СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Финансовая грамотность» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы.

Поэтому введение курса «Финансовая грамотность» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большесейская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

естественно -математического цикла

Протокол №____ от _______ 2020г.

Руководитель ШМО____ /И.П.Кольчикова/

«Согласовано»

зам.директора по УВР

«___» _________ 2020г.

________/Н.М.Матвеева/


«Утверждено»

И.о. директора школы

Приказ №______

«___» ________2020г.

______/И.В. Бутонаева/






Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

9 класс



Класс

Направление

МО

Учебный год

Вид деятельности

Составитель


9

общеинтеллектуальное

естественно-математического цикла

2020-2021

познавательный Куюкова С.С., учитель физики и математики 1 квал. категории


Большая Сея

2020 г.





Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана на основе авторской программы по финансовой грамотности (8-9 классы) под редакцией Е. Б. Лавренова и является составной частью ООП ООО МБОУ «Большесейская СОШ». 

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации..

Актуальность программы «Финансовая грамотность» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы.

Поэтому введение курса «Финансовая грамотность» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы курса «Финансовая грамотность»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС.

Цель программы: формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладение методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач, а также дать обучающимся целостное представление о механизме и закономерностях функционирования финансовой системы и полноценного участия в ней каждого гражданина..

Задачи программы:

- создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

- формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Реализация данной программы поможет школьникам не только определить сферу своих интересов и направление своей будущей профессиональной деятельности, но и получить знания, которые пригодятся во взрослой самостоятельной жизни; способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Срок реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия – 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Формы проведения занятий:

лекции, практические занятия, дискуссии, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга.

Формы работы с детьми: индивидуальная, групповая.

Основные методы обучения:

  • фронтальный метод;

  • групповой метод;

  • практический метод;

  • познавательная игра;

  • ситуационный метод;

  • игровой метод;

  • соревновательный метод;

  • активные методы обучения.

Технологии обучения:

1. Системно-деятельностный подход.

2. Личностно-ориентированная технология.

3. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся.

4. Технология игрового обучения.

5. Здоровьесберегающая технология.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде:

- выставок работ учащихся в классе, школе;

- конкурсов; мини-проектов,

-просмотр презентаций, зачет-тестирование.


Планируемые результаты освоения программы курса.

Требования к личностным результатам освоения курса:

• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;

• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.


Требования к метапредметным результатам освоения курса:

Познавательные:

• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

Регулятивные:

• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.);

• умение анализировать и интерпретировать финансовую ин-формацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.


Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знаниями:

о структуре денежной массы;

о структуре доходов населения страны и способах её определения; ̧

о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; ̧

о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции; ̧

об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц; ̧

о возможных нормах сбережения;

о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;

о видах страхования; ̧

о видах финансовых рисков;

о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач; о способах определения курса валют и мест обмена;

о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.


Таким образом, в результате обучения по данному курсу выпускник научится:

- принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

















Содержание курса внеурочной деятельности


Модуль 1. Управление денежными средствами семьи (11 ч.).

Базовые понятия и знания:

• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);

• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.

Личностные характеристики и установки:

• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

• осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;

• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;

• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

• пользоваться дебетовой картой;

• определять причины роста инфляции;

• рассчитывать личный и семейный доход;

• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

• различать личные расходы и расходы семьи;

• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

• вести учёт доходов и расходов;

• развивать критическое мышление.

Компетенции:

• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи;

• использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

• оценивать свои ежемесячные расходы;

• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.


Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния (4 ч.).

Базовые понятия и знания:

• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;

• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

•понимание принципа хранения денег на банковском счёте;

• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

•осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

• рассчитывать реальный банковский процент;

• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;

• анализировать договоры;

• отличать инвестиции от сбережений;

• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений;

• оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

• откладывать деньги на определённые цели;

• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи




Модуль 3. Риски в мире денег (5 ч.).

Базовые понятия и знания:

• особые жизненные ситуации, социальные пособия, страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;

• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями; финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется;

• осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

• понимание причин финансовых рисков;

• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

• читать договор страхования;

• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;

• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

• соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

• оценивать предлагаемые варианты страхования;

• анализировать и оценивать финансовые риски;

• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

• реально оценивать свои финансовые возможности.


Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч.).

Базовые понятия и знания:

• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес - план, источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;

• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

• понимание основных принципов устройства банковской системы;

• понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия;

• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.

Умения:

• читать договор с банком;

• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

• переводить одну валюту в другую;

• находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рис ков;

• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.


Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч.)

Базовые понятия и знания:

• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды;

• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов устройства пенсионной системы РФ;

а также знание основных способов пенсионных накоплений.

Личностные характеристики и установки:

• представление об ответственности налогоплательщика;

• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;

• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах.

Умения:

• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах управления накоплениями в сети Интернет.

Компетенции:

• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

•планировать расходы по уплате налогов;

• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.


Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание пре­зентаций;

  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта;

  • с уроками экономики: использование экономических понятий в реше­нии учебных и практических задач;

  • с уроками истории, географии;

  • с уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм, законодательных актов в решении учебных и практических задач.










Структура курса



Курс финансовой грамотности в 9 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определён­ный круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.







Тематическое планирование


№п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Управление денежными средствами семьи.


11

2

Способы повышения семейного благосостояния.

4

3

Риски в мире денег.


5

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.


8

5

Человек и государство: как они взаимодействуют.


6


Итого

34



Календарно-тематическое планирование, 9 класс (1 час в неделю).


№п/п

Тема раздела, занятия

Форма организации деятельности

Основные виды организации деятельности

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (11 ч.).


1

Современные деньги России и других стран.

Познавательная беседа.

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк.



2

Происхождение денег.

Деньги: что это такое?

Дискуссия.

Знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике.



3

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

Круглый стол

Способы влияния государства на инфляцию, состава денежной массы.



4

Структура доходов семьи. Какие бывают источники доходов.

Дискуссия.

Структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв. Факторы, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников.



5

От чего зависят личные и семейные доходы. Зарплата как источник дохода.

Круглый стол.

Структура личных доходов. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи.



6

Безработица: почему она возникает и какой бывает.

Дискуссия.

Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России.



7

Структура семейных расходов.

Практическая работа.

Структура доходов семьи. Человеческий капитал.



8

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Дискуссия.

Контроль расходов семьи. Благосостояние семьи.



9

Что такое семейный бюджет и как его построить.

Круглый стол.

Семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет).



10

Как оптимизировать семейный бюджет.

Практическая работа.

Способы планирования личного и семейного бюджетов.




11

Практическая работа по теме «Составление бюджета семьи».

Зачет.

Составление бюджета семьи.



Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния (4 ч.).


12

Для чего нужны финансовые организации.

Мини-исследование.

Банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование.



13

Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций.

Практическая работа.

Принцип хранения денег на банковском счёте.




14

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

Познавательная беседа.

Необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат.

Возможные риски при сбережении и инвестировании.



15

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

Деловая игра.

Варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи.



Модуль 3. Риски в мире денег (5 ч.).


16

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца и как с ними справиться.

Правовая консультация.

Особые жизненные ситуации, социальные пособия.



17

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы и как с ними справиться.

Правовая консультация.

Виды особых жизненных ситуаций, способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф.



18

Чем поможет страхование.

Познавательная беседа.

Страхование, виды страхования и страховых продуктов.



19

Какие бывают финансовые риски.

Практическая работа.

Финансовые риски. Виды рисков: (инфляция; девальвация; банкротство финансовых компаний, финансовое мошенничество).



20

Что такое финансовые пирамиды.

Познавательная беседа.

Осторожность в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников.



Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч.).


21

Что такое финансовое мошенничество. Фальшивые деньги.

Тестирование.

Финансовое мошенничество. Фальшивые деньги.



22

Что такое банк и чем он может быть полезен.

Мини- проект.

Банк, коммерческий банк, Центральный банк. Основные принципы устройства банковской системы.



23

Польза и риски банковских карт. Виды банковских карт.

Круглый стол.

Банковские карты. Виды банковских карт. Источники финансирования.



24

Договор банковского вклада и банковского счёта.

Познавательная беседа.

Договор банковского вклада. Договор банковского счёта.



25

Банковский кредит и условия его предоставления.

Познавательная беседа.

Банковский кредит. Условия предоставления банковского кредита.



26

Что такое бизнес. Как создать своё дело.

Мини- проект.

Представление о структуре бизнес-плана, об основных финансовых правилах ведения бизнеса.



27

Что такое валютный рынок и как он устроен.

Познавательная беседа.

Валюта, мировой валютный рынок, курс валюты. Влияние мирового валютного рынка на валютный рынок России.



28

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Решение экономических задач.

Условия выигрыша семьи от размещения семейных сбережений в валюте.




Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч.).


29

Что такое налоги и зачем их платить.

Дискуссия.

Налоги. Представление об ответственности налогоплательщика. Наказание (штрафы) за неуплату налогов и влияния штрафов на семейный бюджет.



30

Какие налоги мы платим. Портал государственных услуг.

Работа с документами.

Налоги. Прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы.



31

Простые правила похода в магазин.

Практическая работа.

Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.



32

Что нужно знать при оформлении на работу.

Познавательная беседа.

Что нужно знать при оформлении на работу.



33

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Познавательная беседа.

Пенсия, пенсионная система, пенсионные фонды. Основные способы пенсионных накоплений.



34

Итоговый контроль знаний по теме «Финансовая грамотность».

Зачет.

Тестирование.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!