СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением. По страницам добрых книг".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Чтение с увлечением» общекультурного направления составлена на основе авторской программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг»  М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой, 2016 год.

Программа ориентирована на учащихся 3 класса, адаптирована для обучения лиц с ограниченными  возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,  индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию развития и социальную адаптацию обучающихся; актуальна для работы с одаренными детьми.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

           Программа рассчитана на один год обучения на 34 учебных часов.  Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Чтение с увлечением. По страницам добрых книг".»









Рабочая программа

объединения внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением»











Руководитель:

Ниценкова Т.Н.
















2021-2022 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.09, № 373 (зарегистрированном Минюстом России 22.12.09, № 15785).

Программа «Чтение с увлечением» общекультурного направления составлена на основе авторской программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой, 2016 год.

Актуальность программы

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед педагогом стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;

  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;

  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;

  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 3 классов «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг».

Введение курса «Чтение с увлечением» поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.

Особенностями построения программы «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.

Основные идеи программы заключаются в том, что курс «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить их словарный запас, сформировать нравственные чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цели:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

  • формирование у обучающихся личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

  • формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и занимательного характера;

  • создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.

  • духовно-нравственное развитие личности. 


Задачи:

образовательные:

  • Развитие у обучающихся устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.

  • Знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.

  • Формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей.

развивающие:

  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся;

  • совершенствование навыка чтения обучающихся;

  • формирование привычки к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);

  • формирование информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;

  • совершенствование коммуникативных навыков;

  • создание необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • формирование стремления ребёнка к рассуждению и поиску.

воспитательные:

  • формирование духовно-нравственных качеств и всесторонне-развитой личности.


Программа ориентирована на учащихся 3 класса, адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию развития и социальную адаптацию обучающихся; актуальна для работы с одаренными детьми.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Программа рассчитана на один год обучения на 34 учебных часов. Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

-все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;

- все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.


Учебный план


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Рассказы и сказки В.Осеевой

2 ч

2

Рассказы Н.Артюховой

10 ч

3

Рассказы Л.Воронковой

2 ч

4

Рассказы Е.Пермяка

4 ч

5

Рассказы и сказки

В.Драгунского

3 ч

6

Рассказы Н.Носова

7 ч

7

Рассказ А.Гайдара

1 ч

8

Рассказы М.Зощенко

4 ч

9

Итоговые занятие

3 ч


Содержание программы включает в себя следующие темы:


Тема

Теория

Практика

1. Валентина Осеева «Отомстила» (1 ч)


Знакомство с курсом «Чтение с увлечением». Знакомство с краткой биографией В.Осеевой

Вписывать данные о произведении в карточку; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание рассказа и восстанавливать план повествования; выбирать слова, которые характеризуют старика и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев рассказа; определять пропущенные слова в предложении и разгадывать кроссворд; отвечать на вопросы текста; оценивать свою работу на уроке.

2. Любовь Воронкова «Что сказала бы мама?» (1 ч)


Знакомиться с краткой биографией Л.Воронковой. Чтение и знакомство с произведением.


определять тему произведения; записывать лексическое значение слова; формулировать письменные развёрнутые ответы; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведении; выполнять задания занимательного характера, оценивать свою работу на уроке.

3. Евгений Пермяк «Чужая калитка» (1ч)


Знакомиться с краткой биографией Е.Пермяка. Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; давать письменный развёрнутый ответ на поставленный вопрос; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведении; выполнять задания занимательного характера, оценивать свою работу на уроке.

4. Виктор Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» (1 ч)


Знакомиться с краткой биографией В.Драгунского. Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; составлять описание героев рассказа с помощью опорных слов; формулировать письменные ответы; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы; выяснять смысл пословиц; делить текст на смысловые части; оценивать свою работу на уроке.

5. Нина Артюхова «Подружки» (1 ч)


Знакомиться с краткой биографией Н.Артюховой. Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; давать характеристику героям рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать письменный развёрнутый ответ на вопрос; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведении; выполнять задания занимательного характера.

6. Николай Носов «Леденец» (1 ч)

Знакомиться с краткой биографией Н. Носова. Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы текста; восстанавливать план текста; составлять вопрос по содержанию; называть правила поведения, которые нарушил герой рассказа; выбирать пословицу, которая соответствует содержанию рассказа; давать характеристику герою рассказа; составлять и записывать правила поведения; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

7.Аркадий Гайдар

«Совесть» (1ч)

Знакомиться с краткой биографией А.Гайдара. Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; определять качества героев рассказа с помощью опорных слов; формулировать вопросы по содержанию рассказа; анализировать, какие чувства испытывал главный герой на протяжении всего рассказа; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; анализировать, как изменялись чувства героини на протяжении всего рассказа; составлять из слов предложение; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы; рассуждать о том, что значит поступать по совести; оценивать свою работу на уроке.

8. Михаил Зощенко

«Трусишка Вася» (1ч)

Знакомиться с краткой биографией Михаила Зощенко. Чтение и знакомство с произведением.



Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; находить соответствие между рисунком и текстом; пользоваться словами для справок для описания героев рассказа; формулировать письменные краткие ответы; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы; выяснять смысл пословиц; определять, какой из отрывков соответствует иллюстрации; определять, какими качествами обладает герой рассказа; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

9. Николай Носов «Про репку» (1ч)


Знакомиться с краткой биографией Н. Носова.

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы текста; определять тему произведения; выяснять значение слов и выражений, встречающихся в тексте; определять качества героев рассказа с помощью опорных слов; давать письменный ответ на поставленный вопрос; находить соответствие между героями и их действиями; составлять слова с опорой на сюжетную картинку; оценивать свою работу на уроке.

10 Михаил Зощенко «Показательный ребёнок» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.

Вписывать данные о произведении в карточку; подбирать свои заголовки к тексту; составлять картинный план; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать письменный ответ на поставленный вопрос; находить слова с одинаковым значением; составлять слова «Калейдоскопа»; оценивать свою работу на уроке.

11. Николай Носов «Карасик» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.

Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы текста; восстанавливать сюжетную линию рассказа; давать характеристику героям рассказа; находить пословицу, соответствующую основной мысли произведения; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

12. Нина Артюхова «Три копухи» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; Определять тему произведения; находить слова с одинаковым значением; составлять план рассказа; составлять из частей загадку и разгадывать её; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать письменный развёрнутый ответ на поставленный вопрос; объяснять смысл пословиц; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

13. Нина Артюхова «Камень» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; придумывать заголовок к тексту; составлять картинный план; давать характеристику героям рассказа; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

14. Евгений Пермяк «Надёжный человек» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; составлять план рассказа; давать характеристику героям рассказа; работать с сюжетными картинками; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; выяснять идейное содержание произведения с помощью понимания чувств главного героя; подбирать слова-ассоциации; оценивать свою работу на уроке.

15. Николай Носов «Клякса» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и составлять план; давать характеристику герою, используя слова для справок; выяснять идейное содержание произведения с помощью пословиц; рассуждать о том, что, совершая любой поступок, необходимо подумать о последствиях; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

16-17. Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; выяснять значение слов и выражений, встречающихся в тексте; делить текст на смысловые части; восстанавливать план рассказа; формулировать письменные ответы; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; подбирать слова-ассоциации; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

18. Нина Артюхова «Строгая бабушка» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и восстанавливать сюжетную линию; давать характеристику герою, используя слова для справок; формулировать письменные ответы; разгадывать кроссворд; оценивать свою работу на уроке.

19. Евгений Пермяк «Обманное озеро» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы текста; находить ключевые слова в рассказе; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; выбирать слова для характеристики героя рассказа; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

20. Любовь Воронкова «Ласковое слово» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; придумывать заголовок к рассказу; восстанавливать цитатный план; формулировать вопросы по содержанию рассказа; отвечать на вопрос по тексту; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

21. Нина Артюхова «Большая берёза» (1 ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; дополнять план рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; выбирать слова для характеристики героев рассказа; анализировать, как изменялись чувства и настроение главного героя на протяжении всего рассказа; оценивать свою работу на уроке.

22.Валентина Осеева

«Волшебная иголочка» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; соединять отрывки из текста с рисунками; определять, какими качествами обладает герой рассказа; собирать из слов пословицы, разгадывать кроссворд; оценивать свою работу на уроке.

23.Николай Носов «Прятки» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении карточку; находить карточки с именами главных героев; составлять картинный план; формулировать вопросы по содержанию рассказа; выполнять задания на нахождение соответствия; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

24.Нина Артюхова «Мяу» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; придумывать заголовок к тексту; восстанавливать цитатный план; составлять вопрос по содержанию рассказа; находить в тексте предложения, подтверждающие высказывание; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

25.Евгений Пермяк «Славка» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; подбирать слова-ассоциации к слову «труд»; выбирать слова, соответствующие качествам главного героя; формулировать вопросы по содержанию рассказа; находить пословицы, раскрывающие смысл произведения; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; заполнять кроссворд; оценивать свою работу на уроке.

26. Нина Артюхова «Фарфоровые шаги» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; соотносить рисунок и отрывок из текста; восстанавливать план; составлять вопрос по содержанию рассказа; выбирать отрывки из текста, отвечающие на вопрос по содержанию рассказа; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

27. Николай Носов «Замазка» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; Определять тему произведения; отвечать на вопросы текста; дополнять план рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; называть правила поведения, которые нарушили герои рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; заполнять кроссворд; оценивать свою работу на уроке.

28.Нина Артюхова «Совесть заговорила» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения объяснять смысл выражения; соединять рисунок и отрывок из текста; составлять вопрос по содержанию рассказа; отвечать на вопрос по содержанию рассказа; называть пословицы, которые послужат советом; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

29. Нина Артюхова «Кролик и репутация» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; объяснять значение слова «репутация»; находить карточки с именами героя рассказа; составлять план рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; находить в отрывках рассказа ответ на поставленный вопрос; анализировать, как изменялись чувства и настроение главного героя на протяжении всего рассказа; оценивать свою работу на уроке.

30. Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Бабушкин подарок» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; находить в рассказе предложения, соответствующие рисункам; находить в рассказе слова, характеризующие героев; формулировать вопросы по содержанию рассказа; заполнять кроссворд; оценивать свою работу на уроке.

31. Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Не надо врать» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; определять, какой отрывок соответствует иллюстрации; составлять и записывать вопрос по содержанию рассказа; давать письменный краткий ответ на поставленный вопрос; находить пословицы, которые послужат советом; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

32. Нина Артюхова «Новые соседи» (1ч)


Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; придумывать заголовок к тексту; восстанавливать цитатный план; выписывать из текста предложение; давать характеристику герою рассказа; составлять вопрос по содержанию рассказа; давать краткий ответ вопрос по содержанию рассказа; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

33. Николай Носов «Про тигра» (1ч)

Чтение и знакомство с произведением.


Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы текста; объяснять смысл пословиц и фразеологизмов; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; формулировать качество человека, опираясь на отрывки рассказа; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке.

34. Итоговое занятия (1 часа)


Фронтальный опрос. Подведение итогов.

Проверка техники чтения и выполнения комбинированных заданий на понимание прочитанного.

Итого 34 часа.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Основными формами, характерными при реализации данной программы, являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три очные формы работы:

 демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

 фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;

 самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды деятельности:

 познавательная деятельность;

 игровая деятельность;

 художественно-эстетическая деятельность.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.




Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами;

  • активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

  • находить ответы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между предметами и процессами.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • осознанное построение речевого высказывания в соответствиями с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, обществе;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе, формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.



Ожидаемые результаты освоения программы

В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» обучающиеся получат возможность:

  • закрепить умение работать с книгой;

  • закрепить умение работать с текстом;

  • проявить интерес к книге;

  • расширить читательский кругозор;

  • заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.

обучающиеся закрепят умения:

  • называть автора произведения;

  • записывать название произведения;

  • определять тему произведения;

  • составлять вопросы по содержанию рассказа;

  • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы ;

  • формулировать письменные ответы на вопросы ;

  • восстанавливать сюжетную линию произведения;

  • восстанавливать порядок плана;

  • восстанавливать цитатный план;

  • дополнять план произведения;

  • называть героев рассказа;

  • составлять план произведения;

  • составлять картинный план;

  • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;

  • отвечать на вопросы текста;

  • дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);

  • собирать из слов предложения;

  • записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;

  • находить и подбирать слова-синонимы;

  • подбирать свои заголовки к рассказам;

  • определять ключевые слова в произведении;

  • восстанавливать предложения;

  • определять смысл пословиц;

  • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;

  • давать характеристику герою, определять его качества характера;

  • анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;

  • анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;

  • определять главную мысль произведения;

  • подбирать слова – ассоциации к предложенным словам;

  • определять тему и содержание произведения;

  • описывать героев, используя слова для справок;

  • определять качества героя, используя описание из текста.

  • разгадывать кроссворды;

  • заполнять кроссворд, используя слова для справок;

  • вписывать предметы, изображённые на рисунке;

  • разгадывать анаграммы;

  • читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;

  • составлять из слов пословицы;

  • составлять из предложенного слова новые слова;

  • читать слова наоборот;

  • разгадывать слова по указанным номерам букв.



В качестве воспитательного результата выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о том, что нужно быть трудолюбивым, отзывчивым, чутким, внимательным, поступать по совести, быть добрым, доброжелательным к окружающим людям и готовы прийти на помощь.


На занятиях используются следующие формы контроля:

  • текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;

  • итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии;

  • самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

В качестве оценочных материалов могут выступать:

  • комбинированные задания на понимание прочитанного;

  • контроль техники чтения обучающихся;

  • тестирование;

  • проектная деятельность;

  • фронтальный опрос.


При работе с книгой и при выполнении различных заданий используются следующие технологии:

  • групповое обучение;

  • коллективное взаимообучение;

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • исследовательская деятельность;

  • проектная деятельность;

  • здоровьесберегающая технология и др.

Преобладают словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный; дискуссионный, и др.методы обучения.


ЛИТЕРАТУРА

1.Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. - М., 2005.

2.Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 3 классах.- М. Просвещение, 1985.

3.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Буряк М. В., Карышева Е. Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг». 3 класс. – М.: Планета, 2016.

  2. Буряк М. В., Карышева Е. Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением. – М.:Планета, 2016.

  3. Технические средства обучения – Персональный компьютер с МФУ. – Мультимедийный проектор.


Календарно - тематическое планирование занятий по программе литературного кружка «Чтение с увлечением»


п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

1

В.Осеева «Отомстила»



2

Л.Воронкова «Что сказала бы мама?»



3

Е.Пермяк «Чужая калитка»



4

В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»



5

Н.Артюхова «Подружки»



6

Н.Носов «Леденец»



7

А.Гайдар «Совесть»



8

М.Зощенко «Трусишка Вася»



9

Н.Носов «Про репку»



10

М.Зощенко «Показательный ребёнок»



11

Н. Носов «Карасик»



12

Н.Артюхова «Три копухи»



13

Н.Артюхова «Камень»



14

Е.Пермяк «Надёжный человек»



15

Н.Носов «Клякса»



16-17

В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора»



18

Н.Артюхова «Строгая бабушка»



19

Е.Пермяк «Обманное озеро»



20

Л.Воронкова «Ласковое слово»



21

Н.Артюхова «Большая берёза»



22

В.Осеева «Волшебная иголочка»



23

Н.Носов «Прятки»



24

Н.Артюхова «Мяу»



25

Е.Пермяк «Славка»



26

Н.Артюхова «Фарфоровые шаги»



27

Н.Носов «Замазка»

Конкурс «знатоков» произведений Н.Н. Носова.



28

Н.Артюхова «Совесть заговорила»



29

Н.Артюхова «Кролик и репутация»



30

М.Зощенко «Лёля и Минька: Бабушкин подарок»



31

М.Зощенко «Лёля и Минька: Не надо врать»



32

Н.Артюхова «Новые соседи»



33

Н.Носов «Про тигра»



34

Итоговое занятие
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!