СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» 10-11 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

интересная насыщенная программа для старшеклассников

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» 10-11 класс»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Химия вокруг нас»



Программа внеурочной деятельности «Химия и мы» предназначена для учащихся 10 -11 классов, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно профиля (химико-технологические, медицинские, сельскохозяйственные вузы). Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих хорошими знаниями основных химических законов, базовых знаний по общей химии и способных к творческому и осмысленному восприятию материала, что позволит выполнять практическую часть курса. Курс рассчитан на 34 часа, 0,5 час в неделю на 2 года.

Планируемые результаты

Прохождение курса позволит учащимся достичь следующих результатов:

Личностные

- расширить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы со справочными материалами и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации;

- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- развить познавательные интересы;

- умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;


Метапредметные

- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;


Предметные

- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей химии;

- научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком;

- предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;


Выпускник научится:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

  • применять основные положения теории химического строения органических веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений для объяснения обусловленных ими свойств;

  • классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз жиров в технике, продукты переработки жиров;

  • давать характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ.

  • использовать некоторые приемы проведения органического синтеза, выделения полученного продукта, изучения его свойств, практически познакомиться со взаимным превращением соединений различных классов;

  • практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по характерным реакциям – функциональные группы органических соединений;


Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, способы получения;

  • понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции;

  • характеризовать особенности строения, свойства и применение важнейших представителей биополимеров;

  • объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и крахмала на структуру и свойства полимеров.

  • распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;

  • использовать технику выполнения важных химических операций, необходимых и при изучении других разделов химии;


Содержание курса внеурочной деятельности.(34 часа)

Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории. (2 часа)

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии.

Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (2часа)

Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Практическая работа . Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.

Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.

Практическая работа .Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов.

Тема 3. Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений. (10 часов)

Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.

Практическая работа. Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Практическая работа .Измерение физических свойств: агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы. Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.

Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный элементный анализ соединений.

Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях. Качественный элементный анализ соединений.

Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.

Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.

Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра. Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.

Практическая работа. Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями железа (III).

Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического вещества.

Тема 4. Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений. (16 часов).

Химия и питание. Семинар.

Витамины в продуктах питания.

Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.

Природные стимуляторы.

Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин.

Органические кислоты. Свойства, строение, получение.

Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты.

Органические кислоты. Кислоты консерванты.

Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты.

Органические кислоты в пище.

щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств.

Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.

Практическая работа.Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы.

Углеводы в пище. Молочный сахар.

Практическая работа. Опыты с молочным сахаром.

Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.

Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала. Качественная реакция на крахмал. Свойства крахмала.

Углеводы в пище. Крахмал

Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений и маргарине.

Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства. Качественные реакции.

Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение объема при смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в растворах. Качественная реакция на одноатомные спирты.

Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.

Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков.

Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.

Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната.

Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Способы устранения.

Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение.

Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.

Практическая работа. Определение концентрации кислорода, растворенного в воде. Определение рН воды.

Коллоидные растворы и пища.

Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.

Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных напитков.

Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (4 часа)

Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.

Правила безопасности со средствами бытовой химии.

Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту.

Мыла. Состав, строение, получение.

Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.

Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.

Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло

Формы контроля

№ п/п

Название работы

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Итоговый тест.

*

*

*

*

2

Практические работы по КТП

























Календарно-тематическое планирование.


п/п

№ п/п

Раздел

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Период



Тема1

Введение

1



1

1


Организационное занятие.


Инструктаж по технике безопасности.

Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии

1 неделя



Тема 2.


Приемы обращения с лабораторным оборудованием

1 час



2

1


Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Работа с химическими реактивами




Практическая работа.Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда. Практическая работа.Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.

Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов.



3 неделя



Тема 3.


Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических соединений и неорганических

5 часов



3

1


Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ.




Практическая работа.Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.

Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Измерение физических констант.


5 неделя

4

2


Определение растворимости в воде


Практическая работа.Определение растворимости в воде, разбавленных растворах хлороводорода, гидроксида натрия, в органических растворителях.

Измерение рН в растворах.


7 неделя

5

3


Качественный элементный анализ соединений


Практическая работа.Качественный элементный анализ соединений.

Обнаружение углерода, водорода, в соединениях Качественный элементный анализ соединений. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях

9 неделя

6

4


Обнаружение функциональных групп. Реакции восстанавливающих сахаров




Практическая работа.Обнаружение функциональных групп.

Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.


11 неделя

7

5


Получение производных предполагаемого органического соединения



13 неделя



Тема 4.

Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений

6 часов



8

1


Химия и питание. Витамины в продуктах питания.



Белки, жиры, углеводы в пище. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.


15 неделя

9

2


Природные стимуляторы. Органические кислоты в пище.



Практическая работа.Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин. Органические кислоты в пище.



17 неделя

10

3


Органические кислоты


Свойства, строение, получение.

Получение и изучение свойств уксусной кислоты. Кислоты консерванты.

Изучение свойств муравьиной кислоты.



21 неделя

11

4


Белки


Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.

Практическая работа.Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков.


23 неделя

12

5


Неорганические соединения на кухне. Контроль качества воды.


Соль, сода. Практическая работа.

Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната. Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Практическая работа.Способы устранения.

Определение жесткости воды и ее устранение. Оценка загрязненности воды. Практическая работа.Определение концентрации кислорода, растворенного в воде. Определение рН воды.


25 неделя

13

6


Коллоидные растворы и пища.



Коллоидные растворы и пища.

Изучение молока как эмульсии.


27 неделя



Тема 5.


Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений.

4 часа



14

1


Правила безопасности со средствами бытовой химии.



Правила безопасности со средствами бытовой химии.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту

29 неделя

15

2


Моющие средства и чистящие средства.


Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств.



31неделя

16

3


Мыла.


Мыла. Состав, строение, получение.

Практическая работа.Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.


33неделя

17

4


Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах


Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.

Практическая работа.Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло.



35 неделя




11 класс







Введение


1 час



1

1


Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности


Практическое занятие: Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии.

Знать основные правила по технике безопасности в химической лаборатории.

Знать правила техники безопасности при проведении исследований. Знать состав медицинской аптечки и уметь оказать первую медицинскую помощь.


1 неделя



Тема 2

Приемы обращения с лабораторным оборудованием.


(1 час)




2

1


Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Классификация реактивов


Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Практическое занятие Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.Знать основное лабораторное оборудование и приемы обращения с ним.

Уметь работать со спиртовкой, весами, ареометрами, мерной посудой.


3 неделя



Тема 3.

Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических и неорганических соединений.

5 часов



3

1


Качественный анализ органических и неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ



Практическое занятие Качественный анализ органических и неорганических веществ.

Понятие: качественный анализ. Схема процесса идентификации

Проводить качественный анализ веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета. запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Практическое занятие Измерение физических констант: агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.

Физические константы, способы их определения.

Уметь определять физические константы.



5 неделя

4

2


Определение растворимости различных веществ


Определение растворимости в воде, разбавленных растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.

Практическая работа. Измерение рН в растворах.

Понятие растворимости.



7 неделя

5

3


Качественный элементный анализ соединений.



Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях.

Понятие: элементный анализ.

Уметь определять в веществах С, Н. Практическая работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях.

Понятие: элементный анализ.

Уметь определять в веществах серу, галогены, азот.



9 неделя

6

4


Определение функциональных групп классов.


Обнаружение функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов, кислот оснований.

Практическая работа.Обнаружение функциональных групп.

Понятие: функциональная группа. Реакции восстанавливающих сахаров

 Изучение реакций восстанавливающих сахаров.

Понятие: восстанавливающие сахара, строение, состав.



11 неделя

7

5


Получение производных предполагаемого органического соединения


Получение производных предполагаемого органического соединения и проведение дополнительных реакций.

 Изучение взаимодействия органических соединений различных классов с соединениями серебра.

Синтез органического соединения

Проводить синтез органического производного серебра.


13 неделя



Тема 4.

Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений.

10 часов



8

1


Химия и питание.


Химия и питание. Семинар.

Знать качественный состав пищи. Понятие – здоровое питание

15 неделя

9

2


Витамины в продуктах питания.



Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.

Состав витаминов, классификация, действие на организм.

Определять витамины в продуктах питания.


17 неделя

10

3


Органические кислоты. Свойства, строение, получение.



Практическая работа.Получение и изучение свойств уксусной кислоты.

Основные свойства органических кислот, состав, строение, классификацию.

Уметь получать уксусную кислоту химическим путем, знать свойства как класса

19 неделя

11

4


Органические кислоты в пище.



Органические кислоты в пище.

Свойства щавелевой, молочной и кислот. Изучение их свойств.

Знать основные классы органических кислот, нахождение их в продуктах питания.

Синтез и выделение органических кислот.


21 неделя

12

5


Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.



Практическая работа. Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы.

Знать строение, состав, классификацию углеводов.

Обнаружить наличие глюкозы в пищевых продуктах. Стадии производства сахара из сахарной свеклы. Знать свойства сахарозы.


23 неделя

13

6


Углеводы в пище. Молочный сахар.Крахмал.Целлюлоза.



 Опыты с молочным сахаром.

Многообразие сахаров в природе.

Знать различия свойств молочного сахара и сахарозы с глюкозой. Качественные реакции.

25 неделя

14

7


Одноатомные и многоатомные спирты.


Одноатомные и многоатомные спирты. Характеристика классов. Физические свойства. Качественные реакции.

Практическая работа.  Обнаружение этилового спирта и высших спиртов в растворах. Качественные реакции на спирты.

Знать Характеристику класса, свойства спиртов.

Методику определения, определять удельный вес спирта, качественные реакции на спирты.


27 неделя

15

8


Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.



Практическая работа. Определение белков в продуктах питания. Цветные реакции белков. Свойства белков.

Характеристика класса. Качественные реакции. Значение белков для жизненных процессов.

Определять белки в продуктах питания.


29 неделя

16

9


Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.



Практическое занятие Качественные реакции на ионы натрия, хлорид-ионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната и гидрокарбоната.

Знать неорганические соединения используемые на кухне, определять класс веществ.

Проводить определение, знать качественные реакции на ионы

31 неделя

17

10


Коллоидные растворы и пища.

Анализ пищевых продуктов


Изучение молока как эмульсии.

Понятие о коллоидных растворах. Уметь рассказывать о коллоидных растворах в повседневной жизни.

Объяснять, почему молоко относится к эмульсиям. Практическое итоговое занятие по теме. Анализ качества прохладительных напитков.

Проводить анализ прохладительных напитков.



33 неделя






Учебно - методический комплекс:

  1. Автор составитель Г.А. Шипарева - Программы элективных курсов. Химия профильное обучение 10-11 класс – М, Дрофа 2016 г.

  2. Е.В. Тяглова – Исследовательская деятельность учащихся по химии – М., Глобус, 2017 г.

  3. И.М. Титова – Химия и искусство – М., Вентана-Граф, 2017 г

  4. Артеменко А.И., Тикунова И.В. Ануфриев Е.К. – Практикум по органической химии – М., Высшая школа, 2011 г

  5. О. Ольгин – Опыты без взрывов – М, Химия , 1986 г

  6. Э. Гросс, Х. Вайсмантель –Химия для любознательных – Л., Химия Ленинградское отделение, 2007 г.

  7. П.А.Оржековский, В.Н. Давыдов, Н.А. Титов - Творчество учащихся на практических занятиях по химии.- М., Аркти, 2009г

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

  1. Библиотека электронных наглядных и учебных пособий www.edu. rt.ru

  2. Электронные пособия библиотеки «Кирилл и Мефодий».

  3. htpp://www.alhimik.ru

  4. htpp//www./schoolchemistry.by.ru

  5. www.1september.ru

  6. htpp//www./school-collection.edu.ru

  7. edu.tatar.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!