СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное направление» «Увлекательная математика каждому» 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Увлекательная математика каждому» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное направление». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Программа адресована учащимся 7 классов и рассчитана на 70 часов. Периодичность занятий - 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное направление» «Увлекательная математика каждому» 7 класс»




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области










Рабочая программа

внеурочной деятельности по направлению

«Общеинтеллектуальное направление»

«Увлекательная математика каждому»

для 7 «А» класса на 2018-2019 учебный год.







Составитель-

учитель математики

Барыбина Н.А.




Рабочая программа «Увлекательная математика каждому» реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное направление». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Программа адресована учащимся 7 классов и рассчитана на 70 часов. Периодичность занятий - 2 часа в неделю.

I. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

личностные:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; целостное мировоззрение, соответствующее совре­менному уровню развития науки и общества;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать геометрические модели;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

  • в сотрудничестве с учителем, группой находить несколько вариантов решения учебной задачи

познавательные УУД

  • самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-

  • следственных связей;

  • создавать математические модели;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

  • использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

  • работать с дополнительными текстами и заданиями;

  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

  • формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.


коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять ее в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;


II. Содержание программы

Содержание курса направлено на то, чтобы учащиеся осознали степень своего интереса к предмету и смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших углубленных занятий по математике.

Элементы истории математики. "Таинственные знаки" математики Древнего
Востока. Древний Египет.

Историческая справка. Качества необходимые при изучении математики (внимание, воображение, наблюдательность, умение быстро считать, память, воля, нестандартное мышление, умение применять знания в творческих условиях)

Метод равных треугольников - исторически первый геометрический метод.
Историческая справка. Задачи с треугольниками.

Действительные числа.

Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции.

Уравнения с одной переменной.

Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. Линейные уравнения с параметром.
Решение линейных уравнений с параметром. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Решение текстовых задач

Здесь даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска решения.

Буквенные выражения. Многочлены.

Преобразование буквенных выражений. Деление многочлена на многочлен «уголком». Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. Решение нестандартных задач.

Уравнения с двумя переменными.

Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами.

Решение текстовых, логических, олимпиадных задач.

Как научиться решать задачи? Старинный способ решения задач на смешение веществ. Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Решения задач «обратным ходом». Решение логических задач. Принцип Дирихле. Задачи на переливание. Решение
олимпиадных задач. Задачи на делимость. Задачи, решаемые с помощью графов.

Комбинаторика. Описательная статистика

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторное правило умножения Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.


III. Тематическое планирование

п/п

Темы

Кол-во

часов

1

Элементы истории математики.

1

2

Метод равных треугольников

4

3

Действительные числа

5

4

Уравнения с одной переменной

8

5

Решение текстовых задач

16

6

Буквенные выражения. Многочлены

10

7

Уравнения с двумя переменными

12

8

Решение текстовых, логических олимпиадных задач

8

9

Комбинаторика. Описательная статистика

6

Итого


70







Календарно-тематическое планирование курса «Увлекательная математика каждому» для 7 «А» класса


Дата

план

Дата

факт

урока

Тема урока




1

Элементы истории математики.

"Таинственные знаки" математики Древнего Востока. Древний Египет




2

Метод равных треугольников - исторически первый геометрический
метод




3

Метод равных треугольников




4

Метод равных треугольников




5

Метод равных треугольников




6

Историческая справка. Римские и арабские цифры и числа..




7

Числовые выражения.




8

Вычисление значения числового выражения.




9

Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел.




10

Пропорции. Решение задач на пропорции




11

Уравнения с одной переменной




12

Уравнения с одной переменной




13

Уравнения с одной переменной




14

Решение линейных уравнений с модулем




15

Решение линейных уравнений с модулем




16

Решение линейных уравнений с модулем




17

Решение линейных уравнений с параметрами




18

Решение линейных уравнений с параметрами




19

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач




20

Схематизация и моделирование при решении текстовых задач




21

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)




22

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)




23

Задачи на совместную работу («на бассейны», совместное движение)




24

Задачи на среднюю скорость движения




25

Задачи на среднюю скорость движения




26

Задачи на движение по реке




27

Задачи на движение по реке




28

Задачи на движение по реке




29

Задачи на смеси




30

Задачи на смеси




31

Задачи на смеси




32

Задачи на доли и проценты




33

Задачи на доли и проценты




34

Задачи на доли и проценты




35

Преобразование буквенных выражений




36

Преобразование буквенных выражений




37

Преобразование буквенных выражений




38

Преобразование буквенных выражений




39

Деление многочлена на многочлен




40

Деление многочлена на многочлен.




41

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля




42

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля




43

Решение нестандартных задач.




44

Решение нестандартных задач.




45

Линейные диофантовы уравнения




46

Линейные диофантовы уравнения




47

Системы линейных уравнений с двумя переменными




48

Системы линейных уравнений с двумя переменными




49

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными




50

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными




51

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными




52

Решение систем уравнений различными способами




53

Решение систем уравнений различными способами




54

Решение систем уравнений различными способами




55

Решение задач составлением систем уравнений




56

Решение задач составлением систем уравнений




57

Задачи на делимость




58

Задачи на делимость




59

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц




60

Задачи, решаемые с помощью графов




61

Принцип Дирихле




62

Задачи на переливание.




63

Решение олимпиадных задач




64

Решение олимпиадных задач




65

Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.




66

Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.




67

Комбинаторное правило умножения Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.




68

Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение.




69

Практическое применение статистики




70

Итоговое занятие.







Литература


А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2011.

А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен»,2014.

В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие,Цивильск, 2014.

Гусев Д.А. ,Удивительная логика, М, ЭНАС,2010;

Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1994;

Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К., «Как решают нестандартные задачи»,М. издательство,МЦНМО,2009;

Кноп К.А. «Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам» М, издательство МЦНМО,2011;

Мерзон Г.А., Ященко И.В., «Длина, площадь, объем.(6-11 кл.), М, издательство МЦНМО,2011;

Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов

Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».

Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!