СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 8 кл. биология"За страницами учебника биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результатом изучения  курса: "За страницами учебника биологии" является  урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое  знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях  курса.Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.

Цель:Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитиекультуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.

Практические задачи данной программы:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;

Учебно-воспитательные задачи следующие:

  • сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
  • формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
  • повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»
  • Датьобучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.

В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
  2. Формирование культуры здорового образа жизни.
  3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.

 Проверка ожидаемых результатов:

1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.

2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.

3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».

4. Оказание первой доврачебной помощи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 8 кл. биология"За страницами учебника биология"»

МКОУ «Малолокнянская СОШ»

Курская обл. Суджанский район



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«За страницами учебника биологии»

8класс



Учитель:

Доброногова Татьяна Александровна



Колич. часов за год 70ч.

С.Малая Локня

2018-2019г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;

  • методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;

  • письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;

На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.

Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практических-исследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.

В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.

Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские работники.

Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.

Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.

Результатом изучения курса: "За страницами учебника биологии" является урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях курса.Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.

Цель:Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитиекультуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.

Практические задачи данной программы:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья;

  • адаптация их к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;

Учебно-воспитательные задачи следующие:

  • сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

  • развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;

  • формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.

  • повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»

  • Датьобучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.

В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.

  2. Формирование культуры здорового образа жизни.

  3. Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.

Проверка ожидаемых результатов:

1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.

2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.

3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».

4. Оказание первой доврачебной помощи.

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Самоопределение.

  • Смыслообразование.

  • Самооценка и личностное самосовершенствование.

  • Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.

  • Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации:

  • Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметные:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи;

  • осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;

  • организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;

  • работать с различными источниками информации.

  • устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

  • систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;

Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования,лекции.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем ведения «Дневника здоровья».

Планируемые результаты

Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья. Осуществляетпоиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя. Используетсредства профилактики ОРЗ, ОРВИ и др.болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье. Заботиться о своем здоровье.Использует навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. Оказывает первую медицинскую помощь. Задает вопросы, для организации собственной деятельности. Знает основные (самые распестрённые) болезни систем органов, клинику и профилактику болезней человека, источники инфекции, профилактическиепрививки.


Поурочное планирование программы “За страницами учебника биологии”

Тема.

Кол-во часов.

занятия

Занятия по данной теме


Практические и лабораторные работы экскурсии, видеофильмы, проекты.

Тема № 1.(2 часа)

Введение


1-2

Занятие № 1.Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст.

Занятие № 2. Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология, анатомия, физиология, гигиена и психология человека.

Просмотр видеофильма «Ключи от долголетия»

Тема № 2. ( 4 часа)

Окружающая среда и здоровье.

3-4-5-6

Занятие № 1.Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления.

Занятие № 2.Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури.

Занятие № 3.Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений.

Занятие № 4. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению.


Практикум № 1. Составление рекомендаций метеозависимым людям.

Практикум № 2. Составление рекомендаций людям, подверженных влиянию магнитных бурь.

Лабораторная работа №1. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха.

Тема № 3. (3 часа)

Экстремальные факторы.


7-8-9

Занятие № 1.Влияние перегрузок и невесомости на организм человека.

Занятие № 2.Электрические и магнитные поля и их влияние на человека.

Занятие № 3. Радиация. Рентгеновское излучение.

Просмотр видеофильма «Человек в космосе»


Просмотр видеофильма «Чем опасна радиация».

Тема №4.Режим дня.

( 2 часа)

10-11

Занятие № 1.Режим дня. Биологические ритмы.

Занятие № 2. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна.

Практикум № 3.Разработка собственного режима дня с учетом школьных занятий и подготовки Д/З.

Тема № 5.Вредные привычки (3 часа).

12-13

Занятие № 1.Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение.

Электронные сигареты - вредно или нет.

Занятие № 2. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте.

Просмотр видеофильма «Вредные привычки как разрушители здоровья»



Тема №6. Влияние физкультуры и спорта на организм человека.

14-15

Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Занятие № 2. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы.

Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови.


Тема № 7. Питание и здоровье. ( 4 часа).

16-17-18

Занятие № 1. Понятие о правильном питании и режиме приема пищи.

Занятие № 2. Химический состав пищи. Калорийность.

Занятие № 3.Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ.

Практикум № 4. Составление индивидуального рациона питания.

Практикум № 5. Изучение этикеток продуктов питания.

Практикум № 6. Расчет калорийности обеда.

Тема № 8. Влияние

физкультуры и спорта на организм человека (4 часа).

19-20-21-22

Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе.

Занятие № 2. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Занятие № 3. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы.

Занятие №4. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови.

Практикум № 7. Измерение жизненного объема легких у тренированного и нетренированного человека.

Тема № 9. (2 часа)

Диагностические процедуры больных




23-24

Занятие № 1. Лечебные и диагностические процедуры

Занятие № 3. Клинические анализы и их расшифровка.

Экскурсия в ЦРБ.

Клиническая лаборатория. Пригласить фельдшера.

Тема №10. Бактерии, вирусы и человек.

(5часов)

25-26-27-28-29

Занятие №1. Общие сведения об инфекциях.

Источники заражения и пути их передачи.

Сроки инкубационного периода некоторых И.Б.

Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними.

Занятие №2-3. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика.

Занятие №4. Антибиотики, их влияние на организм человека.

Занятие №5. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика.


Практикум № 8. Выращивание бактерии- картофельной палочки.

Тема № 11. (3 часа)

Уход за больными


30-31-32

Занятие № 1. Уход за больными пожилого возраста и лежачими больными.

Занятие №2. Уход за инфекционными больными.

Занятие №3. Уход за новорожденными детьми.

Экскурсия в ЦРБ.


Тема №12. (2 часа)

Прививки и вакцины.


33-34

Занятие № 1. Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки.

Занятие №2. Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины.

Просмотр видеофильма «Вакцина»



Тема №13 Заболевания опорно-двигательной системы.(3 часа)

35-36-37

Занятие № 1. Возрастные изменения в опорно-двигательном аппарате.


Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания артроза, радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия.


Занятие №3. Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание первой помощи.

Практикум №9 «Диагностика плоскостопия и сколиоза».


Практикум №10 «Разработка мер по профилактике сколиоза в школе и дома»

Практикум№11. «Наложение шины при переломах»

Тема № 14. Основные болезни

сердечно - сосудистой системы. (4 часа)

38-39-40-41

Занятие № 1. Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения.

Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза.

Занятие № 3. Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии.

Занятие № 4. Кровотечения, оказание первой помощи.

Практикум№12. Измерение артериального давления.



Практикум №13.Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности.

Практикум №14. Наложение жгута при кровотечениях.


Тема№ 15. Дыхательнаясистема (3часа).

42-43-44

Занятие № 1. Возрастные изменения дыхательной системы. Причины возникновения и признаки заболеваний.

Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания ринита, ОРЗ, гайморита, горной болезни.

Занятие № 3. Клиника и признаки заболевания бронхиальной астмой, пневмонией, раком легких, туберкулезом.


Практикум №15. «Измерение ЖОЛ»



Практикум №16 «Оказание первой помощи при остановке дыхания»



Тема №16 Заболевания пищеварительной системы.

(2 часа)

45-46

Занятие № 1. Клиника и профилактика болезней желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка, дисбактериоза, панкреатита, холецистита.

Занятие № 2. Симптомы и лечение аппендицита, цирроза печени. Неправильное пищевое поведение – анерексия.


Просмотр видеофильма «Живая еда»





Тема № 17.

Лечебное питание больных (3 часа)



47-48-49

Занятие № 1. При язвенных болезнях

При болезни печени, ожирении.

При гастритах, хирургических больных

Занятие №2При детских болезнях.

Питание беременных. Аллергических болезнях.

Занятие №3. Совместимость и калорийность продуктов питания.

Практикум № 17. Составление диет

Расчет калорий в сутки.

Тема №18. Заболевания зубов и гигиена полости рта (2 часа).

50-51

Занятие № 1. Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта.

Занятие №2. Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона.

Просмотр видеофильма «Здоровые зубы- здоровый организм».

Тема №19. Заболевания выделительной системы.

(1 час)

52

Занятие № 1. Симптомы и причины развития цистита и почечнокаменной болезни.

Просмотр видеофильма «Искусственная почка»

Тема №20. Распространенные заболевания нервной системы.(3 часа)

53-54-55

Занятие № 1. Возрастные изменения нервной системы. Симптомы иклиника течения амнезии, мигрени, рака головного мозга, комы.

Занятие № 2. Признаки эпилепсии, менингита, стресса и депрессии.

Занятие № 3. Заболевания, связанные с задержкой психологического развития у детей: ЗПР и олигофрения


Тема №21. Уход и профилактика болезней кожи. (5 часов)

56-57-58-59-60

Занятие № 1. Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний.

Занятие № 2. Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей.Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Различные виды масок.

Занятие № 3. Обморожения и ожоги их классификация.

Занятие №4. Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи.

Занятие №5. Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами.


Просмотр видеофильма (советы врача) «Подростковые угри»


Практикум №18. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.


Практикум №19. Определение типа кожи и подбор крема по уходу за кожей лица.

Тема №21. Болезни зрительного анализатора.

(2 часа)

61-62

Занятие №1. Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки.

Занятие № 2.Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозоркости, конъюнктивита.

Практикум №20. Определение остроты зрения по таблице. Зарядка для глаз.

Тема №22. Болезни слухового анализатора.

(1 час)

63

Занятие №1. Возрастные изменения органов слуха.

Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости.


Тема №23. Наследственные болезни. (1 час)

64

Причины возникновения и симптомы гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна.


Тема№24. Иммуномодуляторы (1 час)

65

Занятие №1. Современные иммуномодуляторы, можно ли применять без рецепта врача?

Занятие №2. Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики.

Исследовательская работа: «Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики».

Тема №25

Народная медицина.

(2 часа)

66-67

Занятие №1. Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека.

Занятие №2. Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа.

Исследовательская работа:«Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека».

Тема №26. (1 час)

Итоговое занятие профориентационной направленности.

68

Этика и деонтология в медицине.


Резерв

2











Литература: (для учителя)


  1. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

  2. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.

  3. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

  4. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

  5. Ресурсы Интернета.

  6. Электронные и энциклопедические справочники.

  7. Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.

  8. Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год

  9. Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.



Литература: (для детей)


  1. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

  2. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –

  3. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.

  4. Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!