СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа занятия по выбору «Самообслуживание» 4 класса вариант 1,4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к рабочей программе занятия по выбору.

 «Самообслуживание».

Рабочая программа по учебному предмету «Самообслуживание» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

Формирование навыков самообслуживания – важное направление обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека.

Целью данной программы является обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания.

Программа предмета «Самообслуживание» включает 4 раздела: «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи». Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей и особенностей обучения на дому. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа занятия по выбору «Самообслуживание» 4 класса вариант 1,4»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»







Утверждаю

директор

_______________ С. А. Полянский

Приказ от ____________г. №__________





Рабочая программа

занятия по выбору

«Самообслуживание»

4 класса

(обучающихся на дому)

(вариант 1.4)

на 2019-2020 учебный год









Количество часов в неделю: 1

Количество часов за год: 34


Составлена:

учителем Дрожжиной Ж.В.


Рассмотрена на заседании ШМО:

протокол от_____________ № __


Согласована:

заместителем директора по УВР

___________________О. Н. Жуковой





2019, г. Тула

Аннотация к рабочей программе занятия по выбору.

«Самообслуживание».

Рабочая программа по учебному предмету «Самообслуживание» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

Формирование навыков самообслуживания – важное направление обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека.

Целью данной программы является обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания.

Программа предмета «Самообслуживание» включает 4 раздела: «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи». Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей и особенностей обучения на дому. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.

















Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Самообслуживание» составлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и на основе адаптированной общеобразовательной программы для глухих обучающихся (вариант 1.4). Программа предназначена для образования детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития.

Для освоения навыков самообслуживания ребенком с тяжёлыми нарушениями развития требуется специально организованное обучение.

Цель обучения: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания.

Основные задачи: формирование навыков самообслуживания – важное направление обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека.

Программа предмета «Самообслуживание» включает 4 раздела: «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи». Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включают задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того, как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций.

Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с обучения мытью рук, лица и заканчивают обучением мытью всего тела. При формировании навыков самообслуживания у детей и подростков, имеющих тяжёлые нарушения развития, важно объединять усилия специалистов и родителей. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.

В учебном плане предмет представлен всех ступенях обучения. В рамках курсов «Предметно-практические действия» и «Коррекционно-развивающие занятия».

Для реализации программы по предмету «Самообслуживание» материально-техническое обеспечение включает: насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА. Предметные и сюжетные картинки, фотографии, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.



































Общая характеристика учебного предмета.

В процессе обучения по программе у глухих обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития формируются представления по ведению домашнего хозяйства, работа по данному направлению является важным аспектом в подготовке к самостоятельной жизни обучающегося. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребѐнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Обучение ребенка имеющего, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения развития ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по самообслуживанию реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребѐнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с обучения мытью рук, лица и заканчивают обучением мытью всего тела. При формировании навыков самообслуживания у детей и подростков, имеющих тяжёлые нарушения развития, важно объединять усилия специалистов и родителей. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.

Программа предмета «Самообслуживание» включает 4 раздела: «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи». Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.









Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом глухих обучающихся (вариант 1.4) занятие по выбору «Самообслуживание» входит в обязательную часть в количестве 1 часа в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

Сетка часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество

часов по

четвертям

(обяз.ч.)

Количество часов за год

Обяз. ч.

Обяз.ч.



4 класс



1 ч

II

III

IIII

IVI



34 ч

38

5

88



10


8





























Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры начального общего образования примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей, имеющих, помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (вариант 1.4) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения реализации ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Формирование навыков самообслуживания – важное направление обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания. Содержание программы представлено с учетом возрастных особенностей и особенностей обучения на дому. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.


















Планируемые результаты учебного предмета.1

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей, имеющих, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения развития отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса, уделяют особое внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Проводится специальная работа по планомерному введению учащегося в более сложную социальную среду, поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и социального контакта ребенка.

Данная программа обеспечивает достижение трех видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным и результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования для ребенка имеющего, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения.

Личностными результатами изучения самообслуживания является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, чуткость, доброжелательность, самостоятельность.

Метапредметными результатами изучения материала по программе «Самообслуживание» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Предметно-практические действия» и «Коррекционно-развивающие занятия».

Предметными результатами изучения самообслуживания, является повышение самостоятельности детей с тяжѐлыми и множественными нарушениями в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности, формирование умений обращаться с электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Учащиеся должны знать:

- решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

- уметь обслуживать себя: одеваться и раздеваться, принимать пищу и пить, ходить в туалет и выполнять гигиенические процедуры

Учащиеся должны уметь:

- сообщать о своих потребностях, следить за своим внешним видом.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования глухих детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития, на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, включая специальные (коррекционные) предметы), учитывают возможности и особенности обучающихся, их особые образовательные потребности. Результаты начального общего образования глухих с умственной отсталостью оцениваются по его завершении. Результаты оцениваются по освоению глухими с умственной отсталостью содержательных линий всех областей образования, определенных структурой АООП НОО с учетом возможностей обучающихся и особенностей общего и речевого развития.

Особенностями такой системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

Результаты начального образования глухих с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития на основе АООП НОО оцениваются (вариант 1.4) по его завершении. Стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени нецелесообразна, т. к. темп освоения содержания начального основного образования обучающимися с нарушениями слуха и умственной отсталостью может быть разным.

Программа оценивания включает полный перечень личностных результатов, указанных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.

В четвертом классе производится оценивание достижений для детей, имеющих, помимо глухоты, тяжелые множественные нарушения развития, основная цель которого - сфор­мировать и развить деятельность детей, по пятибалльной системе.

Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

 что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

 что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

 необходимо учитывать особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;

 в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь).

При оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

 выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития.

 выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных жизненных задач, сформулированных в специальной индивидуальной образовательной программе. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько у него сформированы жизненно важные представления.

Оценка результатов выполнения специальной индивидуальной образовательной программы по каждой содержательной линии позволяет составить подробную характеристику развития ребѐнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

































Содержание учебного предмета.

Программа представлена следующими разделами: «Гигиена тела», «Уход за руками», «Уход за ногтями», «Уход за лицом», «Уход за волосами», «Уход за одеждой», «Обращение с одеждой и обувью», «Туалет», «Одевание».

Гигиена тела.

Пользование краном. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры.

Уход за руками.

Вытирание рук полотенцем. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук). Нанесение крема на руки.

Уход за ногтями.

Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей.

Уход за лицом.

Мытье лица. Вытирание лица. Очищение носового хода, сморкание. Нанесение косметического средства на лицо. Бритье электробритвой, станком. Уход за полостью рта. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов.

Уход за волосами.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье головы. Вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном. Уход за ушами. Мытье ушей. Чистка ушей.

Уход за телом.

Мытье ног. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела. Соблюдение правил интимной гигиены. Использование гигиенических и парфюмерных средств. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой).

Обращение с одеждой и обувью.

Раздевание. Расстегивание (развязывание) липучки, молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка. Снятие предмета одежды (например, кофты, захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок, захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности при раздевании (например, верхней одежды, снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).

Одевание.

Надевание предмета одежды, обувание обуви. Соблюдение последовательности действий при одевании. Застегивание (завязывание): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка. Контроль своего внешнего вида. Ориентировка в одежде (обуви). Различение лицевой и изнаночной, передней и задней стороны одежды, верха и низа одежды. Различение правого и левого ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки, опускание сидения, спускание одежды – брюк, колготок, трусов; сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды – трусов, колготок, брюк; нажимание кнопки слива воды, мытье рук).



























Тематический план.

обязательная часть -1 час в неделю, год – 34 ч;

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Мытьё рук. Пользование краном. Различение вентилей с горячей и холодной водой.

1

2

Мытьё рук. Смешивание воды до комфортной температуры.

1

3

Полотенце. Вытирание рук полотенцем. Игра «Чистые ручки».

1

4

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук.

1

5

Мытьё рук. Нанесение крема на руки.

1

6

Уход за руками.

1

7

Уход за руками. Подпиливание ногтей пилочкой.

1

8

Мытье лица. Вытирание лица.

1

9

Очищение носового хода, сморкание. Игра « Мой носовой платочек».

1

10

Уход за полостью рта. Чистка зубов.

1

11

Уход за полостью рта. Полоскание полости рта

1

12

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов.

1

13

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье головы.

1

14

Вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном.

1

15

Уход за ушами. Мытье ушей.

1

16

Уход за ушами. Чистка ушей.

1

17

Мытье ног. Вытирание ног. Полотенце для рук и ног.

1

18

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.

1

19

Соблюдение правил интимной гигиены.

1

20

Использование гигиеническими средствами.

1

21

Гигиенические средства в ванной комнате. Мыло, зубная паста, туалетная бумага, шампунь.

1

22

Раздевание. Расстегивание (развязывание) липучки, молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурки.

1

23

Снятие одежды.

1

24

Снятие обуви.

1

25

Соблюдение последовательности при раздевании.

1

26

Надевание предмета одежды, обувание обуви.

1

27

Соблюдение последовательности действий при одевании. Игра «Наряди куклу Машу»

1

28

Контроль своего внешнего вида. Застегивание (завязывание): липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка.

1

29

Ориентировка в одежде (обуви). Различение лицевой и изнаночной, передней и задней стороны одежды, верха и низа одежды.

1

30

Различение правого и левого ботинка (сапога, тапка).

1

31

Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет.

1

32

Туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды.

1

33

Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете

1

34

Туалет. Гигиенические средства в туалете.

1

всего

34















Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Включает: специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках; душевые кабины и душевые кушетки; подъемно-передвижное оборудование для обучающихся с нарушениями ОДА; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА. Предметные и сюжетные картинки, фотографии, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.

  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей (вариант 1,4)

  2. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 20018.



























Контрольно- измерительные материалы.

Тестовые задания.

1.Найди лишнее

1)Мыло

2)Расческа

3)Полотенце

4) Печенье



2.Расскажи, что ребята делают на картинке.

3.Расскажи алгоритм одевания одежды.



4 .Назови предметы гигиены.

1 Для варианта 1.4 согласно ФГОС обучающихся с ОВЗ метапредметные результаты не предусматриваются.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!