои идеи и достичь, в конечном счете, требуемых результатов.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
Программа внеурочного занятия «Увлекательное программирование» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» Залоговой Л. А., а также
Цель и задачи обучения
Целью изучения предмета «Информатика» является получение теоретических и практических знаний, умений и навыков в области современной информатики; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• формирование информационной и алгоритмической культуры;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Увлекательное программирование» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов: получение обучающимися опыта работы на компьютере,.
На данном уровне воспитанники соблюдают:
- правила работы на компьютере;
- алгоритм построения графического объекта;
- умеют анализировать, сравнивать, обобщать информацию;
- владеют коммуникативными моделями поведения.
- об использовании методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- об основных моделях коммуникативного поведения.
Место курса в учебном плане.
Данная программа предусматривает на реализацию программы по информатике в 6 классе 35 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель, 1 час в неделю, общее количество часов — 35.
Рабочая программа может реализовываться с использованием электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета информатика, являются:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
иметь понятие о множестве;
уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
уметь конструировать фигуру из её частей;
уметь находить истинное и ложное суждение;
уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наш друг - компьютер. (3 часа)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, удаление файлов и каталогов (папок).
Компьютерная графика. (20 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Тоновая коррекция. Цветовая коррекция. Повышение резкости изображения. Методы устранения дефектов с фотографий. Обмен файлами между графическими программами. Рабочее окно программы векторного ГР. Особенности меню. Основы работы с объектами. Рисование объектов. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Инструменты для точного рисования: линейки, направляющие.
Создание рисунков из кривых. Изменение порядка расположения объектов. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.
Создание текстов. (7 часов)
Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Создание печатных публикаций. (5 часов)
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. Печать текста с вставленным графическим объектом.
Календарно – тематическое планирование 6 класс «Увлекательное программирование»
№ | Тема модуля | Количество часов |
теория | практика |
1 | Наш друг - компьютер | 2 | 1 |
2 | Компьютерная графика | 8 | 12 |
3 | Создание текстов | 3 | 4 |
4 | Создание печатных публикаций | 2 | 3 |
Итого | 15 | 20 |
Календарно – тематическое планирование 6 класс «Увлекательное программирование»
№п/п | Дата проведения | Название темы | Примечание | Корректировка (Проведенная коррекция, причины) |
план | факт |
| | | Наш друг - компьютер | | |
1 | 02.09 | | Вводный инструктаж по ТБ. Компьютерные программы. | | |
2 | 09.09 | | Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. | | |
3 | 16.09 | | Работа с файлами и папками. | | |
| | | Компьютерная графика | | |
4 | 23.09 | | Кодирование графической информации | | |
5 | 30.09 | | Сравнение растровой и векторной графики. | | |
6 | 07.10 | | Простейший графический редактор | | |
7 | 14.10 | | Знакомство с программой. Основные элементы окна. | | |
8 | 21.10 | | Использование графических примитивов. | | |
9 | 28.10 | | Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | | |
10 | 11.11 | | Создание рисунков | | |
11 | 18.11 | | Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | | |
12 | 25.11 | | Заливка цветом. Вставка графического объекта. | | |
13 | 02.12 | | Создание рисунка на тему «Природа». | | |
14 | 09.12 | | Создание рисунка на тему «Моя семья». | | |
15 | 16.12 | | Коррекция изображения. | | |
16 | 23.12 | | Обмен файлами между графическими программами. | | |
17 | 30.12 | | Особенности меню векторного графического редактора. | | |
18 | 20.01 | | Основы работы с объектами. | | |
19 | 27.01 | | Инструменты для точного рисования: линейки, направляющие. | | |
20 | 03.02 | | Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. | | |
21 | 10.02 | | Создание рисунков из графических примитивов. | | |
22 | 17.02 | | Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. | | |
23 | 24.02 | | Самостоятельное творчество. | | |
| | | Создание текстов | | |
24 | 03.03 | | Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. | | |
25 | 10.03 | | Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв. | | |
26 | 17.03 | | Основные операции при создании текстов: сохранение, открытие и создание новых текстов. | | |
27 | 24.03 | | Основные операции при создании текстов: выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. | | |
28 | 07.04 | | Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. | | |
29 | 14.04 | | Создание печатного текста: поздравление с праздником. | | |
30 | 21.04 | | Вставка картинки в текст. | | |
| | | Создание печатных публикаций | | |
31 | 28.04 | | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Открытка. | | |
32 | 05.05 | | Открытка к празднику. | | |
33 | 12.05 | | Печать текста с вставленным графическим объектом. | | |
34 | 19.05 | | Самостоятельное творчество. | | |
35 | 26.05 | | Защита проекта | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | Технические средства обучения |
| Компьютер, нетбуки |
| Мультимедийный проектор |
| Экран |
2 | Учебные пособия Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Занимательные задачи по информатике.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. Н.В. Макарова Информатика 5-6 класс. СПб.: Питер, 2005. Н.В. Макарова. Практикум по информационным технологиям. СПб.: Питер, 2005. Н.В. Макарова. Практикум-задачник по моделированию. СПб.: Питер, 2005. А. Н. Жигарев, Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. СПб.: Питер, 2005. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: -М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2005 г. Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002 |