Рабочая программа
объединения внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
Руководитель:
Ниценкова Т.Н.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.09, № 373 (зарегистрированном Минюстом России 22.12.09, № 15785).
Программа «Чтение с увлечением» общекультурного направления составлена на основе авторской программы интегрированного курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой, 2016 год.
Актуальность программы
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед педагогом стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
преобладание «делового» чтения над «свободным»;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 3 классов «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг».
Введение курса «Чтение с увлечением» поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), способствует более глубокому знакомству обучающихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта, забота, чуткость и др.
Основные идеи программы заключаются в том, что курс «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить их словарный запас, сформировать нравственные чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Цели:
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
формирование у обучающихся личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.
духовно-нравственное развитие личности.
Задачи:
образовательные:
Развитие у обучающихся устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.
Знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
Формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей.
развивающие:
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи обучающихся;
совершенствование навыка чтения обучающихся;
формирование привычки к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
формирование информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;
совершенствование коммуникативных навыков;
создание необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формирование стремления ребёнка к рассуждению и поиску.
воспитательные:
Программа ориентирована на учащихся 3 класса, адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию развития и социальную адаптацию обучающихся; актуальна для работы с одаренными детьми.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Программа рассчитана на один год обучения на 34 учебных часов. Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:
-все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
- все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Рассказы и сказки В.Осеевой | 2 ч |
2 | Рассказы Н.Артюховой | 10 ч |
3 | Рассказы Л.Воронковой | 2 ч |
4 | Рассказы Е.Пермяка | 4 ч |
5 | Рассказы и сказки В.Драгунского | 3 ч |
6 | Рассказы Н.Носова | 7 ч |
7 | Рассказ А.Гайдара | 1 ч |
8 | Рассказы М.Зощенко | 4 ч |
9 | Итоговые занятие | 3 ч |
Содержание программы включает в себя следующие темы:
Тема | Теория | Практика |
1. Валентина Осеева «Отомстила» (1 ч) | Знакомство с курсом «Чтение с увлечением». Знакомство с краткой биографией В.Осеевой | Вписывать данные о произведении в карточку; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание рассказа и восстанавливать план повествования; выбирать слова, которые характеризуют старика и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев рассказа; определять пропущенные слова в предложении и разгадывать кроссворд; отвечать на вопросы текста; оценивать свою работу на уроке. |
2. Любовь Воронкова «Что сказала бы мама?» (1 ч) | Знакомиться с краткой биографией Л.Воронковой. Чтение и знакомство с произведением. | определять тему произведения; записывать лексическое значение слова; формулировать письменные развёрнутые ответы; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведении; выполнять задания занимательного характера, оценивать свою работу на уроке. |
3. Евгений Пермяк «Чужая калитка» (1ч) | Знакомиться с краткой биографией Е.Пермяка. Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; давать письменный развёрнутый ответ на поставленный вопрос; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведении; выполнять задания занимательного характера, оценивать свою работу на уроке. |
4. Виктор Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» (1 ч) | Знакомиться с краткой биографией В.Драгунского. Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; составлять описание героев рассказа с помощью опорных слов; формулировать письменные ответы; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы; выяснять смысл пословиц; делить текст на смысловые части; оценивать свою работу на уроке. |
5. Нина Артюхова «Подружки» (1 ч) | Знакомиться с краткой биографией Н.Артюховой. Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; давать характеристику героям рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать письменный развёрнутый ответ на вопрос; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведении; выполнять задания занимательного характера. |
6. Николай Носов «Леденец» (1 ч) | Знакомиться с краткой биографией Н. Носова. Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы текста; восстанавливать план текста; составлять вопрос по содержанию; называть правила поведения, которые нарушил герой рассказа; выбирать пословицу, которая соответствует содержанию рассказа; давать характеристику герою рассказа; составлять и записывать правила поведения; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
7.Аркадий Гайдар «Совесть» (1ч) | Знакомиться с краткой биографией А.Гайдара. Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; определять качества героев рассказа с помощью опорных слов; формулировать вопросы по содержанию рассказа; анализировать, какие чувства испытывал главный герой на протяжении всего рассказа; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; анализировать, как изменялись чувства героини на протяжении всего рассказа; составлять из слов предложение; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы; рассуждать о том, что значит поступать по совести; оценивать свою работу на уроке. |
8. Михаил Зощенко «Трусишка Вася» (1ч) | Знакомиться с краткой биографией Михаила Зощенко. Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; находить соответствие между рисунком и текстом; пользоваться словами для справок для описания героев рассказа; формулировать письменные краткие ответы; находить в рассказе ответы на поставленные вопросы; выяснять смысл пословиц; определять, какой из отрывков соответствует иллюстрации; определять, какими качествами обладает герой рассказа; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
9. Николай Носов «Про репку» (1ч) | Знакомиться с краткой биографией Н. Носова. Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы текста; определять тему произведения; выяснять значение слов и выражений, встречающихся в тексте; определять качества героев рассказа с помощью опорных слов; давать письменный ответ на поставленный вопрос; находить соответствие между героями и их действиями; составлять слова с опорой на сюжетную картинку; оценивать свою работу на уроке. |
10 Михаил Зощенко «Показательный ребёнок» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; подбирать свои заголовки к тексту; составлять картинный план; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать письменный ответ на поставленный вопрос; находить слова с одинаковым значением; составлять слова «Калейдоскопа»; оценивать свою работу на уроке. |
11. Николай Носов «Карасик» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы текста; восстанавливать сюжетную линию рассказа; давать характеристику героям рассказа; находить пословицу, соответствующую основной мысли произведения; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
12. Нина Артюхова «Три копухи» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; Определять тему произведения; находить слова с одинаковым значением; составлять план рассказа; составлять из частей загадку и разгадывать её; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать письменный развёрнутый ответ на поставленный вопрос; объяснять смысл пословиц; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
13. Нина Артюхова «Камень» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; придумывать заголовок к тексту; составлять картинный план; давать характеристику героям рассказа; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
14. Евгений Пермяк «Надёжный человек» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; составлять план рассказа; давать характеристику героям рассказа; работать с сюжетными картинками; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; выяснять идейное содержание произведения с помощью понимания чувств главного героя; подбирать слова-ассоциации; оценивать свою работу на уроке. |
15. Николай Носов «Клякса» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и составлять план; давать характеристику герою, используя слова для справок; выяснять идейное содержание произведения с помощью пословиц; рассуждать о том, что, совершая любой поступок, необходимо подумать о последствиях; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
16-17. Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; выяснять значение слов и выражений, встречающихся в тексте; делить текст на смысловые части; восстанавливать план рассказа; формулировать письменные ответы; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; подбирать слова-ассоциации; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
18. Нина Артюхова «Строгая бабушка» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и восстанавливать сюжетную линию; давать характеристику герою, используя слова для справок; формулировать письменные ответы; разгадывать кроссворд; оценивать свою работу на уроке. |
19. Евгений Пермяк «Обманное озеро» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы текста; находить ключевые слова в рассказе; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; выбирать слова для характеристики героя рассказа; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
20. Любовь Воронкова «Ласковое слово» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; придумывать заголовок к рассказу; восстанавливать цитатный план; формулировать вопросы по содержанию рассказа; отвечать на вопрос по тексту; находить пословицы, соответствующие основной мысли произведения; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
21. Нина Артюхова «Большая берёза» (1 ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; дополнять план рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; выбирать слова для характеристики героев рассказа; анализировать, как изменялись чувства и настроение главного героя на протяжении всего рассказа; оценивать свою работу на уроке. |
22.Валентина Осеева «Волшебная иголочка» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; соединять отрывки из текста с рисунками; определять, какими качествами обладает герой рассказа; собирать из слов пословицы, разгадывать кроссворд; оценивать свою работу на уроке. |
23.Николай Носов «Прятки» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении карточку; находить карточки с именами главных героев; составлять картинный план; формулировать вопросы по содержанию рассказа; выполнять задания на нахождение соответствия; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
24.Нина Артюхова «Мяу» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; придумывать заголовок к тексту; восстанавливать цитатный план; составлять вопрос по содержанию рассказа; находить в тексте предложения, подтверждающие высказывание; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
25.Евгений Пермяк «Славка» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; подбирать слова-ассоциации к слову «труд»; выбирать слова, соответствующие качествам главного героя; формулировать вопросы по содержанию рассказа; находить пословицы, раскрывающие смысл произведения; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; заполнять кроссворд; оценивать свою работу на уроке. |
26. Нина Артюхова «Фарфоровые шаги» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; соотносить рисунок и отрывок из текста; восстанавливать план; составлять вопрос по содержанию рассказа; выбирать отрывки из текста, отвечающие на вопрос по содержанию рассказа; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
27. Николай Носов «Замазка» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; Определять тему произведения; отвечать на вопросы текста; дополнять план рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; называть правила поведения, которые нарушили герои рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; заполнять кроссворд; оценивать свою работу на уроке. |
28.Нина Артюхова «Совесть заговорила» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения объяснять смысл выражения; соединять рисунок и отрывок из текста; составлять вопрос по содержанию рассказа; отвечать на вопрос по содержанию рассказа; называть пословицы, которые послужат советом; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
29. Нина Артюхова «Кролик и репутация» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; объяснять значение слова «репутация»; находить карточки с именами героя рассказа; составлять план рассказа; формулировать вопросы по содержанию рассказа; находить в отрывках рассказа ответ на поставленный вопрос; анализировать, как изменялись чувства и настроение главного героя на протяжении всего рассказа; оценивать свою работу на уроке. |
30. Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Бабушкин подарок» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; находить в рассказе предложения, соответствующие рисункам; находить в рассказе слова, характеризующие героев; формулировать вопросы по содержанию рассказа; заполнять кроссворд; оценивать свою работу на уроке. |
31. Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Не надо врать» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; определять, какой отрывок соответствует иллюстрации; составлять и записывать вопрос по содержанию рассказа; давать письменный краткий ответ на поставленный вопрос; находить пословицы, которые послужат советом; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
32. Нина Артюхова «Новые соседи» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; придумывать заголовок к тексту; восстанавливать цитатный план; выписывать из текста предложение; давать характеристику герою рассказа; составлять вопрос по содержанию рассказа; давать краткий ответ вопрос по содержанию рассказа; выполнять задания занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
33. Николай Носов «Про тигра» (1ч) | Чтение и знакомство с произведением. | Вписывать данные о произведении в карточку; определять тему произведения; отвечать на вопросы текста; объяснять смысл пословиц и фразеологизмов; формулировать вопросы по содержанию рассказа; давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос; формулировать качество человека, опираясь на отрывки рассказа; выполнять задание занимательного характера; оценивать свою работу на уроке. |
34. Итоговое занятия (1 часа) | Фронтальный опрос. Подведение итогов. | Проверка техники чтения и выполнения комбинированных заданий на понимание прочитанного. |
Итого 34 часа.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Основными формами, характерными при реализации данной программы, являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три очные формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;
фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Обучающиеся знакомятся с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие, предисловие, форзац. Изучают заповеди читателя, включающие как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды деятельности:
познавательная деятельность;
игровая деятельность;
художественно-эстетическая деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные универсальные учебные действия:
овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами;
активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
находить ответы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между предметами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осознанное построение речевого высказывания в соответствиями с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, обществе;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, работать с планом произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе, формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» обучающиеся получат возможность:
закрепить умение работать с книгой;
закрепить умение работать с текстом;
проявить интерес к книге;
расширить читательский кругозор;
заинтересовать родителей и стимулировать их активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей.
обучающиеся закрепят умения:
называть автора произведения;
записывать название произведения;
определять тему произведения;
составлять вопросы по содержанию рассказа;
понимать содержание произведений и отвечать на вопросы ;
формулировать письменные ответы на вопросы ;
восстанавливать сюжетную линию произведения;
восстанавливать порядок плана;
восстанавливать цитатный план;
дополнять план произведения;
называть героев рассказа;
составлять план произведения;
составлять картинный план;
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
отвечать на вопросы текста;
дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
собирать из слов предложения;
записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
находить и подбирать слова-синонимы;
подбирать свои заголовки к рассказам;
определять ключевые слова в произведении;
восстанавливать предложения;
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию рассказа;
давать характеристику герою, определять его качества характера;
анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
анализировать поступки героев рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
определять главную мысль произведения;
подбирать слова – ассоциации к предложенным словам;
определять тему и содержание произведения;
описывать героев, используя слова для справок;
определять качества героя, используя описание из текста.
разгадывать кроссворды;
заполнять кроссворд, используя слова для справок;
вписывать предметы, изображённые на рисунке;
разгадывать анаграммы;
читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
составлять из слов пословицы;
составлять из предложенного слова новые слова;
читать слова наоборот;
разгадывать слова по указанным номерам букв.
В качестве воспитательного результата выступает непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Происходит это в процессе рассуждения детей о том, что нужно быть трудолюбивым, отзывчивым, чутким, внимательным, поступать по совести, быть добрым, доброжелательным к окружающим людям и готовы прийти на помощь.
На занятиях используются следующие формы контроля:
текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;
итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии;
самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
В качестве оценочных материалов могут выступать:
комбинированные задания на понимание прочитанного;
контроль техники чтения обучающихся;
тестирование;
проектная деятельность;
фронтальный опрос.
При работе с книгой и при выполнении различных заданий используются следующие технологии:
групповое обучение;
коллективное взаимообучение;
развивающее обучение;
проблемное обучение;
исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
здоровьесберегающая технология и др.
Преобладают словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный; дискуссионный, и др.методы обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гостимская Е.С. Внеклассное чтение. - М., 2005.
2.Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1- 3 классах.- М. Просвещение, 1985.
3.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Буряк М. В., Карышева Е. Н. Рабочая тетрадь к курсу «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг». 3 класс. – М.: Планета, 2016.
Буряк М. В., Карышева Е. Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением. – М.:Планета, 2016.
Технические средства обучения – Персональный компьютер с МФУ. – Мультимедийный проектор.
Календарно - тематическое планирование занятий по программе литературного кружка «Чтение с увлечением»
№ п/п | Тема занятия | Дата |
План | Факт |
1 | В.Осеева «Отомстила» | | |
2 | Л.Воронкова «Что сказала бы мама?» | | |
3 | Е.Пермяк «Чужая калитка» | | |
4 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | | |
5 | Н.Артюхова «Подружки» | | |
6 | Н.Носов «Леденец» | | |
7 | А.Гайдар «Совесть» | | |
8 | М.Зощенко «Трусишка Вася» | | |
9 | Н.Носов «Про репку» | | |
10 | М.Зощенко «Показательный ребёнок» | | |
11 | Н. Носов «Карасик» | | |
12 | Н.Артюхова «Три копухи» | | |
13 | Н.Артюхова «Камень» | | |
14 | Е.Пермяк «Надёжный человек» | | |
15 | Н.Носов «Клякса» | | |
16-17 | В.Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | | |
18 | Н.Артюхова «Строгая бабушка» | | |
19 | Е.Пермяк «Обманное озеро» | | |
20 | Л.Воронкова «Ласковое слово» | | |
21 | Н.Артюхова «Большая берёза» | | |
22 | В.Осеева «Волшебная иголочка» | | |
23 | Н.Носов «Прятки» | | |
24 | Н.Артюхова «Мяу» | | |
25 | Е.Пермяк «Славка» | | |
26 | Н.Артюхова «Фарфоровые шаги» | | |
27 | Н.Носов «Замазка» Конкурс «знатоков» произведений Н.Н. Носова. | | |
28 | Н.Артюхова «Совесть заговорила» | | |
29 | Н.Артюхова «Кролик и репутация» | | |
30 | М.Зощенко «Лёля и Минька: Бабушкин подарок» | | |
31 | М.Зощенко «Лёля и Минька: Не надо врать» | | |
32 | Н.Артюхова «Новые соседи» | | |
33 | Н.Носов «Про тигра» | | |
34 | Итоговое занятие | | |