СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности "Культура добрососедства" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы воспитания гражданина , формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым и России в целом, особое место приобретает проблема национального воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности "Культура добрососедства" для 4 класса»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста«Ермаковская начальная школа - детский сад» Джанкойского района

Республика Крым


Рассмотрено на заседании Утверждено:

педагогического совета Приказ № от 2015 г.

Протокол № от _____ 2015 г. Директор МБОУ «Ермаковская

начальная школа-детский сад»

_________ /Г.А.Бочарова/







РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА

ДЛЯ 4 КЛАССА

(начальное общее образование)

НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД















Программу составила:

Эмиралиева Д.С..









с. Ермаково

2015 г


Пояснительная записка

Рабочая программа начального общего образования по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.

  2. Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009 г. № 373».

  3. Методических рекомендаций регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.

  4. Основной образовательной  программы начального общего образования по ФГОС  МБОУ «Ермаковская начальная школа – детский сад»


Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:

  • воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;

  • формирование чувства принадлежности к многонациональному российскому народу;

  • формирование высокой культуры межнациональных отношений ;

  • приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.

Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.

Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.

Учебно-воспитательные цели курса:

  • воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;

  • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;

  • воспитание толерантности как основного принципа демократии;

  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.




Практические цели курса:

  • формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;

  • знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;

  • формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;

  • приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;

  • формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.

Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.

Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:

1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.

2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.

3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.

4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.

5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).

6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.

7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.

8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.

Особенностями данного курса являются:

  • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;

  • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;

  • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;

  • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;

  • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;

  • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;

  • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем.

Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

  • единство изучения России и Крыма как субъекта России;

  • приоритетность воспитательных задач;

  • единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;

  • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;

  • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;

  • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;

  • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения


Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.


  1. Общая характеристика курса «Культура добрососедства».

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.

Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.

Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.

При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. Содной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.

Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.

Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.

В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения. Зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при проведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.

В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.

Описание места предмета в учебном плане

Курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу – 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

Формы организации внеурочной деятельности

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. 

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:

- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,

- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,

- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся

должны знать:

  • названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);

  • как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;

  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;

  • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;

  • 5-6 названий национальных блюд;

  • несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;

  • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

должны иметь представление:

  • об экологии, о роли природы в жизни человека;

  • об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;

  • о ремеслах, мастерах Крыма; 

  • о национальной одежде и кухне народов Крыма;

  • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;

  • о семейных святынях;

  • о ценностях, которые объединяют все народы;

должны уметь:

  • рассказать, как готовится его любимое блюдо;

  • одеть куклу в элементы национального костюма;

  • вести диалог с товарищами; 

  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;

  • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;

  • использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
























Тематическое планирование 4 класс

«Гордимся Крымом»


Тема занятия

Содержание занятия

Требования к уровню подготовки

Кол-во

часов

Дата

Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 

Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Гордимся Крымом»

1

07.09

Географическая среда (5 часов)


Наш край – самый чистый и красивый. 

«Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы

Находить на карте России Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт.

1

14.09

Географическое районирование Крыма.

Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений

Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 

1

21.09

Что такое «Красная книга»

Россия и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона

Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 

1

28.09

Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма.

Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.)

Знать, что такое музей природы, какие бывают музеи природы; правила поведения в музеях природы. Иметь представление о роли и значении музеев природы.

1

05.10

Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма.

Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня

Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии

1

12.10

История (3 часов)

История Крыма

Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция

Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)

1

19.10

Знаменитые личности, побывавшие в Крыму

Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму.

Познакомиться с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Знать знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым

1

26.10

Наш край гостеприимный.

Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии

Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Уметь рассказывать о достопримечательностях нашего региона.

1

09.11

Традиционная и современная культура (11 часов)

Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. 

Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым

Знать несколько великих религиозных деятелей и великих книг человечества.

1

16.11

Поем о нашей родине на разных языках.

Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии.

Знать несколько композиторов, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму

1

23.11

30.11

  1. 22

Художники, которые прославили Крым. 

Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художественные музеи и галереи в Крыму

Знать несколько художников, которыми гордятся крымчане, их творчество.

1

30.11

07.12


Современный театр кукол в Крыму.

История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы

Иметь представление о возникновении кукольных театров.

1

07.12

14.12

Ремесла, прославившие Крым. 

Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова.

Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.

1

14.12

21.12

Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма 

Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией

Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.

1

21.12

Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве.

Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты

Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.

1

11.01

«Крымская кухня»

«Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане.

Знать о блюдах, которые любят готовить крымчане, какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей, какие блюда можно попробовать только в Крыму

1

18.01

18-19

Крымские сувениры.

Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками.

Принять участие конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа»

2

25.0101.02


Язык соседа (3 часов)


20

Известные детские поэты и писатели Крыма. 

Поэты и писатели, прославившие Крым. Учимся сочинять стихи и рассказы.

Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе

1

08.02

21

Древние способы передачи информации. 

«Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму

Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий.

1

15.02


Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке

Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства.

Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях.

1

22.02

20.02

Аксиология (8 часов)


23-24

Родина и мир.

Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры.

Уметь рассказывать о своей Родине, о своей семье.

2

29.02

07.03

25

Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма.

У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире

Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях

1

14.03

Добрососедство как ценность

Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем

Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.)

2

21.03

04.04

Крымчане – радушные хозяева

Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки.

Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.)

2

18.04

18.04

«Откроем для других наш край родной».

Игра-ярмарка


1

25.04

Конфликтология (3 часов)


«Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур

«Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, люди и этим они нам интересны

Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом

1

16.05

Конструктивное общение.

Класс — маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе»

Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения.

1

23.05

Ситуации дружбы

Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы»

Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций.

1


Литература

1. Армянские народные игры / [текст и иссл.В. Бдояна]. – Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1980. – Т. 2. – 240 с.; Т. 3. – 260 с.
2. Армянские народные игры // Нахашавих. – 2002. – № 5, 6.
3 . Боголюбова В. Д. Никитский ботанический / В. Д. Боголюбова. – Симферополь : Крым, 1976. – 104 с.
4. В Крымском доме. Ч. 1. Армяне. – Симферополь, 1998.– 35 с. : ил.8

5. В Крымском доме. Ч. 2. Украинцы. – Симферополь, 1999. – 32 с. : ил.
6. В Крымском доме. Ч. 3. Греки. – Симферополь, 2000. – 40 с. : ил.
7. В Крымском доме. Ч. 4. Болгары. – Симферополь, 2002. – 40 с. : ил.
8. Веселятся дети : пособие для учителей начальных классов и воспитателей детских садов / [автор-сост. С. И. Харахады]. – Симферополь : Тарпан,2000. – 204 с. – На крымскотатар. языке.
9. Все о Крыме / [под ред. Д. Омельчука]. – Харьков : Каравелла, 1999.
10. Герцен А. Г. Пещерные города Крыма / А. Г. Герцен, О. А. Махнева. –Симферополь : Таврия, 1989.
11. Довженко Г. В. Український дитячий фольклор / Г. В. Довженко. – К.,1981.
12. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зеленых друзьях / М. Жадан. – Симферополь, 1969.
13. Згуровская Л. Крым. Рассказы о деревьях и животных / Л. Згуровская. –Симферополь : Бизнес-Информ, 1991.
14. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры :программа / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – Санкт-Петербург : АКЦИДЕНТ,1997. – 158 с. : ил. – (Серия «Из опыта педагога»).
15. Костюнин Ю. В. Птицы и звери Крыма / Ю. В. Костюнин, А. И. Дудицкий. –Симферополь : Таврия, 1978.
16. Кримськаколиска / [за ред. М. А. Араджионі]. – К. : Голов. спеціаліз. ред.літ. мовами нац. меншинУкраїни; Сімферополь: Центр етносоц. дослідж.,2002. – 200 с. : іл. – Болг., вірм., грец., нім., кримськотатар., рос., укр.
17. Крюкова И. В. Редкие растения и животные Крыма : справочник / И. В. Крюкова. – Симферополь : Таврия, 1 988.
18. Потехин В. Е. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах /В. Е. Потехин, Д. В. Потехин. – Севастополь, 1997. – 44 с.
19. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. –Москва : Наука, 1997. – 518 с. : ил.
20. Рубцов Н. И. Растительный мир Крыма / Н. И. Рубцов. – Симферополь :Таврия, 1978.
21. Сказочное эхо : сборник сказок народов Крыма / [ред.-сост. М. А. Араджиони и др]. – Симферополь: Доля, 2002. – 76
22. Українськийдитячий фольклор. – К. : Вид-во АН УССР, 1962.
23. Українськідитячіказки. – К., 1999.
24. Филоненко В. И. Детские игры крымских татар / В. И. Филоненко /ИТУАК. – 1919. – № 56. – С. 242–266.
25. Хайруддинов М. А. Этикет крымских татар / М. А. Хайруддинов,С. М. Устинов. –


21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!