СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь включает в себя задания для аудиторной и самостоятельной работы по поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по литературе»

Ф.И___________________________________________________ группа_______________________

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Задание 1. Согласитесь или опровергните следующие утверждения, касающиеся биографии А.С. Пушкина

  • День рождения поэта отмечается в России 6 июня____________________________

  • А.С. Пушкин получил образование в МГУ____________________________________

  • Имя няни поэта - Марина Родионовна______________________________________

  • А.С. Пушкин - автор романа в стихах «Евгений Онегин»__________________________

  • Имя супруги Пушкина – Наталья Гончарова____________________________________

  • Император Николай I был личным цензором поэта_______________________________

  • Поэт умер 10 февраля 1837 г. после трагической дуэли_______________________________

Задание 2. Познакомьтесь с историей создания поэмы «Медный всадник» и ответьте на предложенные вопросы.

Медный всадник» был написан в октябре 1833 г. в Болдине. Пушкин намеревался издать за большие деньги в журнале «Библиотека для чтения» сразу три своих произведения («Медный всадник», «Анджело», «Пиковая дама») и поэтому в декабре 1833 года передал «Медного всадника» на цензуру Николаю I. Царь вернул поэму с 9 пометами (он вычеркнул все определения вроде «кумир», «истукан» в отношении памятника Петру, велел убрать все сравнения Петербурга с Москвой), но без резолюции, поэма была не запрещена, но и не разрешена. Вот почему до конца 1833 г. «петербургская повесть» никому из друзей Пушкина не была известна. Поэт по-прежнему считал памятник Петру и самого Петра символом Петербурга и вообще современной России, поэтому его поэма о «медном всаднике» была, конечно, поэмой о судьбе России. Не желая править «Медного всадника» , Пушкин в 1834 году опубликовал Вступление в «Медному всаднику» . Это единственное прижизненное издание текста поэмы не вызвало внимания читателей, так как одно лишь вступление выглядело гимном «военной столице» . Зато начались слухи о некой неопубликованной поэме Пушкина о Петербурге. В августе 1836 года Пушкин решается опубликовать «Медного всадника» и для этого делает необходимые поправки. Почему до этого он не допускал и мысли о правке, а теперь делает это? Видимо, потому, что он считал необходимым завить о себе читателям, среди которых появилось мнение о закончившемся пушкинском периоде русской литературы. В полном виде «Медный всадник» был напечатан после смерти Пушкина в 1837 г. в журнале «Современник». Белинский первым предложил наиболее распространенное толкование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Позднее появилось другие акценты в интерпретации поэмы.

Вопросы к тексту:

1.В каком году была написана поэма?____________________________________________________

2.Кто был цензором поэмы? Что необходимо было заменить в тексте? _____________________________________________________________________________________

3.В каком городе совершаются все события поэмы?________________________________________

4.Когда опубликована поэма (вступление, основная часть). Чем была вызвана задержка в публикации?__________________________________________________________________________

5.Символом чего/кого, по мнению А. С. Пушкина, являлся Петр I?_____________________________

6.Какую трактовку в понимании поэмы предложил В.Г. Белинский? _____________________________________________________________________________________

Задание 3. Чем стихия (наводнения) похожа на русский бунт «бессмысленный и беспощадный»? Можно ли согласиться с этой мыслью? Выпишите из текста олицетворения и метафоры, подтверждающие эту мысль?

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя

Ужасный день!
       Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
          Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
       В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным

Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки... 

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Укажите две сюжетные линии поэмы















Задание 5. Рассмотрите иллюстрацию к поэме русского художника А.Бенуа и ответьте на вопросы

  1. Как вы можете описать Петра?

  2. Как вы можете описать Евгения?

  3. Какие ассоциации вызывают герои иллюстрации

  4. Какое настроение вызывает

иллюстрация?

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

______________________________________

Задание 6. Составьте сравнительную характеристику персонажей


1.Петр 1

2.Медный всадник (скульптура)

Евгений

Социальное положение




1.


2.


Цели в жизни

/характерис-тика/описа-ние (внешность)


















1.
















2.












Петр I

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1 
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!




Евгений

В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.

Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;

Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:

«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят...
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят...»

Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. 

Его отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки... Боже, боже! там —
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива —
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта... Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!


Медный всадник (скульптура)


И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.

Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.

Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...



Задание 7. Ответьте на вопросы, используя текст поэмы

Как наводнение изменило жизнь Евгения, что произошло? _____________________________________________________________________________________

Кого, на ваш взгляд, Евгений будет считать виновником своей трагедии? _____________________________________________________________________________________

Евгений, окруженный бунтующей водной стихией, тоже решается идти на бунт. Каковы причины?

В представленных отрывках найдите доказательства того, что бунт был вызван:

1 группа – психическим расстройством Евгения;

2 группа – отчаяньем Евгения;

3 группа – пониманием социальной несправедливости (противопоставление народа и власти).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
И вот бежит уж он предместьем,
И вот залив, и близок дом...
Что ж это?..
    Он остановился.
Пошел назад и воротился.
Глядит... идет... еще глядит.

И, полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом,

Толкует громко сам с собою —
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал.
       Ночная мгла
На город трепетный сошла;
Но долго жители не спали
И меж собою толковали
О дне минувшем.

В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел. Торгаш отважный,
Не унывая, открывал
Невой ограбленный подвал,
Сбираясь свой убыток важный
На ближнем выместить. С дворов
Свозили лодки.
       Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.

Но бедный, бедный мой Евгений ...
Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц — он
К себе домой не возвращался.

Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый...

Бедняк проснулся. Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали, во тьме ночной
Перекликался часовой...
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошел бродить, и вдруг
Остановился — и вокруг
Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.

Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» …

















Задание 8. Евгений назван безумцем, потому что он потерял разум от несчастия или потому что восстал против власти, государства?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Есть ли в поэме еще персонажи, которые отважились на бунт? Как вы считаете почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Чем завершается история Евгения? Символичен ли такой финал?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Как можно сформулировать филосовский вопрос, который рассматривает Пушкин в своем произведении, показывая столкновение народа и власти?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Актуальна ли проблематика поэмы в настоящее время? Приведите примеры из жизни? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Домашнее задание

  • Письменно ответьте на вопрос «Над чем заставила меня задуматься поэма «Медный всадник»?» (обязательно)

  • Создайте кроссворд / 10 тестовых заданий по содержанию поэмы (выбор)

  • Создайте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду поэмы (дополнительно)



Оцените свою работу на занятии !

«2»

Не работала на занятии

«3»

Вела записи в рабочей тетради, не отвечала/редко отвечала на поставленные вопросы, работала в группе

«4»

Вела записи в рабочей тетради, самостоятельно справлялась с большинством заданий, активно работала в паре и в группе

«5»

Вела записи в рабочей тетради, самостоятельно справлялась с заданиями, активно работала в паре и в группе, давала устные ответы на вопросы, ориентировалась в тексте без помощи.



Продолжите предложения

Сегодня я узнала______________________________________________________________________

Было трудно__________________________________________________________________________

я поняла, что__________________________________________________________________________

я научилась___________________________________________________________________________

Было интересно узнать, что_____________________________________________________________

Я хочу узнать_________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!