СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Я - курянин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится рабочая программа внеурочной деятельности "Я - курянин".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Я - курянин"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Сухиновская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ Зюбченко Н.М.

«___» _________ 2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

_______ Площенко Е.В.

«___» __________ 2020 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______ Щербаченко Т.И.

«____» __________ 2020г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

духовно - нравственного направления

«Я - курянин»

4 класс

на 2020 – 2021 учебный год





Составитель: Бондаренко С.В.












с. Сухиновка

2020г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы М.И.Гладилиной , в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373), положениями МКОУ «Сухиновская СОШ» на 2019-2020 учебный год.

Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям ФГОС, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.


Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота России».  

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Общая характеристика курса

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.  

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.  

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание программы внеурочной деятельности "Я - курянин» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, вариативная же часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. 

Связь содержания программы с учебными предметами

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).

Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.

Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.

Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.

Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.

Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.

Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.

Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).


Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык– раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир(«связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

– экскурсии,

– беседы;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;

 

Окружающий мир,

– «современная Россия – люди и

государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение– сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

– классный час “Дедушкины ордена и медали”.  Творческая работа «Расскажи о своем герое»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться.

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир– знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- мини- проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в краеведческий музей, парк;

 -экскурсии по улицам города;

- заочные путешествия;

- беседы о природе родного края

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки


Место курса в учебном плане


Программа и материал курса рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю

Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.

Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна более двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).

Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. 

Для реализации программы предлагаются следующие  методы:

Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения; 
• экскурсий по селу, целевые прогулки; 
Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
Практический метод 
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате обучения по программе «Я – курянин» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребёнка будут сформированы:


Личностные действия:

Выпускник научится:

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать их возможное влияние на будущее;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Выпускник приобретёт:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- способность развивать в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регулятора морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свой край;

- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- эстетических чувств на основе знакомства с культурой Курской области;

- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.


Регулятивные действия:

Выпускник научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, сообщением для выступления на школьных научно-практических конференциях;

- вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу реализации проекта (исследования), так и в конце действия.


Познавательные действия:

Выпускник научится:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику Курской области, города Курска;

- описывать достопримечательности родного края;

- использовать различные справочные издания и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с различного рода географическими картами;

- работать с картой;

- находить на карте свой регион и его главный город;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.


Выпускник получит возможность:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

- работать в семейных архивах.


Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

- готовить сообщения и выступать с ними;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

- аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.


Результатами изучения первого года обучения являются умения:

- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

- называть государственные символы России, Курска и Курской области, изучать историю их возникновения;

- ориентироваться по карте Курской области, называть 2-3 соседей нашей области;

- называть 2-3 достопримечательности Курского края, города, микрорайона;

- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;

- знакомиться с Красной книгой Курской области, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять;

- наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов области;

- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- добросовестно выполнять обязанности обучающихся школы;

- ставить перед собой цель и достигать её самостоятельно или с помощью учителя;

- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из различных источников информации;

- создавать творческие работы, поделки, рисунки, сообщения для выступлений, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно.


Во второй год обучения полученные умения совершенствуются с учётом роста уровня подготовленности обучающихся. По каждой теме даётся более точная и объёмная информация. Дети продолжают знакомство с городом, его достопримечательностями, проводят экскурсии по городу, музеям города. Более подробно изучается история края, особенности быта и жизни курян, расширяются знания об обычаях, фольклоре, ремёслах, проводятся встречи с известными людьми нашего края. Изучаются культурные особенности и традиции Курской области.

На втором году обучения дети продолжают работать с картой области, учатся называть соседей и находить их местоположение. При работе используются такие методы, как исследовательский, частично-поисковый, метод сравнения. При работе учитель использует дополнительно к основным формам работы заочные (виртуальные) экскурсии, мини-сочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.


При работе в третий год обучения больше времени отводится на экскурсионную работу по городу, области. Продолжается знакомство с биографиями известных курян, их трудовым подвигом в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Большое внимание уделяется географическим сведениям о нашем крае. Значительная часть курса отведена для изучения современных тенденций развития города, области в различных сферах. Составляются кроссворды по различным темам, презентации, организуются выставки работ, поделок и фотографий, проводятся экскурсии по достопримечательностям города и края, встречи с интересными людьми. Большое внимание уделяется выполнению обучающимися проектных, проектно-исследовательских, творческих работ.

Предполагаемые результаты программы «Я – курянин» включают следующие формы контроля:

- текущий контроль (беседы с обучающимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития города Курска и Курской области);

- тематический контроль (тестовые задания, тематические зачёты);

- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо-исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных сообщений, проектных работ).


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Первый год обучения (2 класс)

(34 часа)


Введение

Что изучает краеведение. Цель и смысл изучения краеведения. Что значит быть краеведом.


Раздел 1

Я живу в России

Понятие «родина», «малая родина». Карта России, её изучение. Взаимосвязь понятий – «курянин», «россиянин».

Понятие «Россия», «столица». Значение и значимость Курска, Курской области для страны в целом и каждого человека в отдельности.

Курск – областной центр. Города Курской области. Символика.

Практическая работа с картами России, Курской области.

Семья. Традиции семьи. Понятия «родные», «родственники», «семья», «традиции семьи».

Родословная. Генеалогическое древо. Традиции семьи.

Домашние питомцы. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Моя улица. Дорога от дома до школы.


Раздел 2

Без прошлого нет настоящего

История школы, формирование интереса к истории школы. Школы города, их особенности. Формирование устойчивой позиции ученика.

История возникновения Курска.

Знаменский собор – исторический центр и духовный символ нашего города. История обретения иконы Божьей Матери «Знамение».

История местечка Коренная пустынь. Курская Коренская ярмарка.

Музеи Курска. Краеведческий музей. Музей Курской битвы.

Формирование понятий «музей», «краеведческий музей». Значение музеев. Правила поведения в музее.

Раздел 3

Природные богатства Курского края

Зеленые насаждения на улицах города, его окрестностях, их роль.

Парки, лесопарки, леса нашего края. Растения ядовитые и неядовитые.

Собственная и экологическая безопасность. Экологические проблемы края.

Птицы города и его окрестностей. Распознавание птиц, их повадки.

Бережное отношение к птицам.

Курский соловей – символ нашего края. Музей курского соловья.

Центрально-Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алёхина. Стрелецкая степь.

Понятие «заповедник», значение заповедников.

Красная книга, её значение. Флора ЦЧЗ. Многообразие растительного мира заповедника.

Фауна ЦЧЗ. Многообразие животного мира заповедника.

Курская ботаническая аномалия. Понятия «чернозём», «реликты», «живые ископаемые».


Раздел 4

Край, которым я горжусь

Семь чудес Курской области: природные и культурно-исторические достопримечательности Курской области (водяная мельница, плавающий остров, разноцветные озёра, башня Шамиля, самый маленький цветочек, скифский колодец, половецкий воин).

Край, которым горжусь!


Второй год обучения (3 класс)

(34 часа)


Введение

Краеведение, цели, задачи изучения курса краеведения. Курские краеведы. Курское областное краеведческое общество.


Раздел 1

Без прошлого нет настоящего

История основания города, поселения людей, проживавших на территории Курска и Курской области до 1032 года.

История города: от основания до 19 века.

Летопись семьи. Анализ первоисточников. Понятия «летопись», «генеалогия», «генеалогическое древо», «архив».

Особенности современного жилища. Старинные здания нашего города.

История некоторых памятников архитектуры города (по выбору учителя, обучающихся).

Особенности постройки домов. Традиции и обряды при возведении дома. Особенности курской избы. Символика в строительстве.

Внутреннее устройство дома, символика. Особенности убранства дома, его традиции. Назначение и история мебели, утвари.

Русский народный костюм, его составляющие. Курский костюм.

Отличия русских костюмов северных и южных областей, женского и девичьего костюма, будничного и праздничного. Символика в костюме.

Традиционные ремёсла края.

Курское ковроткачество. Курский ковёр. Особенности курских ковров.

История и география гончарного ремесла в нашем крае. Суджанская и Кожлянская народные игрушки, их отличия.

Раздел 2

Художественная культура Курского края

Фольклор – духовное богатство курян. Сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, праздники, обряды, обычаи курян. Особенности курского говора.

Народные таланты Курского края.

Курск литературный. Биографии поэтов и писателей, живших и работавших в Курске, Курской области, их творчество.

Курск театральный. История театров Курска, биографии выдающихся актёров, режиссёров прошлых лет и современности.

Правила поведения в театре.

Курск художественный. Биографии знаменитых художников, скульпторов прошлых лет и современности, их творчество.

Курск музыкальный. Биографии знаменитых композиторов, исполнителей, музыкантов, хореографов, танцоров.

Знакомство с филармонией, музыкальными школами, другими учреждениями Курска, связанными с музыкой.








Третий год обучения (4 класс)

(34 часа)


Введение

Значение краеведения для современника. Цели, задачи изучения курса краеведения.


Раздел 1

Природные богатства Курского края

Курск географический.

Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф.

Биография и открытия Г. Шелихова.

Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимы Курска и Курской области.

КМА. Михайловский ГОК. Виды полезных ископаемых, встречающихся на территории области. Железная руда, её свойства.

Водное богатство края. Реки, протекающие по территории Курска и Курской области их география, особенности их флоры, фауны.

Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде.


Раздел 2

Без прошлого нет настоящего

История курских старинных усадеб, Усадьба И. Т. Викторова «Дворец для любимой», усадьба А. А. Фета, усадьба Марьино, дворец Барятинских, усадьба Мазепы.

Духовное богатство нашего края, храмы, жизнь и деяния курян, посвятивших себя святому служению Отечеству.

Знакомство с историей возникновения монастыря Коренная пустынь. Возрождение духовной обители.

Исторические события, происходившие в Курске в 20 веке.

Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва.

Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.


Раздел 3

Край, которым я горжусь

Герои-земляки.

Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще.

Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке.

Курск современный. Тенденции развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.

Достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.

Почётные граждане города. Знакомство с их биографиями.

Курская антоновка – символ нашей области.

Конкурс общественного признания «Курская антоновка».

Курск – город будущего.






  1. Примерное календарно-тематическое планирование 3 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

план

факт

Введение (1ч)

1

5.09


Введение. Краеведение, цели, задачи изучения курса краеведения. Курские краеведы. Курское областное краеведческое общество.


1

Без прошлого нет настоящего (15 ч) 

2


3


4



5


6


7


8


9


10


11




12

13


14-16


12.09


19.09


26.09



03.10


10.10


17.10


24.10


07.11


14.11


21.11




28.11

05.12


12.12

19.12

26.12


История основания города, поселения людей, проживавших на территории Курска и Курской области до 1032 года.

История города: от основания до 19 века.

Летопись семьи. Анализ первоисточников. Понятия «летопись», «генеалогия», «генеалогическое древо», «архив».

Особенности современного жилища. Старинные здания нашего города.

История некоторых памятников архитектуры города (по выбору учителя, обучающихся).

Особенности постройки домов. Традиции и обряды при возведении дома. Особенности курской избы. Символика в строительстве.

Внутреннее устройство дома, символика. Особенности убранства дома, его традиции. Назначение и история мебели, утвари.

Русский народный костюм, его составляющие. Курский костюм.

Отличия русских костюмов северных и южных областей, женского и девичьего костюма, будничного и праздничного. Символика в костюме.

Традиционные ремёсла края.

Курское ковроткачество. Курский ковёр. Особенности курских ковров.

История и география гончарного ремесла в нашем крае. Суджанская и Кожлянская народные игрушки, их отличия.


1


1


1



1


1


1


1


1


1


1




1

1


3

Художественная культура Курского края(ч)

17-19




20

21-23



24-25



26

27-29



30-32



33-34


16.01

23.01

30.01


06.02

13.02

20.02

27.02

05.03

12.03


19.03

02.04

09.04

16.04

23.04

30.04

07.05

14.05

21.05

28.05


Фольклор – духовное богатство курян. Сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, праздники, обряды, обычаи курян. Особенности курского говора.

Народные таланты Курского края.

Курск литературный. Биографии поэтов и писателей, живших и работавших в Курске, Курской области, их творчество.

Курск театральный. История театров Курска, биографии выдающихся актёров, режиссёров прошлых лет и современности.

Правила поведения в театре.

Курск художественный. Биографии знаменитых художников, скульпторов прошлых лет и современности, их творчество.

Курск музыкальный. Биографии знаменитых композиторов, исполнителей, музыкантов, хореографов, танцоров.

Знакомство с филармонией, музыкальными школами, другими учреждениями Курска, связанными с музыкой.


3




1

3



2



1

3



3



3





Примерное календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п

Дата

Тема

Количество часов


план

факт

1

07.09


Значение краеведения для современника. Цели, задачи изучения курса краеведения.

1

2

17.09


Курск географический.

1

3

21.09


Курск на карте России, мира, особенности климата, рельеф.

1

4

28.09


Биография и открытия Г. Шелихова.

1

5

05.10


Топонимика. Что изучает топонимика. Топонимы Курска и Курской области.

1

6

12.10


КМА. Михайловский ГОК. Виды полезных ископаемых, встречающихся на территории области. Железная руда, её свойства.

1

7

19.10


Водное богатство края. Реки, протекающие по территории Курска и Курской области их география, особенности их флоры, фауны.

1

8

26.10


Проблемы экологии водных ресурсов края. Безопасность поведения на воде.

1

9

09.11


История курских старинных усадеб. Усадьба И. Т. Викторова «Дворец для любимой»(Коренево).

1

10

16.11


История курских старинных усадеб. Усадьба А. А. Фета(Фатеж).

1

11

23.11


История курских старинных усадеб. Усадьба Марьино, дворец Барятинских.

1

12

30.11


История курских старинных усадеб. Усадьба Мазепы (Ивановское).

1

13

07.12


Духовное богатство нашего края, храмы, жизнь и деяния курян, посвятивших себя святому служению Отечеству.

1

14

14.12


Знакомство с историей возникновения монастыря Коренная пустынь. Возрождение духовной обители.

1

15

21.12


Исторические события, происходившие в Курске в 20 веке.

1

16

28.12


Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва.

1

17

18.01


Курск в годы Великой Отечественной войны. Курская битва.(экскурсия в школьный музей).

1

18

25.01


Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.

1

19

01.02


Жизнь, судьба, подвиги детей в годы ВОВ.

(Экскурсия в сельскую библиотеку)

1

20

08.02


Герои-земляки.

1

21

15.02


Герои-земляки.(Экскурсия в школьный музей).

1

22

22.02


Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще.

1

23

01.03


Знакомство с биографиями уроженцев и жителей Курска, героев Советского Союза, Российской Федерации, исторических личностей, принесших славу городу, России на военном поприще.

1

24

15.03


Знакомство с биографическими сведениями известных людей, прославившихся в науке.

1

25

22.03


Курск современный. Тенденции развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.

1

26

05.04


Курск современный. Тенденции развития города в области строительства, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, искусства, спорта и пр.

1

27

12.04


Достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.

1

28

19.04


Достижения современности и проблемы, стоящие перед горожанами.

1

29

26.04


Курская антоновка – символ нашей области.

1

30

03.05


Конкурс общественного признания «Курская антоновка».

1

31

10.05


Курск – город будущего.


1

32

17.05


Курск – город будущего.

Конкурс рисунков.


1

33

24.05


Итоговое занятие.

1






Примерное календарно-тематическое планирование 2 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

план

факт

Введение (1ч)

1

6.09


Введение.

1

Род и  родословная (3 ч) 

2


3


4

13.09


20.09


27.09


Род и  родословная.

Практическая работа «Моё родословное древо».

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала»

Род и  родословная. Проект «Кем работают мои  родители?»

1


1


1

Дом, в котором я живу (3 ч)

5

6

7

4.10

11.10

18.10


Дом, в котором я живу.

Творческая работа.

Проект «Дом моей мечты»

1

1

1

Моя улица (3ч)

8

9

10

25.10

8.11

15.11


Урок-экскурсия по улицам города Курска.

Экскурсия «Моя улица».

Практическая работа «Здравствуй, улица моя!»

1

1

1

Наша школа (3 ч)

11

12

13

22.11

29.11

6.12


Экскурсия «Наша школа».

Поисковая работа «История моей школы».

«Знаменитые выпускники».

1

1

1

Почему мой город так называется? (3 ч)

14


15


16

13.12


20.12


27.12


Почему мой город так называется? Занятие -открытие «Начало начал города Курска». Экскурсия  по историческому центру городу

Почему мой город так называется?

Творческая работа «Загадочный мир названий».

1


1


1

Мир живой  природы нашего края (5 ч)

17

18


19

20

21

10.01

17.01


24.01

31.01

7.02


Экскурсия «Мир живой  природы нашего края»

Памятники природы города. Виртуальная экскурсия в ЦЧЗ «Стрелецкая степь»

Зелёные друзья на улицах города.

Практическая работа «Растения нашего города». Составление атласа растений.

1

1


1

1

1

Народный календарь (3ч)

22

23

24

14.02

21.02

28.02


Народный календарь. Практическая работа «Народные игры Курской губернии»

Изучение быта и культуры предков.

1

1

1

Что дает наш край стране (3 ч) 

25

26


27

14.03

21.03


4.04


Экскурсия «Что дает наш край стране»

Знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми в нашем крае.

Встреча с ветеранами труда.

1

1


1

Наш край в годы Великой Отечественной войны (3 ч)

28

29

30

11.04

18.04

25.04


Наш край в годы Великой Отечественной войны Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

1


Проект «Помни о войне». Собираем воспомина-ния близких людей о войне, старые фотографии.

1

Наш край богат талантами (4 ч)

31


32


33


34

2.05


16.05


23.05


30.05


Наш край богат талантами. Литературное, художественное, музыкальное творчество. Земляки, прославившие родной край.  Экскурсия (обзорная) в литературный музей.

Заочная экскурсия в картинную галерею им. Дейнеки.

Подведение итогов года.

1


1


1


1


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!