СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные исследователи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Актуальность занятий биологией и химией со школьниками обусловлена Привлечением дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные исследователи"»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа».

Программа направлена на формирования общенаучных, экспериментальных, интеллектуальных задатков и способностей, а также навыков проектной деятельности.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Актуальность занятий биологией и химией со школьниками обусловлена Привлечением дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья.

Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и химии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Педагогической целесообразностью создания программы можно считать, что программа способствует решени. проблемы здоровья общества, экологических и продовольственных проблем, которые можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации программы, т.к. дополнительное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Цель: развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических и биологических знаний, использование их в практической деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся;

Задачи:

  • углубить, расширить и систематизировать знания учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;

  • расширить знания о жизнедеятельности живых организмов;

  • научить решать задачи повышенной сложности по биологии и химии

  • формировать умение работать с научно- популярной литературой;

  • совершенствовать умение обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием;

  • научить применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

Программа рекомендована для учащихся 7-11 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки, а также для подготовки к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ по биологии и химии.

Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 45 минут

Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю, 35 часов в год).

В результате изучения курса «Юные исследователи» обучающиеся должны:

знать: формы лекарственных препаратов, виды моющих и чистящих средств, их применение и влияние на человеческий организм; правила хранения лекарств и бытовых химических веществ; меры оказания первой доврачебной помощи при химических отравлениях и ожогах;

уметь: объяснять применение лекарственных веществ, моющих и чистящих средств бытовой химии исходя из знаний об их свойствах; использовать эти вещества в домашних условиях; производить расчеты исходных веществ и готовить растворы разной концентрации; оказывать первую доврачебную помощь; решать задачи повышенной трудности;

использовать: приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1

Введение

4

3

1

2

Биологически активные соединения.

10

5

5

3

Домашняя аптечка.

6

3

3

4

Моющие и чистящие вещества

6

3

3

5

Пища и пищевые продукты.

4

2

2

6

Внеклассная работа

5

3

2

Всего

35
























Календарно - тематическое планирование

занятия

Планир. сроки

Фактич. сроки

Наименование темы

Количество часов

Введение

1



Знакомство с правилами техники безопасности в кабинете химии

1

2



Химическая посуда

1

3



Биологическая посуда

1

4



Методы изучения биологии и химии

1

Биологически активные соединения

5



Витамины. Водорастворимые витамины

1

6



Жирорастворимые витамины

1

7



Практическая работа по определению витаминов в продуктах питания

1

8



Решение задач на вычисление массовой доли раствора

1

9



Ферменты

1

10



Решение расчетных задач по определению выхода продукта реакции в ферментативных процессах

1

11



Гормоны.

1

12



Закрепление темы «Гормоны»

1

13



Обобщение знаний «Биологически активные соединения»

1

14



Экскурсия «Витамины сада»

1

Домашняя аптечка.

15



Изучение состава домашней аптечки.

1

16



Классификация лекарственных препаратов.

1

17



Практическая работа по распознаванию лекарственных препаратов

1

18



Решение задач по генетике

1

19



Опасность самолечения

1

20



Экскурсия «Виртуальная аптека»

1

Моющие и чистящие вещества

21



Средства борьбы с бытовыми насекомыми

1

22



Химические средства гигиены и косметики

1

23



Практическая работа по изучению состава туалетного мыла

1

24



Решение задач на определение молекулярной формулы веществ

1

25



Практическая работа «мыльные пузыри»

1

Пища и пищевые продукты.

26



Экологически чистые продукты питания. Определение нитратов в овощах

1

27



Правила здорового питания. Составление норм питания

1

28



Генномодифицированные пищевые продукты. Пищевые добавки.

1

29



Экскурсия «Опасный супермаркет»

1

Внеклассная работа.

30



Подготовка химического вечера «Замечательная, занимательная химия».

1

31



Химический вечер «Замечательная, занимательная химия».

1

32



Подготовка конкурса «Юные знатоки природы»

1

33



Конкурс «Юные знатоки природы»

1

34



Круглый стол «Наши успехи»

1

35



Резервное время

1

Содержание рабочей программы

Введение. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Знакомство с правилами техники безопасности в кабинете химии. Химическая посуда. Методы изучения биологии и химии.

Биологически активные соединения. Витамины, ферменты, гормоны.

Домашняя аптечка. Аптечные препараты и их свойства, правила хранения и сроки годности лекарственных препаратов.

Моющие и чистящие средства. Ознакомление со свойствами и составом моющих средств, применение знаний в практических работах.

Пища и пищевые продукты. Химия и биология пищевых продуктов. Изучение состава продуктов. Изучение глобальных проблем.

Внеклассная работа. Составление плана проведения конкурса и мероприятия, оформление итоговых работ, подведение итогов, проведение мероприятий.

Методическое обеспечение

Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, учащиеся готовят доклады.

Практические занятия проводятся в форме лабораторных и практических работ.

Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных успехов обучающегося.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. 

Материально-техническое обеспечение

  1. место проведения занятий - кабинет биологии

  2. подсобное помещение – лаборантская комната

  3. перечень оборудования учебного  кабинета  - классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, микроскопы, наглядные пособия);

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий

  1. микроскопы

  2. микропрепараты

  3. наглядные пособия.

  4. Набор химических реактивов – 1 шт.

Список литературы

Для учителя:

  1. Беляев Д.К. и др. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. М. ОАО «Московские учебники»,2011.

  2. Кириленко А.А. Молекулярная биология. Все типы задач. – Ростов н/Д: Легион, 2015.

  3. Марков А., Неймарк Е. Эволюция – классические идеи в свете новых открытий, Москва: АСТ:CORPUS, 2014.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.

 № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

  1. Теремов А.В., Петросова Р.А. – Биология 10 -11. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) -  Москва: Мнемозина, 2010.

Для обучающихся:

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

4. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

5. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

6. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!