Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» города Бердска
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5-6 классы
ФГОС
«Читательская грамотность. Основы смыслового чтения»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Составитель: Ковальчук Т.В. учитель русского языка и литературы.
2021 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения» адресована учащимся 5-6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "(в действующей редакции);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в действующей редакции);
Образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №5» г. Бердска;
Программой Воспитания МБОУ «СОШ №5» г. Бердска на 2021 – 2025 учебный год.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Место предмета в школьном курсе
Программа рассчитана на 34 часа.
5 класс (0,5 ч. в неделю) – 17 часов.
6 класс (0,5 ч. в неделю) – 17 часов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Содержание программы 5 класс
1. Входная мониторинговая работа
Мониторинг определения уровня сформированности уровня читательской грамотности, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.
2. Портрет читающего человека. Создание портрета читателя. Стратегии продвижения книг. Деловая игра «Активный читатель». Чтение в жизни человека. Законы чтения и права читателя. Анкета «Какой я читатель».
3. Умеем ли мы читать (Техника чтения. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры.
4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
5. Что такое «тема» и «основная мысль» (Формулирование темы текста. Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
6. Виды текстов по содержанию (сплошные, несплошные, смешанные, тексты «новой» природы)
7. Создание текстов «новой» природы.
8. Скорость чтения. Как её повысить? Скорость чтения: высокая, достаточная, низкая, очень низкая. Игровые методики повышения скорости чтения: «Магический квадрат», таблица Шульте, «Разведчики».
9. Стратегии чтения. Обзор стратегий чтения: направленное чтение, чтение в парах – обобщение в парах, читаем и спрашиваем, дневник двойных записей, чтение с пометами и др.
10. Стратегии предтекстовой деятельности: мозговой штурм (Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста), глоссарий (цель стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста), ориентиры предвосхищения (цель стратегии: актуализация предшевствующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста).
11. Стратегии предтекстовой деятельности: батарея вопросов (вопросы, для рассматриваемого текса), рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия), предваряющие вопросы (актуализация имеющихся знаний по теме текста). Роль заглавия. Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
12. Стратегии текстовой деятельности: чтение в кружок (попеременное чтение), чтение про себя с вопросами. Проверка поминания читаемого вслух текста. Чтение текста вдумчиво, задавая себе всё более усложняющиеся вопросы. Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; вспомогательная информация; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
13. Стратегии текстовой деятельности: чтение с остановками, чтение про себя с пометами. Управление процессом осмысления текста во время его чтения. Чтение сложных научных текстов (учебных текстов). Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
14. Стратегии послетекстовой деятельности: отношения между вопросом и ответом, вопросы после текста, тайм-аут, проверочный лист. Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника. Практикум «Учимся задавать вопросы» :приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
15. Работа с текстом. («Толстые» и «тонкие» вопросы) Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов:простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
16. Работа с текстом. Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу. Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.
17. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом). Подведение итогов года.
Тематический план
5 класс
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов |
| Входная мониторинговая работа с целью определения сформированности уровня читательской грамотности | 1 |
| Портрет читающего человека. Создание портрета читателя. Стратегии продвижения книг. | 1 |
| Умеем ли мы читать? (Техника чтения. Виды чтения) | 1 |
| Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 1 |
| Что такое «тема» и «основная мысль»? | 1 |
| Виды текстов по содержанию (сплошные, несплошные, смешанные). Тексты «новой» природы. | 1 |
| Создание текстов «новой» природы учащимися. | 1 |
| Скорость чтения. Как ее повысить? | 1 |
| Стратегии чтения. Обзор стратегий чтения (их более100) | 1 |
| Стратегии предтекстовой деятельности: мозговой штурм, глоссарий, ориентиры предвосхищения | 1 |
| Стратегии предтекстовой деятельности: батарея вопросов, рассечение вопроса, предваряющие вопросы | 1 |
| Стратегии текстовой деятельности: чтение вслух (попеременное чтение), чтение про себя с вопросами. | 1 |
| Стратегии текстовой деятельности: чтение с остановками, чтение про себя с пометами | 1 |
| Стратегии послетекстовой деятельности: отношения между вопросом и ответом, вопросы после текста, тайм-аут, проверочный лист. | 1 |
| Работа с текстом с текстом. | 1 |
| Работа с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | 1 |
| Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом). Подведение итогов года. | 1 |
Содержание программы 6 класс
1.Входная мониторинговая работа. Мониторинг определения уровня сформированности уровня читательской грамотности.
2.Стратегии работы с объемными текстами (до чтения, во время чтения, после прочтения книги). Алфавит за «круглым столом», «Соревнуемся с писателем», «Ориентиры предвосхищения». Прогнозирование содержания книги. Суждения и позиция автора.
3.Стратегии работы с объемными текстами. Экскурсия по книге Д. Пеннака «Глаз волка». Раскрытие логико-смысловой структуры текста. Тема книги. Основная мысль книги. Структура книги. Позиция автора. Общие впечатления о книге. Практикум. Составление своего варианта «Экскурсии по книге».
4.Стратегии компрессии (сжатия) текста. «G – S – R» (Аннотация - Краткий пересказ – Пересказ). Свёртывание информации текста, представление её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости. Беглое чтение текста. Деление текста на смысловые отрывки. Незнакомые слова и их лексическое значение. Ключевые слова.
5.Главное и второстепенное в тексте. (Виды информации в учебном тексте). Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи. Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
6. Ключевые слова в работе с художественным текстом. Практическая работа с рассказом К.Г. Паустовского «Случай с Диккенсом».
7. План текста. Насколько он важен и почему? Работа с многозначностью слова «план». Редактирование предложенного плана к тексту. Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный, вопросный, картинный, цитатный). Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
выясните значение незнакомых слов, терминов;
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
запишите главную мысль абзаца кратко;
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Практикум: составление памятки «Как составить план».
8. Общеучебные стратегии («Знаю – хочу узнать – узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Источники информации |
9. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста). Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
10. Практикум-диагностика. (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль). Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
11. Как читать «несплошной» текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
12. Как читать смешанный текст? (Поиск и нахождение информации в смешанных текстах)
Умение читать смешанный текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Обучающий тренинг «Учимся читать веб-страницы с инфографикой, объявления, афиши» (с использованием материалов интернета).
13. Учимся читать «между строк». (Скрытая информация в тексте) Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц. Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат).
14. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)
15. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем. Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Тематический план
6 класс
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов |
1 | Входная мониторинговая работа с целью определения сформированности уровня читательской грамотности | 1 |
2 | Стратегии работы с объёмными текстами (до чтения, во время чтения, после прочтения книги) | 1 |
3 | Стратегии работы с объёмными текстами. Экскурсия по книге Д.Пеннака «Глаз волка» (или по другой, на выбор учителя) | 1 |
4 | Стратегии компрессии (сжатия) текста. «G – S – R» (Аннотация – Краткий пересказ – Пересказ) | 1 |
5 | Главное и второстепенное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 1 |
6 | Ключевые слова в работе с художественным текстом | 1 |
7 | План текста. Насколько он важен и почему? | 1 |
8 | Общеучебные стратегии («Знаю – хочу узнать – узнал», «Граф-схемы «Кольца Венна» | 1 |
9 | Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 |
10 | Учимся читать учебный текст (Маркировка информации. Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 |
11 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 |
12 | Как читать несплошной текст? | 1 |
13 | Как читать смешанный текст? | 1 |
14 | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 |
15-16 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом) | 1 |
17 | Чему я научился (Подведение итогов). | 1 |
| Итого: | 34 |
Литература для учащихся
Григорьева А.К., Московкина И.И. Смысловое чтение. Тренажёр. 5 класс. ФГОС— М.: Издательство «Экзамен», 2021.
Григорьева А.К., Московкина И.И. Смысловое чтение. Рабочая тетрадь. 6 класс. ФГОС— М.: Издательство «Экзамен», 2020.
Литература для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2011.
Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2021.
Читательская грамотность: сборник эталонных заданий под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой. – Москва. Санкт-Петербург: Просвещение, 2021.
13