СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 5- 9 классов "Малая академия наук"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования.В программе рассматривается предметные, личностные , метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по  математике, географии, информатики .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 5- 9 классов "Малая академия наук"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

«МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК»

для обучающихся 5-9 классов

Срок реализации 5 лет.



















Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)), в соответствии с учебным планом основного общего образования школы

На внеурочную деятельность учебным планом предусмотрено 35 часов:

в 5 и 6 классах — по 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель);

в 7 и 8 классах – по 35ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель);

в 9 классах – 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования.









Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:«МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК»

  • формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы;

  • формулировать цель деятельности по заданному результату;

  • формулировать задачу, исходя из формулировки цели;

  • участвовать в распределении деятельности между членами группы;

  • отвечать за порученный фрагмент работы, использовать предложенные методы;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, эксперимент, постановка проблемы, моделирование, использование математических моделей;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, описание;

  • находить необходимую информацию, работать с источниками, составлять список литературы;

  • осуществлять рефлексию результатов решения задачи;

  • демонстрировать усвоение необходимого для работы над проектом нового знания.

  • рассматривать проблему под разными углами зрения, с разных позиций; формулировать проблему с определённой позиции;

  • формулировать цель деятельности по решению проблемы;

  • формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа;

  • планировать поэтапное достижение цели;

  • выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные цели проекта;

  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как теоретическое обоснование;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: объяснение, использование статистических данных;

  • анализировать результат по степени решения проблемы;

  • наглядно и логично представлять результаты своей деятельности;

  • из нескольких проблем выбирать главную (по тем или иным признакам), выбирать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении и обосновать выбор;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок;

  • выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь и обосновывать выбор;

  • проводить уточнение цели с учётом имеющихся средств её достижения;

  • планировать индивидуальный проект/исследование;

  • выполнять индивидуальный проект;

  • выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы адекватные исследуемой проблеме;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, доказательство от противного;

  • анализировать результат по соответствию цели;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, представлять результаты своей деятельности и ход работы;

  • демонстрировать творческую составляющую деятельности;

  • планировать проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные достигаемой цели /исследуемой проблеме;

  • отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • демонстрировать опыт практического применения знаний в различных ситуациях;

  • обосновывать выбор технологии изготовления проектного продукта.

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования;

  • планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определённых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования;

  • писать исследовательскую работу на выбранную тему;

  • использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • описывать опыт практического применения знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

  • конкретизировать и обобщать имеющиеся знания.

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • самостоятельно задумывать учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • самостоятельно планировать учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • самостоятельно выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование, доказательство, опровержение, построение и выполнение алгоритма;

  • использовать такие естественно -научные методы и приёмы, как абстрагирование от факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства

  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

  • выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • осуществлять рефлексию, самостоятельно адекватно оценивать и контролировать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности: «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК»

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.





Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности: «МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК»

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.















СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1

«Исследовательская и проектная деятельность школьников»


Введение

Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ, их сходства и различия (доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, обзор, рецензия, статья, реферат, проект, научный отчет). Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

Методология исследовательской, проектной работы

Основные понятия исследовательской деятельности: аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт.

Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость).

Основы библиотечно-библиографической грамотности (источник и историография, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников и историографии).

Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план).

Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете (возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации).

Практические работы – обоснование актуальности, формулировка целей и задач исследования; подбор литературы.


Этапы работы над исследованием, проектом

Обоснование темы и составление плана работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение). Работа над содержанием работы и проведение опытов и экспериментов. Обработка результатов проведенного исследования.

Практическая работа – сбор и систематизация информации, работа над основной частью работы, обработка результатов.

Структура содержания исследовательской, проектной работ (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников).

Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения).

Практические работы – оформление основной части работы, введения и заключения работы, списка используемой литературы и источников, редактирование сносок.

Представление результатов

Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты).

Культура выступления и ведения дискуссии. Подготовка и оформление презентации и доклада

Практические работы – подготовка презентации и доклада для конференции.

Раздел 2

«Интеллектуальные игры


Вопрос – основа игры. Интеллектуальные игры. Типы интеллектуальных игр. Правила и законы простейших интеллектуальных игр. Алгоритм построения интеллектуальной игры, викторины. Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр. Правило составления вопросов: точность и корректность, должен содержать научно изложенные факты; исключаются вопросы на чисто энциклопедические знания; должен быть один правильный ответ. Главное правило – опора на привычное, обыденное, общеизвестное, способность увидеть в нем то, что обычно никто не замечает. Знакомство с правилами интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?»,

Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?». Вопрос, содержащий ответ. Вопрос на вечную тему. Отбор. Мозаика. Этимология. Аллегория. Нонсенс.

Технологии поиска ответа на вопросы. Догадка, ассоциация, анализ.Работа со словарями, ресурсами Интернет.

Составление вопросов для игры. Защита вопросов, оценка качества выполненной работы. Самостоятельная работа по составлению вопросов. Проведение игры «Что? Где? Когда?»


Раздел 3

Межпредметные декады

Земля и её изображение.Форма и размеры Земли. Глобус.Движения Земли.Аэрофотоснимки.Виды карт.

Учимся работать с картой.Топографические карты. Условные знаки.Масшта.Определение расстояний по карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас.Ориентирование на местности.Составление простейшего плана местности.

Что входит в состав атмосферы, протяженность атмосферы. Компоненты воздуха. История открытия состава воздуха. Краткая характеристика основных частей воздуха.

Космическая роль растений на планете Земля. Несложные опыты, с использованием простейшего лабораторного оборудования, работа с инструкциями. Причины, создающие атмосферное давление, использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.

Ветер как природное атмосферное явление, механизм образования ветров. Роль воздуха для поддержание жизни организмов. Климатограмма. Синоптическая карта

Внутреннее и внешнее строение Земли. Закладка шурфа, механический состав почв, особенности почвенного профиля, определение глубины профиля.

Сбор коллекций камней вблизи своего населенного пункта, оформление стенда и каталога. Горные породы и минералы. Определение при помощи определителей (в дальнейшем породы и минералы определяются специалистами в геологическом музее).

Раннее и современное объяснение причин землетрясения, механизм землетрясений и их классификация, перспективы предсказаний, трудности прогноза.

Использование способности животных для ранней диагностики и прогнозирования землетрясения

Механизм образования вулканов, виды вулканов, история вулканических катастроф.

Изучение коллекции полезных ископаемых РТ. Характеристика основных ископаемых родного края. Изучение местной флоры и фауны. Красная книга РТ. Места расположения заповедных зон. Охраняемые природные объекты в этих зонах.

Выпуск тематических настенных газет по математике и информатике и ИКТ. Проведение тематических викторин. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад. Решение задач разного уровня сложности. Проведение олимпиады.

Раздел 4

Ученическая конференция

Защита проектных и исследовательских работ












Тематический план на каждый учебный год




Разделы программы, количество часов на каждый учебный год

Основные темы

Количество часов по классам всего; из

них теория/практика

5

класс

6

Класс

7

класс

8

класс

9

Класс

1.

Исследовательская и проектная деятельность

школьников


7 часов

Введение

Цели и задачи исследовательской

деятельности. Виды исследовательских работ, их сходства и различия.


1


1


1


1


1



Методология исследовательской и проектной работ

Основные понятия исследовательской, проектной

деятельности.

Выбор темы.



2



2



2



2



1



Этапы работы над исследованием, проектом Структура содержания исследовательской, проектной

работ.

Правила оформления текста.



2



2




2



2



2








Представление результатов Использование различных технических средств для представления результатов

работы.



2




2




2




2




2


2.

Интеллектуальные игры


2 часов

Особенности вопросов для интеллектуальных игр.

1

1

1

1

1

Игра «Что? Где? Когда?»

1

1

1

1

1






















Межпредметные декады



















Декада географии

Т.1.Земля и её изображение

1.Форма и размеры Земли. Глобус.

2.Движения Земли.Аэрофотоснимки.

3.Виды карт.

4.Учимся работать с картой.

Т.2.Школа Робинзонов.

5.Топографические карты.

6.Условные знаки.

7.Масштаб.

8.Определение расстояний по карте и плану местности.

9.Стороны горизонта. Компас.

10.Ориентирование на местности.

11.Составление простейшего плана местности.

12.Игра «Путешествие по топографической карте».

12

































Что такое атмосфера?


  1. Понятие атмосферы.

  2. Воздух – смесь газов. Мини- исследование.

  3. Растения – главный поставщик кислорода на Земле. Практическая работа.

  4. Свойства кислорода и углекислого газа. Практическая работа.

  5. Атмосферное давление. Мини- исследование.

  6. Образование ветров. Мини- исследование.

  7. Воздух и все живое. Мини- исследование.

  8. «Атмосфера как условие жизни живого». Интеллектуальный марафон.

  9. Наука топонимика

  10. Разнообразие географических названий.

  11. Топонимика Республики Татарстан.

  12. Защита проекта «Каталог географических названий Республики Татарстан».


12















Что такое литосфера?

  1. Строение Земли. Практическая работа.

  2. Почва. Изучение состава почвы населенного пункта. Практическая работа.

  3. Геологическая коллекция. Экскурсия в краеведческий музей. Составление каталога.

  4. Землетрясения.

  5. Как животные предсказывают землетрясения. Мини- исследование.

  6. Вулканы.

  7. 7. Учимся понимать карту.

  8. 8. Интеллектуальная игра.



12





























































































Явления вокруг нас


1.Стихийные явления. Мини- иследование.

2.Полезные ископаемые

РТ. Составление каталога.

3.Растительный и животный мир РТ

Интеллектуальный ринг. 4.Заповедные зоны

РТ Мини- исследование.

5. Топографическая карта

6.Интеллектуальная игра




12


1.Движения Земли.Аэрофотоснимки.

2.Виды карт.

3.Учимся работать с картой.

Т.2.Школа Робинзонов.

4.Топографические карты.

5.Условные знаки.

6.Масштаб.

7.Определение расстояний по карте и плану местности.

8.Стороны горизонта. Компас.

9.Ориентирование на местности.

10.Составление простейшего плана местности.

11.Климатограмма

12.Синаптическая карта








6


12









Декада математики и






информатики и ИКТ






Аллея «Занимательная






математика и информатика»

1

1

1

1

1

Конкурс знатоков.






Бульвар «Математическая

1

1

1

1

1

страна. Страна Информатики»






Викторины для интеллектуалов.






Калейдоскоп газет по

2

2

2

2

2

математике и информатике






(тематические). Творческий






конкурс.






Сквер «Кроссворды».

1

1

1

1

1

Интеллектуальный марафон






Улица «Прикольные задачи».

2

2

2

2

2

Болото «Трудные задачи».






Практикум.






Проспекты «Юный архитектор»,

2

2

2

2

2

«Юный программист».

Практикум.






Математическая олимпиада

«Математика для сообразительных»

3

3

3

3

3

5

Конференции по итогам года


2 часа

Ученическая конференция

«Первые шаги» (школьный уровень)

2

2

2

2

2


Всего


35

35

35

35

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!