РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Для 3 класса
на 2020-2021 учебный год
учитель: Корнилкина Яна Васильевна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4» (М.: Просвещение, 2016 г.)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Основной образовательной программы и учебного плана на 2018-2019 учебный год МОБУ «Хохлатской СОШ»;
Положения о рабочих программах МОБУ «Хохлатской СОШ».
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства и др. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Общая характеристика учебного предмета
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета изобразительное искусство в 3 классе отводится 1 час в неделю. В 2020-2021 учебном году 34 рабочих недель, следовательно, запланировано 34 урока.
Учебно – тематическое планирование
по Изобразительному искусству
Классы 3 класс
Учитель: Корнилкина Яна Васильевна
Количество часов: 1 час в неделю. Всего 34 часа
Планирование составлено на основе программ по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений
Учебник:
Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б. М. Неменского, 3-е издание М. Просвещение-2016 г. (УМК «Школа России»)
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 триместр |
Вводный урок (1 час) |
1 | Мастера изображения, постройки и украшения. | 1 | 08.09 | | |
Искусство в твоём доме (7 часов) |
2 | Твои игрушки. | 1 | 15.09 | | |
3 | Посуда у тебя дома. | 1 | 22.09 | | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | 29.09 | | |
5 | Мамин платок. | 1 | 13.10 | | |
6 | Твои книжки. | 1 | 20.10 | | |
7 | Твои книжки. | 1 | 27.10 | | |
8 | Открытки. | 1 | 03.11 | | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
9 | Памятники архитектуры. | 1 | 10.11 | | |
2 триместр |
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | 24.11 | | |
11 | Ажурные ограды. | 1 | 01.12 | | |
12 | Волшебные фонари. | 1 | 08.12 | | |
13 | Витрины. | 1 | 15.12 | | |
14 | Удивительный транспорт. | 1 | 22.12 | | |
15 | Удивительный транспорт. | 1 | 29.12 | | |
Художник и зрелище (10 часов) |
16 | Художник в цирке. | 1 | 12.01 | | |
17 | Художник в театре. | 1 | 19.01 | | |
18 | Театр кукол. | 1 | 26.01 | | |
19 | Театр кукол. | 1 | 02.02 | | |
20 | Маска. | 1 | 09.02 | | |
21 | Афиша и плакат. | 1 | 16.02 | | |
3 триместр |
22 | Праздник в городе. | 1 | 02.03 | | |
23 | Праздник в городе. | 1 | 09.03 | | |
24 | Музей в жизни города. | 1 | 16.03 | | |
25 | Музеи искусства. | 1 | 23.03 | | |
Художник и музей (9 часов) |
26 | Картина-пейзаж. | 1 | 30.03 | | |
27 | Картина-пейзаж. | 1 | 06.04 | | |
28 | Картина-портрет. | 1 | 20.04 | | |
29 | Картина-портрет. | 1 | 27.04 | | |
30 | Картина-натюрморт. | 1 | 04.05 | | |
31 | Картины исторические и бытовые. | 1 | 11.05 | | |
32 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | 18.05 | | |
33 | Каждый человек – художник. | 1 | 25.05 | | |
34 | Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок-обобщение). | 1 | 31.05 | | |
Итого – 34 часа.