Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа №3
Приложение к ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
направление: духовно-нравственное
«Дорогою добра»
4 класс
2021-2022 учебный год
Составитель: Уткина В.О.
(Ф.И.О.)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
г. Калининград
2021 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
направление: духовно-нравственное
«Дорогою добра»
4 класс
2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «дорогою добра» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями).
Основная цель программы - освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям и самим себе.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 2021-2022 учебный год. Общее количество часов - 68 часа, из расчета 2 раза в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Содержание курса внеурочной деятельности
Я среди людей. (5 ч.)
игровой тренинг, беседа, конкурс, игра, дискуссия
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».
Кто я и как выгляжу? (4 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра
Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь, аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.
Я – личность. (4 ч.)
игровой тренинг, беседа, викторина, дискуссия
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Моё поведение зависит от меня самого.
Я и мои роли. (3 ч)
игровой тренинг, беседа, викторина, дискуссия, игра
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице.
Что за прелесть эти сказки! (13 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра
Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Главное в сказках - победа добра над злом. Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках есть правда и она всегда побеждает? Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло.
Праздники в Жизни человека. (6 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра
Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
Отношение к старшим и учителю. (11 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра
Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции в России в общении учителя и ученика.
Плохо одному. (2 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
Вежливость и этикет. (13 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра, викторина
Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза в поведении человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
Товарищи и друзья. (4 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра
Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
Что в нашем имени. (3 ч.)
игровой тренинг, беседа, дискуссия, игра
Понятия «имя», «фамилия», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во ч. | Дата |
1 | Я среди людей. | 5 | |
| Что такое человек. | 1 | |
| Формирование человека и окружающая среда. | 1 | |
| Понятия «я», «мы», «они». | 1 | |
| Общее и отличительное в этих понятиях. | 1 | |
| Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | 1 | |
2 | Кто я и как выгляжу? | 4 | |
| Нравственные понятия «я», «внешний вид». | 1 | |
| Почему люди по внешнему отличаются друг от друга. | 1 | |
| Лицо, одежда, мимика, жесты, речь, аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. | 1 | |
| Личная гигиена. | 1 | |
3 | Я – личность | 4 | |
| Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». | 1 | |
| Внешний и внутренний мир человека. | 1 | |
| Я - мой характер, мои знания. | 1 | |
| Моё поведение зависит от меня самого. | 1 | |
4 | Я и мои роли | 3 | |
| Понятие «роль» в кино, театре, жизни. | 1 | |
| Мои роли сегодня - кто я в этом мире. | 1 | |
| Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. | 1 | |
5 | Что за прелесть эти сказки! | 13 | |
| Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). | 1 | |
| Главное в сказках - победа добра над злом. | 1 | |
| Отличие сказки от рассказа. | 1 | |
| Духовный смысл сказок. | 1 | |
| Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. | 1 | |
| Отношение героев сказок к природе, к людям. | 1 | |
| Зачем людям нужны сказки. | 1 | |
| Волшебство, чудо и правда в сказках. | 1 | |
| Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. | 1 | |
| Почему в сказках есть правда и она всегда побеждает? | 1 | |
| Выдумка, фантазия в сказках. | 1 | |
| Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). | 1 | |
| Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. | 1 | |
6 | Праздники в Жизни человека. | 6 | |
| Понятия «праздник», «праздничный». | 1 | |
| Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. | 1 | |
| Школьные и классные праздники. | 1 | |
| Подарки и их значение в жизни человека. | 1 | |
| Церковные праздники и традиции их проведения. | 1 | |
| Как вести себя в храме. | 1 | |
7 | Отношение к старшим и учителю. | 11 | |
| Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). | 1 | |
| Отношение поколений в семье. | 1 | |
| Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. | 1 | |
| Обида. | 1 | |
| Почему надо уважать старшее поколение? | 1 | |
| Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. | 1 | |
| Русские и кавказские традиции отношения к старшим. | 1 | |
| Учитель и его обязанности в школе. | 1 | |
| Как должны относиться ученики к учителю и почему? | 1 | |
| Этикет в общении с учителем. | 1 | |
| Национальные традиции в России в общении учителя и ученика. | 1 | |
8 | Плохо одному. | 2 | |
| Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. | 1 | |
| Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. | 1 | |
9 | Вежливость и этикет. | 13 | |
| Понятия «тон голоса», «речь», «общение». | 1 | |
| Специфика речевого общения. | 1 | |
| Отличие устной речи от письменной. | 1 | |
| Речь и отношение человека к людям. | 1 | |
| Уважительное речевое общение. | 1 | |
| Шутки. | 1 | |
| Отражение характера в речи. | 1 | |
| Мимика, жесты, поза в поведении человека. | 1 | |
| Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. | 1 | |
| Содержание понятий «вежливость» и «этикет». | 1 | |
| Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. | 1 | |
| Как человек формирует «личный» этикет. | 1 | |
| Основные правила вежливости в общении. | 1 | |
10 | Товарищи и друзья. | 4 | |
| Понятия «товарищ», «друг», «господин». | 1 | |
| Особенности их использования в общении между людьми. | 1 | |
| Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | |
| Верность и бескорыстие в дружбе. | 1 | |
11 | Что в нашем имени. | 3 | |
| Понятия «имя», «фамилия», «кличка», «прозвище». | 1 | |
| Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. | 1 | |
| Имя и отношение к человеку. | 1 | |
| Итого: | 68 | |