СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Программа «Функциональная грамотность» общекультурного направления составлена на основе авторской программы интегрированного курса «Функциональная грамотность»  М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой, 2021 год.

В 4 классе программа реализуется с модуля по формированию читательской грамотности. На каждый модуль отводится одна учебная четверть.

1 четверть - модуль «читательская грамотность».

2 четверть - модуль «математическая грамотность».

3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».

4 четверть - модуль «финансовая грамотность».

Программа рассчитана на один год обучения на 68 учебных часов.  Занятия учебных групп проводятся  2 раза в неделю по 45 минут.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области




Согласовано:

Заместитель директора Антонова А.А.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»










Составитель: Ниценкова Татьяна Николаевна


Новые Батеки, 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Функциональная грамотность» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.09, № 373 (зарегистрированном Минюстом России 22.12.09, № 15785).

Программа «Функциональная грамотность» общекультурного направления составлена на основе авторской программы интегрированного курса «Функциональная грамотность» М.В.Буряк, Е.Н.Карышевой, 2021 год.

Актуальность программы

Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед педагогом стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. 

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней; способность использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность. 

Введение курса «Основы функциональной грамотности» поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития детей, а также проблемы нравственно-этического воспитания. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в обучении младших школьников:

– недостаточно владеют смысловым чтением;

– не справляются с задачами на интерпретацию информации;

– затрудняются в решении задач, требующих анализа и

– не умеют высказывать предположения, строить

доказательства.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.

Цель занятий развития основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения

элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Задачи:

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находить и извлекать информацию из различных текстов;

- применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

- формирование духовно-нравственных качеств и всесторонне-развитой личности.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Программа ориентирована на обучающихся 4 класса, адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию развития и социальную адаптацию обучающихся; актуальна для работы с одаренными детьми.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Режим занятий

Программа рассчитана на один год обучения на 68 учебных часов. Занятия учебных групп проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время. В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.



Содержание программы:

В 4 классе программа реализуется с модуля по формированию читательской грамотности. На каждый модуль отводится одна учебная четверть.

1 четверть - модуль «читательская грамотность».

2 четверть - модуль «математическая грамотность».

3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».

4 четверть - модуль «финансовая грамотность».

Читательская грамотность (17 часов). Устное народное творчество. Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Работа с художественным текстом. Типы текстов (описание, повествование, рассуждение.) Комбинированная работа с текстом.

Естественно-научная грамотность (17 часов). Удивительная планета Земля. Вода. Реки и озёра. Моря и океаны. Разнообразие растений. Культурные растения. Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Творческое занятие. Гербарий. Разнообразие животных. Природные зоны России. Обитатели природных зон. Строение человека. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность (17 часов). Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Личные денежные средства. Товары и покупки. Потребительская корзина, состав потребительской корзины. Прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда. Страхование и его виды. Работа с понятиями: распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность (17 часов). Математические фокусы. Решай, отгадывай, считай. В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. Римские цифры. Творческая работа. Составляем словарик по финансовой грамотности. Участие в математических олимпиадах.


Учебный план


п/п

Тема

Целевые ориентиры воспитания

Всего часов

Модуль «Читательская грамотность»

1

Устное народное творчество.

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.


1

2

Старинная женская одежда

1

3

Старинные женские головные уборы

1

4-5

Старинная мужская одежда и головные уборы


2

6

Жилище крестьянской семьи на Руси

1

7-8

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

2

9

История посуды на Руси

1

10

Какие деньги были раньше в России

1

11

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

1

12-13

Работа с художественным текстом.

2

14

Типы текстов: текст описание.

1

15

Типы текстов: текст повествование.

1

16

Типы текстов: текст рассуждение.

1

17

Комбинированная работа с текстом

1


Модуль «Естественно-научная грамотность»

1

Удивительная планета Земля

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

1

2

Вода. Реки и озёра. Моря и океаны.

1

3

Разнообразие растений

1

4

Культурные растения.

1

5

Томат

1

6

Болгарский перец

1

7

Картофель

1

8

Баклажан. Семейство Паслёновые

1

9

Лук

1

10

Капуста

1

11

Горох

1

12

Грибы

1

13

Творческая работа. Гербарий.

1

14

Разнообразие животных

1

15-16

Природные зоны России. Обитатели природных зон

2

17

Строение человека

1

Модуль «Финансовая грамотность»

1

Зачем нужны деньги . Как появились деньги . Деньги в разных странах

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

1

2-3

Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи

2

4

Личные денежные средства. Товары и покупки

1

5-6

Потребительская корзина

2

7

Прожиточный

минимум

1

8

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

1

9 - 10

Распродажи, скидки, бонусы

2

11

Благотворительность

1

12

Страхование

1

13

Защита от мошенничества

1

14

Финансовые цели и планы

1

15

Основы предпринимательств а

1

16

Решение демоверсии ВПР

1

17

Итоговое занятие. Участие в олимпиадах.

1


Блок «Математическая грамотность»

1

В бассейне

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

1

2-3

Делаем ремонт

2

4

Праздничный торт

1

5

Обустраиваем участок

1

6-7

Поход в кино


2

8

Отправляемся в путешествие

1

9

Составляем словарик по финансовой грамотности

1

10

Математические фокусы.

1

11

Решай, отгадывай, считай.

1

12-13

Участие в математических олимпиадах.

2

14

Римские цифры.

1

15

Творческая работа. Математическая раскраска.

1

16

Часы нас будят по утрам

1

Итого 68 часов.

Формы деятельности

Основными формами, характерными при реализации данной программы, являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три очные формы работы:

 демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

 фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;

 самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Виды деятельности

Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды деятельности:

 познавательная деятельность;

 игровая деятельность;

 художественно-эстетическая деятельность.


Ожидаемые результаты

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.


Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.


Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.


Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.


Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.


На занятиях используются следующие формы контроля:

  • текущий – позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся;

  • итоговый – представлен в виде заданий на итоговом занятии;

  • самооценка – фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».

В качестве оценочных материалов могут выступать:

  • комбинированные задания на понимание прочитанного;

  • контроль техники чтения обучающихся;

  • тестирование;

  • проектная деятельность;

  • фронтальный опрос.


При работе с книгой и при выполнении различных заданий используются следующие технологии:

  • групповое обучение;

  • коллективное взаимообучение;

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • исследовательская деятельность;

  • проектная деятельность;

  • здоровьесберегающая технология и др.

Преобладают словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный; дискуссионный, и др.методы обучения.


Литература

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2012 г.).

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  5. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград, 2004г.

  6. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).


Литература для учащихся

  1. Буряк Мария Викторовна; Шейкина Светлана Анатольевна. Функциональная грамотность 4 класс. Тренажёр для школьников. – М: Планета, 2022 – 67 с.


Электронные ресурсы


  1. Функциональная грамотность - Онлайн тест | Online Test Pad

  2. ... (resh.edu.ru)






Календарно - тематическое планирование занятий по программе кружка «Функциональная грамотность»


п/п

Тема

Модуль «Читательская грамотность»

1

Устное народное творчество.

2

Старинная женская одежда

3

Старинные женские головные уборы

4-5

Старинная мужская одежда и головные уборы

6

Жилище крестьянской семьи на Руси

7-8

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

9

История посуды на Руси

10

Какие деньги были раньше в России

11

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

12-13

Работа с художественным текстом.

14

Типы текстов: текст описание.

15

Типы текстов: текст повествование.

16

Типы текстов: текст рассуждение.

17

Комбинированная работа с текстом

Модуль «Естественно-научная грамотность»

1

Удивительная планета Земля

2

Вода. Реки и озёра. Моря и океаны.

3

Разнообразие растений

4

Культурные растения.

5

Томат

6

Болгарский перец

7

Картофель

8

Баклажан. Семейство Паслёновые

9

Лук

10

Капуста

11

Горох

12

Грибы

13

Творческая работа. Гербарий.

14

Разнообразие животных

15-16

Природные зоны России. Обитатели природных зон

17

Строение человека

Модуль «Финансовая грамотность»

1

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах

2-3

Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи

4

Личные денежные средства. Товары и покупки

5-6

Потребительская корзина

7

Прожиточный

минимум

8

Опасности финансового рынка (финансовый обман)

9 - 10

Распродажи, скидки, бонусы

11

Благотворительность

12

Страхование

13

Защита от мошенничества

14

Финансовые цели и планы

15

Основы предпринимательств а

16

Решение демо-версии ВПР

17

Итоговое занятие. Участие в олимпиадах.

Блок «Математическая грамотность»

1

В бассейне

2-3

Делаем ремонт

4

Праздничный торт

5

Обустраиваем участок

6-7

Поход в кино

8

Отправляемся в путешествие

9

Составляем словарик по финансовой грамотности

10

Математические фокусы.

11

Решай, отгадывай, считай.

12-13

Участие в математических олимпиадах.

14

Римские цифры.

15

Творческая работа. Математическая раскраска.

16

Часы нас будят по утрам

17

Итоговое занятие














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!