Программа адресована МБОУ «Средней школе № 72 с углубленным изучением отдельных предметов» для учащихся 1 класса.
Срок реализации курса «Математика с увлечением» 1 год. Общий объём учебного времени курса в 1 классе составляет 33 часа (по 1 часу в неделю), продолжительность занятия 35 минут.
Сроки реализации программы: 2020– 2021 учебный год.
1. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Рабочая тетрадь к курсу «Математика с увлечением». 1 класс. (ООО «Планета», 2016г.)
2. Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением (ООО «Планета», 2016г.)
Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы);
приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, цепочками; представлять, анализировать данные;
приобретать первоначальные навыки работы на компьютере (выбор верного ответа, построение фигур, работа с составом чисел на основе предметов).
выделять признаки предметов: цвет, форму, размер;
выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака и объединять группу предметов в большую группу на основе общего признака;
сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 20;
составлять верные равенства и неравенства;
анализировать текст учебной задачи с целью её решения;
обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
решать простые задачи на нахождение суммы, остатка, на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение;
решать задачи в одно, два действия на сложение и вычитание;
использовать знания для решения заданий;
изображать плоские геометрические фигуры;
ориентироваться в пространстве;
проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Содержание курса(разделов) | Вид деятельности | |
Раздел 1. «Признаки предметов» (1ч.) | |
1 | Сравнение предметов. Признаки предметов. Лесные полянки. | Беседа- виртуальная экскурсия | Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы. | Познавательная деятельность | |
Раздел 2. «Пространственные и временные отношения» (1ч.) | | Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту: путешествие точки. Построение собственного маршрута и его описание. | | |
2 | Числа от 1 до 5. В лес по грибы. | Игра-путешествие | Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, их характеристика (выше-ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху-внизу, больше-меньше, толще-тоньше, короче-длиннее). Порядок следования событий: раньше-позже. | Игровая деятельность | |
Раздел 3. «Числа и операции над ним. Числа от1 до 10» (6ч.) | |
3 | Пространственные и временные представления. Цветочные часы | Виртуальная экскурсия | Числа от 1 до 9. Счёт предметов | Познавательная деятельность | |
4 | Геометрические фигуры. Птичьи часы. | Ролевая-игра | Нумерация чисел. Фигуры | Игровая деятельность | |
5 | Равенство. Неравенство. В лес по ягоды. | Игра-викторина | Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. | Игровая деятельность | |
6 | Числа от 1 до 10. Лесные этажи. | Тренинг | Запись чисел от 1 до 10. | Игровая деятельность | |
7 | Увеличить (уменьшить) на … Лиственные деревья. | Беседа о привлечении участия в региональных предметных играх | Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Состав чисел от 2 до 10 | Познавательная деятельность | |
8 | Число 0. Сложение с 0. Вычитание 0. Русская красавица. | Виртуальная экскурсия | Число ноль. | Познавательная деятельность | |
Раздел 4. «Числа от 11 до 20» (2ч.) | |
9 | Многоугольники. Хвойные деревья. | Разработка проекта | Свойства фигур | Познавательная деятельность |
10 | Слагаемые. Сумма. Лесные орехи. | Дидактическая игра | Нумерация чисел от 11 до 20. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. | Игровая деятельность |
Раздел 5. «Арифметические действия в пределах 20» (8ч.) |
11 | Задачи на нахождение суммы и остатка. Лесные кустарники. | Игра-викторина | Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. | Игровая деятельность |
12 | Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Лесные цветы. | Конкурс - игра | Таблица сложения и вычитания в пределах 20. | Игровая деятельность |
13 | Задачи на разностное сравнение. Лесная аптека. | Виртуальная экскурсия | Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания | Познавательная деятельность |
14 | Решение задач разных видов. Ядовитые растения. | Виртуальная экскурсия | Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Способы проверки правильности вычислений, взаимосвязь компонентов и результатов действий. | Познавательная деятельность |
15 | Состав чисел от 5 до 10. Кто где живёт. | Тренинг | Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. | Игровая деятельность |
16 | Числа от 1 до 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Насекомые в лесу. | Виртуальная экскурсия | Сложение, вычитание. | Познавательная деятельность |
17 | Связь между слагаемыми и суммой. Лесные санитары. | Ролевая-игра | Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания | Игровая деятельность |
18 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Лесные птицы. | Конкурс-викторина | Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. | Игровая деятельность |
Раздел 6. «Величины и их измерение» (1ч.) |
19 | Примеры с окошками. Лесной доктор. | Виртуальная экскурсия | Величины: масса, объём. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы, вместимости. | Познавательная деятельность |
Раздел 7. «Текстовые задачи» (6ч.) |
20 | Меры длины. Сантиметр. Дециметр. Лесной полицейский. | Круглый стол | Задача. Структура задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. | Познавательная деятельность |
21 | Килограмм. Литр. Пернатая кошка. | Разработка проекта | Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решение задач. | Познавательная деятельность |
22 | Числа от 11 до 20. Нумерация. Хозяин леса. | Виртуальная экскурсия | Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или на схеме, для ответа на заданные вопросы. | Познавательная деятельность |
23 | Обратные задачи. Гордость леса. | Игра- путешествие | Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий. Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. | Игровая деятельность |
24 | Измерение площади. Лесная плутовка. | Ролевая -игра | Текстовые задачи, содержащие отношения «Больше на…», «меньше на…». Текстовые задачи на разностное сравнение. | Игровая деятельность |
25 | Задачи в два действия. Заботливая хозяйка. | Виртуальная экскурсия | Решение логических задач и нестандартных задач. | Познавательная деятельность |
Раздел 8. «Геометрические фигуры» (5ч.) |
26 | Выражения со скобками. Лесной трусишка. | Ролевая-игра | Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. | Игровая деятельность |
27 | Танграм. Серый разбойник. | Интеллектуальная игра | Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, конус. Конструкторы: «Танграм» - древняя китайская головоломка, «Волшебный квадрат». | Познавательная деятельность |
28 | Табличное сложение в пределах 20. Колючий колобок. | Виртуальная экскурсия | Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | Познавательная деятельность |
29 | Табличное вычитание в пределах 20. Лесное болото. | Сюжетная игра Тренинг | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, отрезок, многоугольники, круг, овал. Геометрические узоры. | Игровая деятельность |
Раздел 9. «Геометрические величины» (2ч.) |
31 | Оси симметрии фигуры. Леса России. | Конкурс- игра | Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины. Измерение длины отрезка. | Игровая деятельность |
32 | Объёмные фигуры. Как вести себя в лесу. | Виртуальная экскурсия | Площадь. Измерение площади с помощью мерок. | Познавательная деятельность |
Раздел 10. «Работа с информацией» (1ч.) |
33 | Математическое путешествие. Итоговое занятие. | Диагностирование Игра- путешествие | Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Представление информации в виде таблицы. Составление конечной последовательности предметов. Программа по курсу «Математика с увлечением» является интегрированной, поэтому задания тесно связаны с темами по окружающему миру. | Игровая деятельность |