Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
«Экономические и правовые основы производственной деятельности»
2022 год
ОДОБРЕНО на заседании ПЦК экономических и бухгалтерских дисциплин, гостиничного сервиса Протокол № ___ от « » ______ 2022 г. Председатель ______________ Объедкова Т.В | |
Рабочая тетрадь разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины Экономические и правовые основы производственной деятельности по професии38.02.01 19.01.04 Пекарь
Составитель: Белозерцева Г.М. – преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензенты:
Внутренний – Объедкова Т.В – преподаватель высшей квалификационной категории
Внешний – Кимосова Н.А – индивидуальный предприниматель
Аннотация
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся по специальности 19.01.04 Пекарь и содержит практические и контрольные задания по дисциплине Экономические и правовые основы производственной деятельности
Рабочая тетрадь состоит из разделов, соответствующих рабочей учебной программе дисциплины. После каждого раздела предлагаются практические задания, контрольные вопросы и тесты для проверки и оценки знаний и умений обучающихся, даны критерии оценки.
Задания выполняются в рукописном или печатном виде. Электронный вариант может использоваться для дистанционного обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1 Экономика: наука и хозяйство
Практическая работа № 1 Виды рынков в зависимости от типа товаров…………….………. 5
Тема 1.2. Конкуренция и монополия на рынке
Контрольные вопросы……………………………………………………………………….…….. 6
Практическая работа № 2 Виды рынков в зависимости от конкуренции ………………….… 6
Тема 1.3. Взаимодействие спроса и предложения
Контрольные вопросы ……………………………………………………………………….…… 7
Практическая работа № 3 Рынок взаимосвязанных товаров …………………………………. 7
Раздел 2. Рынок и рыночные отношения
Тема 2.1. Денежно-кредитные отношения
Практическая работа № 4 Расчет процентов за кредит ………………………………………. 9
Практическая работа № 5 Инфляция в экономике ………………………………………….… 10
Тема 2.2 Ценообразование
Контрольные вопросы ……………………………………………………………………….…. 11
Практическая работа № 6 Определение цены товаров ……………………………….……. 11
Тема 2.3 Рынок труда и рабочей силы
Контрольные вопросы …………………………………………………………………….…... 11
Практическая работа № 7 ………………………………………………………….….……..… 11
Практическая работа № 8 Расчет заработной платы ………………………………………… 11
Контрольная работа по дисциплине …………………………………………………..……. 15
Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1 Экономика: наука и хозяйство
Практическая работа № 1 Виды рынков в зависимости от типа товаров
Цель: формирование представления о товарных рынках
Время выполнения 2 часа
Прочитайте текст учебника О.Т. Лебедев Основы экономики стр. 26. Сгруппируйте информацию по разделам: тип товара, тип рынка, вид предприятия. Результаты работы оформите таблицей
Структура рынка – внутреннее строение его отдельных элементов.
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- рынок товаров и услуг,
- средств производства,
- труда,
- НТР,
- ценных бумаг.
2. По товарным группам:
- рынок товаров произвольного назначения,
- товаров народного потребления,
- продовольственных товаров,
- факторов производства.
3. По пространственному признаку:
- местные,
- республиканские,
- межреспубликанские,
- внутрирегиональные,
- межрегиональные,
- национальные,
- международные,
- мировой рынок.
4. По степени ограничения конкуренции:
- совершенно конкурентные,
- рынки несовершенной конкуренции.
5. По характеру продаж:
- оптовой торговли,
- розничной торговли,
- государственных закупок.
6. С точки зрения соответствия действительному законодательству:
- легальные,
- нелегальные.
Классификация товаров широкого потребления. Данная классификация основывается на разделении товаров на четыре группы: 1) товары повседневного спроса; 2) товары предварительного выбора; 3) товары особого спроса; 4) товары пассивного спроса.
Товары повседневного спроса – это товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Примерами могут служить хлеб, соль, мыло. Эти товары можно дополнительно подразделить на несколько групп: а) основные товары постоянного спроса люди покупают регулярно. Например, так совершаются обычные покупки хлеба и сигарет; б) товары импульсной покупки приобретаются без предварительного планирования и поиска. Так, мороженое продают на каждом углу, потому что иначе потребитель мог бы и не подумать об его приобретении; в) товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них – это лекарства, полиэтиленовые пакеты. Их распространяют через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи.
Товары предварительного выбора – это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Примерами могут служить мебель, одежда, автомобили.
Товары особого спроса – это товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия. Примерами могут быть особо модные или престижные товары. Так, автомобиль "Мерседес" является товаром особого спроса, поскольку покупатели готовы преодолеть большие расстояния, чтобы приобрести его.
Товары пассивного спроса – это товары, о покупке которых потребитель обычно не думает заблаговременно (например, надгробия).
2.Классификация товаров промышленного назначения. Эта классификация основывается на выделении трех групп: 1) материалы и детали; 2) капитальное имущество; 3) вспомогательные материалы.
Материалы и детали полностью используются в изделии производителя, их подразделяют на сырье, полуфабрикаты и детали. Сырье включает сельскохозяйственную продукцию (например, пшеницу, хлопок, фрукты), а также природные продукты (рыбу, лес, сырую нефть и др.). Полуфабрикаты и детали представляют собой либо материальные компоненты (например, пряжа, цемент, прокат), либо комплектующие изделия (электродвигатели, шины, отливки и др.). Материальные компоненты обычно используются с последующей доработкой (так, пряжа в процессе обработки превращается в полотно). Комплектующие изделия включаются в состав конечного продукта полностью (как происходит при сборке автомобиля).
Капитальное имущество – это товары, постепенно используемые в производстве. Его можно подразделить на две группы: стационарные сооружения и оборудование. Еще выделяют вспомогательное оборудование. Стационарные сооружения представляют собой строения и сооружения (например, заводы, административные здания). Стационарное оборудование – это генераторы, прокатные станы, суперкомпьютеры, подъемники и др. Вспомогательное оборудование включает движимое заводское оборудование, ручной инструмент, автопогрузчики, конторский инвентарь, персональные компьютеры и т.п. Это оборудование, которое содействует процессу производства.
Вспомогательные материалы не используются непосредственно в производстве продукции. Это рабочие материалы – смазочные масла, писчая бумага, карандаши, материалы для технического обслуживания и ремонта (например, краски, гвозди, щетки и др.). Вспомогательные материалы, как и товары повседневного спроса для потребительского рынка, обычно покупают с минимальной затратой усилий методом повторных закупок без изменений.
Тип товара | Тип рынка | Вид предприятия |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Тема 1.2. Конкуренция и монополия на рынке
Содержание занятия Конкуренция и монополия на рынке. Понятие и виды конкуренции. Виды монополий.
Форма контроля: письменный опрос, практическая работа
Контрольные вопросы
Дать характеристику видам конкуренции: Ценовая________________________________________
_________________________________ Неценовая__________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какова цель неценовой конкуренции____________________________________________________
Что такое монополия__________________________________________________________________
Что такое чистая монополия___________________________________________________________
Что означает понятие "война цен"______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
В чем отличие монополии и олигополии__________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Как государство регулирует деятельность монополий _____________________________________
_____________________________________________________________________________________
Назовите виды монополий____________________________________________________________
Практическая работа № 2 Виды рынков в зависимости от конкуренции
Цель: формирование понимания степени конкуренции на отдельных рынках
Обучающийся должен знать виды рынков и степень конкуренции на каждом рынке. Должен уметь различать виды рынков по приведённой характеристике и формулировать цели конкурентов.
Теоретические основы: монополия -один продавец на рынке, олигополия -небольшое количество продавцов, разные сферы влияния, неценовая конкуренция, ценовая конкуренция, «война цен», рыночные барьеры, исключительное право государства на ведение деятельности, демпинг.
Задание:
Заполнить в таблице недостающие данные по степени конкуренции на рынке
Критерий | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Количество фирм | | Много (небольшие) | | |
Тип продукции | Стандартизи-рованная (однородная) | | | |
Контроль над ценой | | | | Значительный (монополист является ценоустано-вителем) |
Барьеры входа-выхода | | Невысокие (имеются ограничители: патенты, лицензии, торговые марки) | | |
Методы конкурентной борьбы | Ценовые (снижение издержек, увеличение объёма продаж), ценовая дискриминация отсутствует | | | |
Доступность информации о рынке | Равный доступ ко всем видам информации, для производителей, и потребителей | | | Ограничен |
Примеры отраслей | Сельскохозяйственное производство | | | |
Тема 1.3. Взаимодействие спроса и предложения
Контрольные вопросы
Сформулировать законы спроса и предложения
Спрос это-_____________________________________________________________________________
Предложение это________________________________________________________________________
Что такое величина спроса _____________________________________________________________
Нарисовать кривые спроса и предложения.
Что такое рыночное равновесие________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Назвать неценовые факторы (детерминанты) спроса
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Дать характеристику неценовым факторам предложения.
Изменение стоимость сырья _____________________________________________________________ Новые технологии_________________________________________________________________________
Практическая работа № 3 Рынок взаимосвязанных товаров
Цель: научиться определять изменения спроса и предложения на рынке взаимосвязанных товаров
Обучающийся должен знать понятия спроса и предложения и описывать изменения на взаимосвязанных рынках. Уметь рисовать на графике кривые спроса и предложения, объяснять законы спроса и предложения.
Задание.
1)В таблице перечислены факторы, которые потенциально могут оказать влияние на рынок авиабилетов. Проанализируйте влияние каждого фактора и отобразите его в соответствующей графе («+» - растет, «-» - падает, «0» не меняется;
Ситуация на взаимосвязанных рынках | Величина спроса | Величина предложения | Равновесная цена | Равновесная объем | Расходы потребителей |
на рынке авиабилетов |
1) выросли тарифы на железнодорожные перевозки | | | | | |
2) увеличилась стоимость авиатоплива | | | | | |
3) закуплены новые скоростные поезда | | | | | |
2)Нарисуйте кривую спроса на авиабилеты и изменения спроса (пунктиром)
3) Ответить на вопросы :
А) Почему в конце сезона цены на сезонные товары снижаются_____________________________
Б) Как называется совпадение интересов покупателя и продавца относительно цены и количества товара ______________________________________________________________________________
В) Как повлияет на цену молока снижение его надоев зимой________________________________
Г)Как изменится цена на хлеб, если в сельском хозяйстве засуха и мало вырастили пшеницы ___________________________________________________________________________________
Д) По какой причине цены на некоторые товары существенно не меняются несмотря на повышение спроса _______________________________________________________________________________
Раздел 2. Рынок и рыночные отношения
Тема 2.1. Денежно-кредитные отношения
Практическая работа № 4 Расчет процентов за кредит
Цель: научиться определять сумму процентов за кредит и анализировать разные способы кредитования.
Обучающийся должен знать виды кредитов банка, принципы кредитования. Уметь рассчитывать сумму процентов за кредит
Вариант 1
Задание 1. Контрольные вопросы
Вариант 1 –чётные вопросы. Вариант 2 –нечётные вопросы
1. Что такое деньги_____________________________________________________________________
2. Перечислить функции денег___________________________________________________________
3. Привести пример натуральных денег___________________________________________________
4. Почему перестали применять натуральные деньги_______________________________________
5. Объяснить понятие «ходовые товары __________________________________________________
6. Объяснить понятие «ликвидность денег»_______________________________________________
7.Какие операции банка считаются пассивными.__________________________________________
8.Активные операции –это_____________________________________________________________
9. Назвать принципы кредитования _____________________________________________________
10.Фондовые операции — это_________________________________________________________
Задание 2. Составить таблицу платежей по кредиту
Срок кредита 6 месяцев с равномерной уплатой долга 10 числа каждого месяца, плата за кредит – 20%, сумма кредита 120000 рублей. Дата получения кредита 10 февраля 2020г
ФОРМА ТАБЛИЦЫ
Дата платежа | Остаток кредита | Сумма к уплате | Проценты за месяц | Всего к оплате |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10.03.2012 | 120.000 | - | - | - |
10.04.2012 | | | | |
10.05.2012 | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого | 0 | 120000 | ? | ? |
Методические указание по ведению расчетов.
срок кредита 12 месяцев, определите дату последнего платежа
остаток кредита определяется как разница между графами 2 и 3
Проценты рассчитываются по формуле остаток кредита * процентная ставка/ 365 * количество дней в расчетном периоде
Расчетный период – это количество дней с даты последнего платежа. Количество дней определите по календарю.
Всего к оплате – это сумма граф 3 и 4
В конце таблицы рассчитать итоги по всем графам кроме графы 1 и 2. В конце 1графы должно получиться 0.
Задание 3. Определить сумму процентов за кредит, если долг уплачен двумя платежами по полугодиям? Какая форма оплаты кредита выгоднее заёмщику (сравнить общую сумму выплаченных процентов за год по заданию 2 и 3)
Практическая работа № 5 Инфляция в экономике
Цель: формирование понимания влияния инфляции на экономику
Обучающийся должен знать понятие и виды инфляции. Уметь объяснять причины и последствия инфляции, рисовать кривую Филипса.
Задание1. Выберите один или несколько верных ответов и обоснуйте их.
1. Укажите, какие из перечисленных явлений могут порождать инфляцию издержек:
1) сильный неурожай сельскохозяйственных культур (зерно);
2) истощение недр, вынуждающее переходить на разработку бедных и невыгодно расположенных источников сырья;
3) повышение косвенных налогов
4) увеличение амортизационных отчислений в связи с применением более высокопроизводительного оборудования.
2. Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции, обоснуйте ответ?
ожидание хорошего урожая
увеличение денежной массы
увеличение закупочных цен на зерно
снижение цен на электроэнергию
3. Определите форму инфляции:
Наиболее острая форма инфляции, которая выражается в среднемесячном темпе прироста общего уровня цен на 50%.
Форма инфляции, оказывающая в целом положительное влияние на развитие экономики, но начинающая порождать факторы, которые способны разрастаться и негативно влиять на экономическое развитие
Стремление фирм избегать продажи товаров за деньги и заменять их бартерными сделками; стремление фирм и домашних хозяйств к скорейшему превращению денег в новое оборудование, сырье, полуфабрикаты или потребительские товары
Слабовыраженный рост цен, оказывающий в целом положительное влияние на развитие экономики
Быстрый рост общего уровня цен, содержащий реальную опасность переродиться в гиперинфляцию
4. Укажите, какие социальные группы несут потери от инфляции.
менеджеры крупных процветающих фирм
представители мелкого бизнеса
лица, получающие фиксированные доходы
коррумпированные чиновники
собственники фирм, работающих на сырье и полуфабрикатах, выпускаемых фирмами-монополистами
5. Пусть в некоторой стране общий уровень цен за определенный период характеризуется следующими данными: Рассчитать темп инфляции в этой стране
Год | Индекс потребительских цен | Уровень инфляции |
1970 | 100 | |
1990 | 246 | |
1991 | 273 | |
1992 | 290 | |
6. По исходным данным начертите кривую Филипса.
Показатели | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год |
Норма (уровень) безработицы, % | 5 | 3,2 | 1,6 | 1 |
Индекс цен, % | 1 | 1,3 | 2,5 | 3,3 |
7. На основе исходных данных задачи 6, определите темпы роста инфляции по годам и постройте график. Сделайте выводы: в какие годы инфляция возрастает, а в какие уменьшается?
Тема 2.2 Ценообразование
Контрольные вопросы
Что такое цена с точки зрения покупателя _________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Что включает в себя цена ______________________________________________________________
Что должна обеспечивать цена производителю товара ______________________________________
Что такое себестоимость товара_________________________________________________________
Назвать виды издержек производства ___________________________________________________
Почему нельзя продавать товары по себестоимости________________________________________
В каком случае можно установить высокую цену на товары_________________________________
Кто регулирует цены на товары первой необходимости ___________________________________
Практическая работа № 6 Определение цены товаров
Цель: формирование понимания процесса ценообразования
Обучающийся должен знать методы ценообразования, правила формирования рыночной цены. Уметь рассчитывать себестоимость и цену товара, выручку и прибыль от продажи.
Задание 1: рассчитать себестоимость единицы продукции
1 | Наименование продукции | Мука | Сахар | Масло | Яйца | Специи | Количество готовых изделий | Полная себестоимость единицы |
2 | хлеб 1 сорт | 676 | 80 | 45 | 0 | 0 | 80 | |
3 | хлеб сдобный | 450 | 120 | 68 | 120 | 0 | 70 | |
4 | булочка с маком | 126 | 136 | 126 | 190 | 56 | 140 | |
5 | булочка сахарная | 254 | 128 | 168 | 198 | 64 | 200 | |
6 | корж ореховый | 124 | 170 | 400 | 400 | 112 | 220 | |
7 | калач молочный | 360 | 80 | 115 | 60 | 0 | 80 | |
| итого | | | | | | Х | |
Задание 2. Определите выручку от продажи продукции
Методические указания
Выручка-это сумма от продажи всех изделий по цене реализации. Цена реализации должна включать полную себестоимость изделия и плановую прибыль. Определите цену реализации и выручку по каждому виду продукции если изделия реализуются с наценкой 17% . решение оформить таблицей
Наименование продукции | Полная себестоимость | Наценка 17% | Цена реализации | Количество | Выручка |
| | | | | |
| | | | | |
Тема 2.3 Рынок труда и рабочей силы
Контрольные вопросы
Назвать виды безработицы__________________________________________________________
Каковы причины безработицы _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Кто наиболее часто остаётся без работы______________________________________________
Какие меры принимает государство для борьбы с безработицей__________________________
________________________________________________________________________________
Перечислить последствия безработицы ______________________________________________
Практическая работа № 7 Уровень безработицы в стране
Цель: научиться определять величину безработицы
Обучающийся должен знать виды и причины безработицы, методы государственного регулирования рынка труда. Уметь определять уровень безработицы.
Задание.
Задача 1. Определите, к какой категории населения относятся следующие люди:
Учитель китайского языка, отчаявшийся найти работу и прекративший ее поиски.
Дипломат, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий найти более высокооплачиваемую работу.
Дизайнер, не работающий из-за воспаления легких.
Домашняя хозяйка, которая занимается только своим домом и семьей.
Менеджер, находящийся в больнице после операции аппендицита.
Студент, который учится на дневном отделении университета.
Бухгалтер, занятый неполный рабочий день и искавший более выгодную работу так долго, что прекратил ее поиски.
Бродяга, полностью довольный своей жизнью.
Заболевший на долгий срок и поэтому не работающий водитель трамвая.
Студент, окончивший колледж, но еще не нашедший работу.
Модный парикмахер, занятый неполную рабочую неделю и активно ищущий другую работу.
15 – летний подросток, подрабатывающий в ресторане «Макдоналдс»
Водолаз, не работающий из-за наступления зимы.
Чиновник, вышедший на пенсию.
Сиделка, помогающая ухаживать за больным.
Карточный шулер, работающий без выходных.
Артист театра, подрабатывающий ремонтом автомобилей и вполне довольный своим положением.
Рабочий, который не ходит на работу, протестуя против снижения з/п.
Менеджер, доведенный своими подчиненными до полного психического расстройства.
Дворник, не работающий из-за плохой работы.
Задача 2 . Определите, сколько безработных в стране и каков уровень безработицы.
Постановка задачи: Численность населения страны составляет 10 000 тыс. чел. На государственной службе, в армии, в структурах управления и т. п. находится 3 % населения. Дети и люди пожилого возраста составляют 10 % населения, предприниматели, люди свободных профессий и т. п. – 4 %. На государственных предприятиях и в организациях занято 20 %, в частных структурах – 53 % населения.
Задача 3. Определите уровень безработицы в стране.
Постановка задачи: Все население Изумрудного государства составляет 300 млн чел., из них:
80 млн – пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, солдаты Национальной гвардии, правительственные органы; 20 млн чел. не хотят работать вообще или при данном уровне заработной платы.
Наемная рабочая сила составляет 188 млн чел.
Задача 4. Определите количество безработных и занятых до июня и после.
Постановка задачи: В стране трудоспособное население, ориентированное на рынок труда, составляет 100 млн чел. До июня ситуация в экономике была благоприятной. Выпускался потенциальный объем ВНП, и на рынке труда существовала полная занятость (естественная безработица - 6 %), при которой 10 % занятых увольнялись, а 15 % безработных находили работу. Затем начался кризис, в результате увольнять стали на 5 % больше, а находить работу на 3 % меньше.
Задача 5. Постановка задачи: Предприятию требуются работники. Спрос на труд описывается функцией Ld=10 – 0,2W, где Ld – cпpoc на труд; W – номинальная зарплата.
Пришло 6 факсов от претендентов на места. Один готов работать за зарплату не менее 40 ден. ед., двое – не менее 25 ден. ед., двое – не менее 20 ден. ед. и один – не менее 15 ден. ед. Сколько работников будет принято на работу, и какой будет уровень зарплаты? (решить задачу графически)
Практическая работа № 8 Расчет заработной платы, удержания из заработной платы.
Цель: научиться рассчитывать заработную плату различным категориям работников.
Обучающийся должен знать виды оплаты труда и методы её расчета, виды удержаний из заработной платы. Уметь рассчитывать заработную плату разным категориям работников, доплаты и надбавки к заработной плате.
Контрольные вопросы
За какой период устанавливаются тарифные ставки____________________________________
Назвать показатели нормирования труд ____________________________________________
________________________________________________________________________________
От чего зависит величина тарифного коэффициента__________________________________
Как рассчитать тарифную ставку за месяц по шестому разряду_________________________
Что такое оклад_________________________________________________________________
Какие две формы оплаты труда существуют_________________________________________
Перечислить компенсационные надбавки к зарплате _________________________________
В каком размере оплачиваются часы сверхурочной работы____________________________
Что относят к обязательным доплатам______________________________________________
Как рассчитать сдельную расценку_________________________________________________
Задача № 1. Рассчитать сдельную расценку по тарифной сетке
Методические указания
Сдельная расценка это оплата за единицу продукции (работы) рабочим сдельщикам. Расценка зависит от разряда работника и величины тарифной ставки. Расчет производится по формуле: Р=С/60*Нв где, С-ставка за час, Нв-норма времени
Для расчётов применяется тарифная сетка
Разряд | I | II | III | IV | V | VI |
Коэффициент | 1 | 1,3 | 1,69 | 1,91 | 2,16 | 2,44 |
Ставка за месяц | 12500 | 16250 | 21125 | 23875 | 27000 | 30500 |
Ставка за час | 73 | 95 | 124 | 140 | 158 | 178 |
Ставка за день | 585 | 760 | 988 | 1117 | 1263 | 1427 |
Расчёты оформить в таблицу
Разряд | I | II | III | IV | V | VI |
Часовая ставка | | | | | | |
Норма времени(минут) | 33 | 28 | 22 | 20 | 19 | 18 |
Сдельная расценка | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
Задача № 2.Рассчитать косвенно-сдельную зарплату наладчикам цеха, используя тарифную сетку учебной формы.
Методические указания
Косвенно-сдельная зарплата устанавливается работникам, от которых зависит выработка продукции основными рабочими, например наладчикам оборудования. Косвенно-сдельная зарплата прямо пропорционально зависит от степени выполнения плана производства продукции. Повременная зарплата умножается на % (коэффициент) выполнения плана. Коэффициент выполнения плана рассчитывается путём деления фактической выработки на плановыё показатель.
Постановка задачи: Бригада основных рабочих выпустила 7000 единиц продукции, план выпуска-6200 единиц продукции за месяц.
В цехе 4 наладчика:
Иванов А.А имеет 5 разряд, отработал 172 часов
Петров В.В имеет 3 разряд, отработал 170 часа
Сидоров М.Б имеет 3 разряд, отработал 160 часов
Медведев С.П имеет 2 разряд, отработал 125 часов
Форма расчетной ведомости
№ № п/п | ФИО | Разряд | Часовая ставка по сетке | % выполнения плана | Часовая ставка в зависимости от выработки | Начислено за месяц |
| | | | | | |
Задача № 3. Рассчитать зарплату служащим .
Методические указания
Зарплата служащим рассчитывается по окладу в зависимости от фактически отработанного времени. Оклад/Дк*Дф где, Дк- календарные рабочие дни, Дф- фактически отработанные дни согласно табеля учета рабочего времени
По календарю -25 рабочих дней
№ п/п | ФИО | Оклад | 0тработано дней по табелю | Начислено за месяц |
1 | Сидоренко А.А бухгалтер | 7500 | 20 | ? |
2 | Григорьева А.П кассир | 700 | 25 | ? |
3 | Понамарёва Г.И секретарь | 7200 | 25 | ? |
4 | Петрушина П.Ю гл. бухгалтер | 8900 | 22 | ? |
5 | Белов П.С директор | 11000 | 25 | ? |
6 | Лесных Р.О зав. складом | 7200 | 16 | ? |
ИТОГО | | Х | ? |
Задание 4 .Тест
№ п\п | ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
1 | 2 | 3 |
1 | Для учета отработанного времени предназначен | табель | накладная | ведомость |
2 | Стоимость одного часа работы это | расценка | ставка | оклад |
3 | Уровень квалификации рабочего определяет | оклад | разряд | ставка |
4 | Сдельная зарплата начисляется по | По сдельной расценке | Тарифной ставке за день | По окладу |
5 | Начисленная зарплата учитывается на счете | 73 | 71 | 70 |
6 | Работа в праздничные и выходные дни оплачивается | В двойном размере | С доплатой 50% | Не оплачивается |
7 | Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается на основании | Счет- фактуры | Наряда | Больничного листа |
8 | Для расчета пособия по болезни необходимо знать зарплату за период | 2 года | 1 год | полгода |
9 | Норма выработки устанавливается для | служащих | Рабочих повременщиков | Рабочих сдельщиков |
10 | Для расчета отпускных применяется коэффициент | 30,1 | 29,3 | 15 |
11 | Размер пособия по болезни в размере 100 % выплачивается при стаже работы | 5 лет | 7 лет | Более 8 лет |
12 | Оклад это зарп лата служащих | За 1 месяц | За 1 день | За 1 год |
13 | Разряд показывает | Уровень образования | Уровень сложности работы | Стаж работы |
14 | Для начисления зарплаты применяется бланк | Кассовых ордеров | Расчетной ведомости | Платёжного поручения |
15 | Для расчета отпускных необходимо знать | Тарифную ставку | Оклад | Зарплату за год |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: промежуточный контроль знаний по дисциплине Экономические и правовые основы производственной деятельности в форме дифференцированного зачёта.
Задание 1.Тест
1.Что можно считать натуральными деньгами
1) средства на счёте в банке 2) бумажные деньги 3) продукты питания (зерно)
2. Какая форма денег появилась после натуральной
1) электронная 2) бумажная 3) металлическая
3. В каком виде применялись первые металлические деньги
1) монеты 2) песок 3) слитки
4. Почему перестали применять золотые деньги
1) мало золота в природе 2) неудобно обменивать 3) тяжело носить
5. Что такое «ходовые товары»
1) всем нужны 2) могут обмениваться многократно 3) не требуют хранения
6. Почему роль денег стало выполнять золото
1) разная ценность товаров на разных территориях 2) золото дорого стоит 3) легко хранить
4) все ответы верны
7. Свойства денег
1) средство обмена 2) стабильность 3) средства платежа
8. Что означает понятие «ликвидность денег»
1) легко переводить большие суммы на расстояние 2) защита от подделки
3) можно быстро обменять на товары
9. Какие деньги самые ликвидные
1)натуральные 2) наличные 3)золото 4)электронные
10. Какие деньги являются общепризнанными в период экономического кризиса
1) натуральные 2) бумажные ) золотые 4) электронные
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | | | | | | | | | | |
Задание 2. Дать определение терминам
Налог ______________________________________________________________________________ Налоговая система_____________________________________________________________________ Субъект налогообложения______________________________________________________________ Налоговая льгота________________________________________________________________________
Стандартные налоговые вычеты __________________________________________________________
Задание 3. Тест на тему «Собственность»
Выбрать правильные ответы, возможно несколько ответов, подчеркнуть
Собственность– это: 1) отношения людей 2) объекты недвижимости 3) право на вещь
Определение юридической судьбы объекта это: 1) владение 2)пользование 3) распоряжение
Признаются три основные вида собственность: 1) частная 2)кооперативная 3) личная
4) государственная 5) общественная 6)коллективная 7)муниципальная
Примеры объектов государственной собственности: 1)заповедники 2) дороги местного значения 3) магазины 4) рестораны
Исключение свободного доступа к экономическим ресурсам для всех, кроме собственника это: 1)приватизация 2) спецификация 3) реквизиция 4) конфискация
В случае смерти гражданина право собственности на его имущество переходит: 1)населению данной территории 2) государству3) наследникам 4)банку
Процесс передачи государственной собственности в частные руки называется:1)наследование 2)национализация 3) приватизация
Если продукция хозяйства полностью потребляется внутри, то такое хозяйство называют:
капиталистическим 2) рыночным 3) натуральным 4) командно-административным
Субъектом государственной собственности являются: 1)граждане села 2) граждане России, 3)коллектив предприятия 4) президент страны
Общее имущество, разделённое на части по количеству собственников называется:
долевой собственностью 2) индивидуальной собственностью) 3) муниципальной собств-ю
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | | | | | | | | | | |
З адание 4. Нарисовать кривую Филипса
27