СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 классы "Читательская грамотность. Основы смыслового чтения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 классы "Читательская грамотность. Основы смыслового чтения"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» города Бердска












ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5-6 классы


ФГОС

«Читательская грамотность. Основы смыслового чтения»


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ










Составитель: Ковальчук Т.В. учитель русского языка и литературы.


















2021 год


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность. Основы смыслового чтения» адресована учащимся 5-6 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.


Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "(в действующей редакции);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в действующей редакции);

  • Образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №5» г. Бердска;

  • Программой Воспитания МБОУ «СОШ №5» г. Бердска на 2021 – 2025 учебный год.


Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.


Цель программы

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;

  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;

  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.


Задачи

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;

  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;

  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;

  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;

  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

  • углубления базовых знаний по теории текста;

  • использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

  • использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

  • использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

  • использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.



Место предмета в школьном курсе

Программа рассчитана на 34 часа.

5 класс (0,5 ч. в неделю) – 17 часов.

6 класс (0,5 ч. в неделю) – 17 часов.



Планируемые результаты

Личностные результаты:

учащиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметные результаты:

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;

  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);

  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

  • находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

  • прогнозировать содержание текста;

  • находить скрытую информацию в тексте;

  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.



Содержание программы 5 класс


1. Входная мониторинговая работа

Мониторинг определения уровня сформированности уровня читательской грамотности, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.

2. Портрет читающего человека. Создание портрета читателя. Стратегии продвижения книг. Деловая игра «Активный читатель». Чтение в жизни человека. Законы чтения и права читателя. Анкета «Какой я читатель».

3. Умеем ли мы читать (Техника чтения. Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания её структуры.

4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

5. Что такое «тема» и «основная мысль» (Формулирование темы текста. Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

6. Виды текстов по содержанию (сплошные, несплошные, смешанные, тексты «новой» природы)

7. Создание текстов «новой» природы.

8. Скорость чтения. Как её повысить? Скорость чтения: высокая, достаточная, низкая, очень низкая. Игровые методики повышения скорости чтения: «Магический квадрат», таблица Шульте, «Разведчики».

9. Стратегии чтения. Обзор стратегий чтения: направленное чтение, чтение в парах – обобщение в парах, читаем и спрашиваем, дневник двойных записей, чтение с пометами и др.

10. Стратегии предтекстовой деятельности: мозговой штурм (Цель стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста), глоссарий (цель стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста), ориентиры предвосхищения (цель стратегии: актуализация предшевствующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста).

11. Стратегии предтекстовой деятельности: батарея вопросов (вопросы, для рассматриваемого текса), рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия), предваряющие вопросы (актуализация имеющихся знаний по теме текста). Роль заглавия. Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

12. Стратегии текстовой деятельности: чтение в кружок (попеременное чтение), чтение про себя с вопросами. Проверка поминания читаемого вслух текста. Чтение текста вдумчиво, задавая себе всё более усложняющиеся вопросы. Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; вспомогательная информация; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

13. Стратегии текстовой деятельности: чтение с остановками, чтение про себя с пометами. Управление процессом осмысления текста во время его чтения. Чтение сложных научных текстов (учебных текстов). Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие ичастное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

14. Стратегии послетекстовой деятельности: отношения между вопросом и ответом, вопросы после текста, тайм-аут, проверочный лист. Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника. Практикум «Учимся задавать вопросы» :приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

15. Работа с текстом. («Толстые» и «тонкие» вопросы) Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов:простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)

16. Работа с текстом. Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу. Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.

17. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом). Подведение итогов года.








Тематический план

5 класс



п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Входная мониторинговая работа с целью определения сформированности уровня читательской грамотности

1

Портрет читающего человека. Создание портрета читателя. Стратегии продвижения книг.

1

Умеем ли мы читать? (Техника чтения. Виды чтения)

1

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

Что такое «тема» и «основная мысль»?

1

Виды текстов по содержанию (сплошные, несплошные, смешанные). Тексты «новой» природы.

1

Создание текстов «новой» природы учащимися.

1

Скорость чтения. Как ее повысить?

1

Стратегии чтения. Обзор стратегий чтения (их более100)

1

Стратегии предтекстовой деятельности: мозговой штурм, глоссарий, ориентиры предвосхищения

1

Стратегии предтекстовой деятельности: батарея вопросов, рассечение вопроса, предваряющие вопросы

1

Стратегии текстовой деятельности: чтение вслух (попеременное чтение), чтение про себя с вопросами.

1

Стратегии текстовой деятельности: чтение с остановками, чтение про себя с пометами

1

Стратегии послетекстовой деятельности: отношения между вопросом и ответом, вопросы после текста, тайм-аут, проверочный лист.

1

Работа с текстом с текстом.

1

Работа с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

1

Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом). Подведение итогов года.


1



Содержание программы 6 класс


1.Входная мониторинговая работа. Мониторинг определения уровня сформированности уровня читательской грамотности.

2.Стратегии работы с объемными текстами (до чтения, во время чтения, после прочтения книги). Алфавит за «круглым столом», «Соревнуемся с писателем», «Ориентиры предвосхищения». Прогнозирование содержания книги. Суждения и позиция автора.

3.Стратегии работы с объемными текстами. Экскурсия по книге Д. Пеннака «Глаз волка». Раскрытие логико-смысловой структуры текста. Тема книги. Основная мысль книги. Структура книги. Позиция автора. Общие впечатления о книге. Практикум. Составление своего варианта «Экскурсии по книге».

4.Стратегии компрессии (сжатия) текста. «GSR» (Аннотация - Краткий пересказ – Пересказ). Свёртывание информации текста, представление её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости. Беглое чтение текста. Деление текста на смысловые отрывки. Незнакомые слова и их лексическое значение. Ключевые слова.

5.Главное и второстепенное в тексте. (Виды информации в учебном тексте). Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи. Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

6. Ключевые слова в работе с художественным текстом. Практическая работа с рассказом К.Г. Паустовского «Случай с Диккенсом».

7. План текста. Насколько он важен и почему? Работа с многозначностью слова «план». Редактирование предложенного плана к тексту. Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный, вопросный, картинный, цитатный). Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:

  • выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;

  • выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);

  • выясните значение незнакомых слов, терминов;

  • выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;

  • запишите главную мысль абзаца кратко;

  • откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)

Практикум: составление памятки «Как составить план».

8. Общеучебные стратегии («Знаю – хочу узнать – узнал»)

Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Источники информации


9. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста). Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

  • подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);

  • ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);

  • выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);

  • подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).

10. Практикум-диагностика. (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль). Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.

11. Как читать «несплошной» текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

12. Как читать смешанный текст? (Поиск и нахождение информации в смешанных текстах)

Умение читать смешанный текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Обучающий тренинг «Учимся читать веб-страницы с инфографикой, объявления, афиши» (с использованием материалов интернета).

13. Учимся читать «между строк». (Скрытая информация в тексте) Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц. Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат).

14. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

15. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем. Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.



Тематический план

6 класс



п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

1

Входная мониторинговая работа с целью определения сформированности уровня читательской грамотности

1

2

Стратегии работы с объёмными текстами (до чтения, во время чтения, после прочтения книги)

1

3

Стратегии работы с объёмными текстами. Экскурсия по книге Д.Пеннака «Глаз волка» (или по другой, на выбор учителя)

1

4

Стратегии компрессии (сжатия) текста. «G – S – R» (Аннотация – Краткий пересказ – Пересказ)

1

5

Главное и второстепенное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

1

6

Ключевые слова в работе с художественным текстом

1

7

План текста. Насколько он важен и почему?

1

8

Общеучебные стратегии («Знаю – хочу узнать – узнал», «Граф-схемы «Кольца Венна»

1

9

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

10

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации. Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

11

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

1

12

Как читать несплошной текст?

1

13

Как читать смешанный текст?

1

14

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

15-16

Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)

1

17

Чему я научился (Подведение итогов).

1


Итого:

34


Литература для учащихся


  1. Григорьева А.К., Московкина И.И. Смысловое чтение. Тренажёр. 5 класс. ФГОС— М.: Издательство «Экзамен», 2021.

  2. Григорьева А.К., Московкина И.И. Смысловое чтение. Рабочая тетрадь. 6 класс. ФГОС— М.: Издательство «Экзамен», 2020.

Литература для учителя


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

  4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

  6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

  7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

  8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.

  9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.

  10. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2011.

  11. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2021.

  12. Читательская грамотность: сборник эталонных заданий под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой. – Москва. Санкт-Петербург: Просвещение, 2021.




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!