АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
(МБОУ «СШ №9»)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2018 г.
Утверждаю
Директор
О.В. Антышева
Приказ № 267 -ОД от 29.08.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мир информатики»
для обучающихся 2 класса,
начальное общее образование
Гулеенковой Анастасии Витальевны
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир информатики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение проверочных работ – 4.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
овладение приемами и способами информационной деятельности;
формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Программа предусматривает
Формы организации обучения:
– Коллективная и индивидуальная работа;
– работа в парах;
– практическая работа за компьютером.
Основные методы обучения: беседа, игра: познавательная, развивающая; проектная работа; практическая работа; наглядный.
Содержание тем учебного курса
«Мир информатики»
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся | Формы контроля |
Тема №1 Виды информации, человек и компьютер | 8 часов | Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. | Контрольная работа |
Тема №2 Кодирование информации | 8 часов | Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Разговорный и компьютерный языки. Текстовая и графическая информация. | Контрольная работа |
Тема №3 Числовая информация и компьютера | 8 часов | Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. | Контрольная работа |
Тема №4 Данные | 7 часов | Данные. Текстовые данные. Передача данных. Работа с данными. Компьютер и обработка данных. | Итоговая контрольная работа |
Итоговое занятие | 1час | Повторение основных понятий курса. | |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Виды информации, человек и компьютер | 8 | |
2 | Кодирование информации | 8 | |
3 | Числовая информация и компьютер | 8 | |
4 | Данные | 9 | |
| Итоговое занятие | 1 | |
Итого | | 34 | |
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Дата | Корректировка КТП |
Виды информации, человек и компьютер (8 часов) |
1 | Техника безопасности при работе на компьютере. Человек и информация | 1 | | |
2 | Какая бывает информация | 1 | | |
3 | Источники информации | 1 | | |
4 | Приемники информации | 1 | | |
5 | Что мы знаем о компьютере | 1 | | |
6 | Компьютер как инструмент | 1 | | |
7 | Основные устройства компьютера | 1 | | |
8 | Повторение изученного | 1 | | |
Кодирование информации (8 часов) |
9 | Носители информации | 1 | | |
10 | Кодирование информации | 1 | | |
11 | Информация и знаковые системы | 1 | | |
12 | Английский алфавит и славянская азбука | 1 | | |
13 | Письменные источники информации | 1 | | |
14 | Разговорный и компьютерный языки | 1 | | |
15 | Текстовая и графическая информация | 1 | | |
16 | Повторение изученного | 1 | | |
Числовая информация и компьютер (8 часов) | |
17 | Числовая информация | 1 | | |
18 | Время и числовая информация | 1 | | |
19 | Число и кодирование информации | 1 | | |
20 | Способы кодирования информации | 1 | | |
21 | Двоичное кодирование | 1 | | |
22 | Код из двух знаков | 1 | | |
23 | Помощники человека при счете | 1 | | |
24 | Повторение изученного | 1 | | |
Данные (9 часов) |
25 | Данные | 1 | | |
26 | Текстовые данные | 1 | | |
27 | Передача данных | 1 | | |
28 | Компьютер и обработка данных | 1 | | |
29 | Компьютер и обработка данных | 1 | | |
30 | Текст и текстовый редактор | 1 | | |
31 | Изображение и графический редактор | 1 | | |
32 | Таблица и электронные таблицы | 1 | | |
33 | Повторение изученного | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
Планируемые результаты изучения курса
«Мир информатики»
В ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования, создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Мир информатики» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Регулятивные УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.
Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; установление причинно-следственных связей; самоконтроль; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела.
Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), а также в других источниках информации;
Знаково-символическое моделирование:
составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
опорные конспекты – знаково-символические модели.
* Смысловое чтение:
анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
работа с различными справочными информационными источниками.
* Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий: составление алгоритмов формальных
исполнителей.
Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций.
Логические универсальные действия
Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.
Коммуникативные УУД
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
Владение монологической и диалогической формами речи.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования.
Обучающиеся могут научиться:
Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.