РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРИКЛАДНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
на 2017/2018 учебный год
3-и классы
Разработчик:
Ишкова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационой категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа прикладного курса «Финансовая грамотность» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
3. Плана внеурочной деятельности МБОУ на 2017-2018 учебный год;
4. Положения о внеурочной деятельности МБОУ ;
5. Учебной программы «Финансовая грамотность». Автор: Ю. Н. Корлюгова – Москва Вита Пресс, 2014.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Формы реализации программы:
- устный опрос;
- письменная работа;
- тестовое задание;
- решение задач;
- решение кроссворда и анаграммы;
- мини-исследование;
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация;
- викторина;
- тест;
- творческая работа;
- проект.
Контроль осуществляется через организацию:
- текущей аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа (ответы на вопросы), тестовое задание, решение задач, решение кроссворда и анаграммы, мини-исследование, графическая работа (построение схем и диаграмм связей), творческая работа (постер, компьютерная презентация);
-итоговая аттестация: викторина, тест;
-внеурочная деятельность: творческая работа, проект.
Программа определена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
-
| Обмен и деньги | 17 |
-
| Семейный бюджет | 17 |
| ИТОГО: | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема раздела | Тема занятия | Кол.-во часов | Дата | Виды деятельности | Форма занятия |
Обмен и деньги (17ч) | Входное тестирование | 1 | | Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене, описывать свойства товарных денег, приводить примеры товарных денег и первых монет. Объяснять, почему появились монеты, описывать купюры и монет. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег. Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта. Приводить примеры иностранных валют. | Тест |
Появление обмена товарами | 1 | | Решение кроссворда |
Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью | 1 | | Устный опрос |
Свойства драгоценных металлов | 1 | | Мини-исследование |
Первые монеты разных государств | 1 | | Творческая работа |
Устройство монет | 1 | | Письменная работа |
Изобретение бумажных денег | 1 | | Графическая работа |
Защита монет от подделок | 1 | | Викторина |
Современные монеты | 1 | | Письменная работа |
Древнерусские товарные деньги | 1 | | Проект |
Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка» | 1 | | Решение кроссворда |
Первые русские монеты | 1 | | Тестовое задание |
Какие деньги были раньше в России | 1 | | |
Современные деньги России | 1 | | Проект |
Современные деньги мира | 1 | | Проект |
Безналичные деньги | 1 | | Творческая работа |
Функции банкоматов | 1 | | Устный опрос |
Семейный бюджет (17ч) | Основные источники дохода современного человека | 1 |
| Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять как появляются сбережения и долги. Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений | Викторина |
Источники дохода собственника | 1 | | Мини-исследование |
Кому помогает государство | 1 | | Решение кроссворда |
Существуют мошенники | 1 | | Устный опрос |
На что тратятся деньги | 2 |
| Решение кроссворда |
Обязательные и необязательные расходы | 2 | | Мини-исследование |
Бюджет – план доходов и расходов | 2 |
| Графическая работа |
Учёт доходов и расходов | 2 | | Творческая работа |
Как делать сбережения | 2 |
| Мини-исследование |
Сбережения, вложенные в банк и ценные бумаги | 2 | | Устный опрос |
Тестирование | 1 | | Тест |
ИТОГО: | | 34 | | | |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел «Обмен и деньги»
Появление обмена товарами. Проблема товарного обмена. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Древнерусские товарные деньги. Современные деньги России. Современные деньги мира.
Раздел «Семейный бюджет»
Откуда в семье деньги. Расходы: обязательные и необязательные. Бюджет – план доходов и расходов. Сбережения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определние элементарных проблем в области семейных финансовых и путей их решения;
- прведение элементарных финансовых расчётов.
Метапредметные
Личностные УУД:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные УУД:
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные УУД:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- компьютер;
- проектор