Ростовская область Верхнедонской район станица Шумилинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района
Шумилинская средняя общеобразовательная школа
утверждаю
Приказ от 30 августа 2019г. № 77
Директор МБОУ Шумилинской СОШ
__________________ Сакменнова В.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Человек и общество»
Основное общее образование 9 класс
Количество часов 34
Учитель Любимова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе ООП ООО, Примерной программы внеурочной деятельности В.А.Горский( М: « Просвещение» 2011), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) планом внеурочной деятельности МБОУ Шумилинской СОШ
2019г.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Человек и общество»
Личностные результаты: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 12) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;13) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения курса: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты: 1) знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; 2) называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; 3) сравнивать изученные социальные явления и объекты; 4) приводить собственные примеры; 5) давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;6) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 7) полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; 8) общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; 9) нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; 10) реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; 11) первичного анализа и использования социальной информации; 12) сознательного неприятия антиобщественного поведения
Содержание курса внеурочной деятельности
ЗАГАДКА И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Мифы о сотворении человека. Человек - существо биосоциальное. Человек и животное. Основные виды деятельности. Потребности, возможности и способности человека. Сущность человеческого бытия. Взгляды мыслителей на природу человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Человек, его права и обязанности. Я и другие. Ответственность за судьбу и безопасность близких и друзей. Влияние человека на окружающую среду. Кто мы и какие мы? Что значит быть человеком. Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности - темперамент. Характер человека.
ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека. Идеалы, ценности, нормы. Фатализм, гедонизм, пессимизм, скептицизм, оптимизм. Человек в поисках смысла жизни.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени - время, состоящее из коротких интервалов, время биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Кого можно считать настоящим патриотом.
ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные, духовные. Классификации потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и, от чего они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцетризм, альтруизм.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Понятие «общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного, индустриального, постиндустриального обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение. Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Социальные нормы. Моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные, религиозные нормы. Деловой этикет и карьера.
КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ПРАВО
Право - регулятор взаимоотношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно- правовые акты. От чего зависит правовая культура общества. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданскоправовая ответственность. Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права. Его роль в жизни общества. Конституция - основной закон государства.
ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
Кто такой гражданин, и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность - общечеловеческие ценности. Общество. Общественное участие. Г осударство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин - достойный сын своего Отечества. Гражданский долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.
ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА
Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина. Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и мотивов. Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность Право и бесправие. Наличие прав - признак свободы. Психологический климат в семье. Факторы, влияющие на семейные отношения. Социальные роли в семье. Родители дети. Проблемы «отцов и детей». Предупреждение конфликтов. Семейный кодекс РФ. Права и обязанности родителей и детей в отношении друг к другу. Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа - место самоопределения личности. Деятельность ученик - учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника. Личность и труд.Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Ограничение на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СФЕРЕ БИЗНЕСА. НАЛОГИ
Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство. Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок. Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги. Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса.
Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства. Цель предпринимателя -прибыль. Особенности уголовно-правовой и гражданско-правовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | кол-во часов |
1 | Загадка и природа человека | 2 |
2 | Человек в поисках смысла жизни | 2 |
3 | Мировоззрение человека | 2 |
4 | Потребности и возможности человека | 2 |
5 | Человек и общество | 2 |
6 | Социальные регуляторы поведения человека | 2 |
7 | Как и почему возникает право | 6 |
8 | Гражданин и государство | 2 |
9 | Личность гражданина | 10 |
10 | Правовая культура в сфере бизнеса | 4 |
| Итого | 34 |
| Формы контроля: участие в районных мероприятиях социальной направленности, конкурсах исследовательских работ « Отечество», « МАЮИ» ,проектной деятельности. | |
Приложение №1
Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности по социальному направлению « Человек и общество» в 9 классе (1 час в неделю,34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт |
1 | Раздел 1. Загадка и природа человека Человек- существо биосоциальное | 05.09 | |
2 | Человеческое познание | 12.09 | |
3 | Раздел 2 Человек в поисках смысла жизни Жизненная позиция человека | 19.09 | |
4 | Идеалы, ценности, нормы | 26.09 | |
5 | Раздел 3 Мировоззрение человека Мировоззрение человека | 03.10 | |
6 | Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени | | |
7 | Раздел 4 Потребности и возможности человека Потребности человека . Классификация потребностей. | 10.10 | |
8 | Реализация потребностей и выбор профессии. | 17.10 | |
9 | Раздел 5 Человек и общество Человек и общество. Виды обществ , их характеристики | 24.10 | |
10 | Социальные роли, статусы. | 31.10 | |
11 | Раздел 6 Социальные регуляторы поведения человека Социальные нормы | 14.11 | |
12 | Деловой этикет и карьера. | 21.11 | |
13 | Раздел 7 Как и почему возникает право Право-регулятор отношений между людьми | 28.11 | |
14 | Правовые нормы | 05.12 | |
15 | Система права. | 12.12 | |
16 | Правовая культура и правовое поведение личности | 19.12 | |
17 | Государство и право | 26.12 | |
18 | Конституция- основной закон государства | 09.01 | |
19 | Раздел 8 Гражданин и государство Гражданин. Права и обязанности граждан. | 16.01 | |
20 | Государство и его роль в жизни человека. | 23.01 | |
| Раздел 9 Личность гражданина Человек. Индивидуальность. Личность. | 30.01 | |
21 | Особенности гражданских чувств и мотивов. | 06.02 | |
22 | Характер и воля. | 13.02 | |
23 | Общение. Его роль в жизни человека. | 20.02 | |
24 | Лидер. Роль лидера в группе | 27.02 | |
25 | Личность и семья. Факторы, влияющие на семейные отношения. | 05.03 | |
26 | Правонарушения. Причины их совершения | 12.03 | |
27 | Ответственность несовершеннолетних. | 19.03 | |
28 | Школа-место самоопределения личности. | 02.04 | |
29 | Личность и труд. Трудовые отношения. | 09.04 | |
30 | Раздел 10 Правовая культура в сфере бизнеса Экономика и общество. | 16.04 | |
31 | Ресурсы и потребности. | 23.04 | |
32 | Факторы производства. | 30.04 | |
33 | Мир денег. Рынок. Конкуренция. | 07.05 | |
34 | Предприниматель. Виды предпринимательской деятельности. | 14.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Симонова И.С.
Приложение № 2
Лист корректировки
№ урока из КТП | Тема урока по КТП | Дата по плану | Вид корректировки | Причина корректировки | Дата корректировки |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
___________(Симонова И.С. ) _________(Сакменнова В.В. )