СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программы внеурочной деятельности "Волшебные лоскутки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для получения теоретических знаний и практических навыков по технологии изготовления изделий в техниках лоскутного шитья. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программы внеурочной деятельности "Волшебные лоскутки"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



«Волшебные лоскутки »



возраст детей 12-14  лет

срок реализации программы 1 год.



Составитель: учитель технологии

Салимова Айгуль Римовна


Нижневартовск 2022


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка.

  2. Актуальность программы

  3. Цель. Задачи.

  4. Общая характеристика программы

  5. Тематическое планирование

  6. Учебно-методическо и материально-техническое обеспечение программы

  7. Использованная литература

  8. Приложение 1





Пояснительная записка

Рабочая программа «Волшебные лоскутки» разработана на основании книги «Лоскутное шитье. 11 новых проектов для ленивых и занятых.», которая является дополнительным материалом к урокам технологии, с учѐтом требований ФГОС  Степанова Галина Рафаиловна. «Лоскутное шитье. 11 новых проектов для ленивых и занятых.» изд. АСТ, 2016г..

Программа предназначена для получения теоретических знаний и практических навыков по технологии изготовления изделий в техниках лоскутного шитья. 


Нормативно-правовая основа рабочей программы по внеурочной деятельности:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании в РФ» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 №148-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2012;





Актуальность программы

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Этот термин слышали все, но с ходу сказать, чем же декоративно-прикладное искусство отличается от, например, изобразительного искусства, может не каждый. Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет сновное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить.

Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного творчества были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. А.С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

Одним из из популярных видов декоративно- прикладного искусства является лоскутное шитье. Крейзи-квилт (англ. crazy quilt) или безумные(сумасшедшие) лоскутки - очень необычная творческая техника сшивания лоскутков, в которой в свою очередь смешалось множество швейных и вышивальных техник: бисером, нитками, лентами, узелками, кружевом и др..

Искусство лоскутного шитья - яркое и выдающееся явление декоративно-прикладного творчества. На протяжении тысячелетий это творчество вобрала в себя все самое интересное, эстетичное, практичное и стала, будто зеркалом души, вместилищем красоты.

Занятия разными видами шитья будут способствовать развития творческих способностей развитию творчества, открывать путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывать вкус, обогащать духовно.

Многообразие текстильных материалов, используемых в образовательном процессе (различные по составу и плотности ткани, тесьма, ленты, шнуры, нитки, волокна), позволяет развивать у детей тактильное восприятие, ручную умелость, координацию движений, ловкость пальцев, что положительно влияет на умственное развитие.

Данная программа разработана на основе личного опыта, теоретических знаний, практических навыков, собственного интереса к данной теме и желания передать накопленную базу детям.



 Цель программы: Дать познания учащимся истории возникновения лоскутного шитья, как в наше время в мировую моду прочно вошел фольклорно-этнический стиль и стал очень популярным и перешел из разряда крестьянских рукоделий в вид декоративно прикладного искусства и авторского творчества. Дать познания о процессе изготовления изделия.


Общая характеристика программы

Программа разработана для учащихся 5-7 классов и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.

Реализация данной цели возможна при решении следующих задач программы:

обучающие:

 знакомство с разнообразием и особенностями текстильных материалов;

 формирование у детей умений и навыков работы с текстильными материалами в различных техниках лоскутного шитья;

развивающие:

 развитие ручной умелости, координации движений и тактильного восприятия;

 развитие самостоятельности и творческой инициативы при работе над изделием, уверенности в собственных силах и способностях;

 развитие коммуникативных навыков при совместной работе, выполнении коллективных заданий, презентации результатов образовательного процесса;

воспитательные:

 воспитание трудолюбия и уважительного отношения к чужому труду;

 создание условий для творческого самовыражения личности ребенка, проявления лидерских качеств и социальной активности;

 формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного поведения в группе;

 воспитание экологической культуры посредством приучения к рациональному использованию материалов и оборудования, активного использования материалов бывших в употреблении и отходов текстильного производства;

 содействие приобщению детей к нравственным и эстетическим ценностям русской и мировой культуры, формированию толерантности, экологического мышления.


Ведущие принципы образования

Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учѐтом новейших достижений науки.

Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приѐмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.

Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические;

  • индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);

  • репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);

  • самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

• соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

• содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся

Курс представляет работу общекультурного направления, включает одно занятие в неделю, 34 занятий за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает школьников.

Режим занятий по продолжительности составляет 40 минут.


Результаты освоения программы курса для 5-7 классов

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Критериями успешности является результативность участия в городских, областных тематических конкурсах.











Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

(34 часов, 1 ч. в неделю)

Наименование раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Кол-во контрольных мероприятий


История техники «лоскутное шитьё» 3 часа


1

История техники лоскутного шитья

1

Знакомство с данном видом искусства. История лоскутного шитья. Пэчворк.  Традиционное лоскутное шитьё в России. Дать представление учащимся о многообразии использования и применения тканевых остатков, углубить знание о построении орнамента, цветовых сочетаниях. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.


2

Поговорим о пэчворке

2

Подбор тканей. Цвет. Орнамент .Стежка лоскутных изделий. Ручная стежка. Машинная стежка лоскутных работ. Свободно-ходовая стежка с помощью специальной лапки оформление и окантовка лоскутных изделий. Последовательность операций пришивания окантовки. Кулиска и этикетка










3


Квадраты маленькие и большие. Одеяло из квадратов 16 часов


Подбор и выполнение эскиза.


2 ч

Выбор ткани, подбор ниток по цвету. Изучение декоративных швов и подбор фурнитуры. Выбор модели и ее назначения, эскизирование. Подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку. Подготовка ткани к работе. 


Раскрой деталей

3 ч

Свойства тканей. Виды тканей. Работа с тканями в процессе эксплуатации. Подготовка ткани к работе. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой лоскутных деталей.  Последовательность выполнения изделия. 

4


















Сметывание деталей.

4 ч

   Знакомство с видами ручных стежков, их назначение и применение. Правила выполнения ручных стежков. Длина стежков, правила выполнения.  

Ручные стежки: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.  Прямая сметочная строчка: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.   Сметочная косая строчка: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.  Ручной стачной шов: назначение, применение, правила выполнения, длина стежка.  
Соединение лоскутных блоков в изделие.

5

Стачивание деталей одеяла.

Инструктаж по ТБ. Виды машинных швов, применяемых в лоскутной технике. Их назначение и применение. Стачивание деталей кроя

6





7

Сборка трёхслойника.


2 ч

Выполнение ВТО. Проверка швов перед сборкой детплей.Работа с синтепоном. Сборка лицевой и изнаночной стороны одеяла.

Стежка одеяла

1 ч

Скрепление швами временного назначения.

Пришивание каймы

2 ч

Окончательная обработка одеяла. Придание работе законченности. Использование техники ручных швов для проработки мелких деталей и контурных рисунков. Проверка качества готового изделия

Влажно-тепловая обработка. Проверка качества готового изделия.

Изготовление наволочки в технике «Крейзи квилт» 1 6 часов

Эскиз изделия. Подбор материала.

2 ч

Порядок и варианты выполнения наволочки. Выбор мотива и составление эскиза. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей.


Раскрой деталей

3 ч

Раскрой лоскутков разной формы. Правила техники безопасности. Работа с роликовым ножом.



Сборка деталей

5 ч

Сборка деталей ручным швом.

Выполнение машинных швов.

Соединение лоскутных блоков в изделие.



Вышивка

4 ч

Маскировка швов вышивкой, тесьмой, лентами или кружевом, изделия Виды стежков: козлик, цепочка с листиками,



Окончательная обработка изделия

Украшение бисером, бусинами, металлическими подвесками, пуговицами и т. п. Набивка наволочки синтепоном.



Итого

34 часа








Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

Хорошо освещаемое и хорошо проветриваемое помещение.

Ткани.  Хлопчатобумажные удобны в обработке. Подойдут и тонкие, и плотные, и купонные ткани, даже хлопчатобумажный бархат, нужно только соединить ткани одинаковой плотности. Можно использовать сукно, шёлк, атлас, плотно связанное шерстяное полотно.

Декоративные элементы. Ленты, пуговицы, бисер, бусинки, кружевная лента,

Лекала. При раскрое тканей, благодаря лекалам, достигается большая аккуратность изделий. Лекала вырезают из картона или плотной бумаги и делают припуски на швы. Так же на лекале отмечаются линии прохождения долевой нити.

Мел. Применяют мел для нанесения на ткань линий и знаков. Край мела тонко затачивают. Кроме мела можно использовать сухое мыло или карандаш.

Миллиметровка. Используется при составлении узоров из лоскутов, её точные линии и пересечения значительно облегчают составление узоров.

Простой и цветные карандаши. Используются при составлении узоров, лекал, выкроек, эскизов моделей и др.

Альбомы, тетради. Использую для зарисовки эскизов, творческих работ, записи лекционного материала.

Ножницы. Используют для раскроя, вырезания лекал.

Линейки. Используют для построения чертежей.

Флизилин. Используется для укрепления деталей воротников, манжет, подбортов, для выполнения аппликационных работ.

Иглы для ручных работ. Используется для выполнения ручных работ.

Сантиметровая лента. Используется для снятия мерок.

Роликовый нож. Используется для раскроя лоскутных деталей.

Колышек. Используется для выворачивания острых уголков изделия.

Гладильная доска, утюг, швейная машина.



Использованная литература

1. Степанова Г.Р., «Лоскутное шитье. 11 новых проектов для ленивых и занятых», М: «АСТ», 2016.

2. Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.

3. Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: «Просвещение», 1981.

4. Костикова И. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1997.

5. Максимова М., Кузьмина М. Лоскутная мозаика. М.: «Эксмо – пресс», 2006.

6. Риттер К. X. Стеганные лоскутки. М.: «Эксмо – пресс», 2000.

7. Уцеховская Л. Лоскутная пластика. М.: «Легпромбытиздат», 1989.

Интернет источники:

 https://www.liveinternet.ru/users/tata53/post294437967/ 

https://youtu.be/aV0MBKEBTLU

Приложение 1


23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!