| | 1 класс (33 часа) | |
«Всегда пусть музыка звучит!» | 3 | Истоки возникновения музыки. Музыка — искусство звуков. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека: музыкальные и немузыкальные звуки, музыкальные и речевые интонации, изобразительные интонации в музыке, изобразительные и музыкальные образы природы (осени). Потребность человека через музыку, танец выражать свое отношение к миру: музыкально-двигательная активность учащихся при исполнении песен и во время игр. Выразительное пение и изобразительные интонации. | Иметь представления об истоках возникновения музыки, о ее значении в жизни человека. Различать музыкальные и немузыкальные звуки, музыкальные и речевые интонации. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Уметь обмениваться впечатлениями о звучащих музыкальных интонациях. Сопоставлять звуковые и изобразительные впечатления. Формировать слушательские умения и навыки. Владеть навыками создания простейшего аккомпанемента с помощью ударов в ладоши. Выявлять отличия в высоте звучания голоса. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении. Трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы посредством детского художественного творчества: рисование музыки. Уметь двигаться под музыку, владеть простейшими танцевальными навыками и навыками танцевальной импровизации под звучащую музыку, уметь двигаться в хороводе. |
«Музыкальная азбука» | 6 | Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад (мажор-минор). Музыка и эмоциональное состояние (настроение) человека. Выразительное пение и изобразительные интонации. Ритмический аккомпанемент и ритмические импровизации. Музыкально-двигательная активность учащихся при исполнении песен и во время игр. Драматизация музыкального произведения. | Знать и соотносить средства музыкальной выразительности. Определять ладовые музыкально-интонационные различия при прослушивании музыкальных произведений, определять и различать длительности (донотный уровень: ритмос-логи). Уметь определять различные настроения, выраженные в музыке. Исполнять заданные на повтор ритмические рисунки в ладоши и на простейших ударных музыкальных инструментах, создавать аккомпанемент ритмической линии песни, простейшие ритмические импровизации. Запоминать и различать голоса разных музыкальных инструментов. Уметь вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения и передавать в собственном исполнении музыкальные образы: через выразительное пение, сюжет песни, драматизацию, театрализацию, музыкально-пластическую импровизацию. |
«На родимой сторонке» | 7 | Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Историческое прошлое в музыкальных и литературных образах: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Сказка — мудрость народная. Традиции празднования Рождества на Руси (колядование). Музыкальные инструменты в культуре русского народа. Ударные народные инструменты: ложки, трещотка, шаркунок, бубен, рубель, колотушка и др. Тембр — окраска звучания музыкального инструмента. Приобретение навыков игры на народных ударных инструментах. Духовые русские народные инструменты (рожок,жалейка, кугиклы). Ансамбль. Ансамбль ложкарей. Ансамбль ударных народных инструментов. | Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы). Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности. Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении, слове, игре на музыкальных инструментах, пластике, рисунке. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам. Проявлять инициативу в музыкально-театрализованных действиях. Уметь эмоционально откликаться после прослушанной музыки через собственную изобразительную деятельность. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Развивать музыкально-ритмические навыки при игре на ударных инструментах сольно и в ансамбле. Исполнять импровизированную пляску под звучащий инструментальный наигрыш. Определять на слух, анализировать и запоминать характерное звучание, тембры изучаемых ударных и духовых народных инструментов. Осваивать навыки игры на ложках: 1. игра двумя ложками, которые ученик держит за черенки и внешними сторонами черпаков ударяет друг о друга; 2. игра двумя ложками (прием игры «лошадка»). Осваивать различные способы звукоиз-влечения на ударных инструментах (удар, скользящий(глиссандирующий)удар, встряхивание инструмента). Формировать навык слаженного музицирования в ансамбле ударных инструментов, в ансамбле ложкарей. |
«Праздник круглый год» | 9 | Выразительность и изобразительность в музыке: интонация как озвученное состояние,выражение эмоцийи мыслей человека, различных состояний природы. Интонации:музыкальные и речевые. Динамическая нюансировка (крещендо и диминуэндо). Историческое прошлое в музыкальных и литературных образах: былины и бы-линщики, игровые русские народные песни. Народные русские праздники (Масленица), календарные песни, закличкии, приговорки. Элементарное детское сочинительство, инструментовка изученных песен, музицирование в ансамбле народных инструментов. | Проявлятьэмоциональнуюотзывчивость на звучащую музыку, передающую различные образы. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении. Трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы посредством детского художественного творчества: рисование музыки. Подбор палитры красок и передача через рисунок определенных настроений, сезонных изменений в природе. Сравнивать краски (интонации) прослушиваемых музыкальных произведений и красок палитры для отображения образов. Различать звучание различных инструментов. Сопоставлять звуковые и зрительные впечатления: соотнесение услышанного музыкального произведения с настроением, образами, изображенными на картинах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Передавать изобразительные интонации через выразительное пение. Развивать музыкально-ритмические навыки при игре на ударных инструментах сольно и в ансамбле. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов: исполнять весенние календарные песни, заклички, приговорки, весенние свистулечные наигрыши, участвовать в постановке весеннего праздника; воплощать во время исполнения песен их художественно-образное содержание, создавать музыкально-пластические импровизации, выбирать музыкальные инструменты в соответствии с характерами героев исполняемых песен, придумывать продолжение куплетов к исполняемым песням; выполнять правила народных игр, взаимодействовать с другими детьми во время проведения массовых музыкально-театрализованных праздников. |
«Творческая мастерская музыканта» | 8 | Изобразительные интонации в музыке. Сопоставление звуковых и зрительных впечатлений. Музыкальные импровизации. Интонационно-мелодические особенности народного музыкального творчества, народных музыкальных инструментов. Историческое прошлое в музыкальных и литературных образах: малые формы песенного фольклора (частушка), коллективная музыкально-творческая деятельность русского народа (народные праздники, потешный театр, танцы), пастушьи инструменты в системе традиционной культуры. Ударныймузыкальный инструмент своими руками. Простейшие технологии изготовления. Экспериментирование со звуком. Понятие «концерт». | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в слове, рисунке, жесте, пении. Трансформировать музыкальные впечатления в зрительные образы посредством художественного творчества: рисование музыки. Передавать через рисунок и подобранную палитру красок определенные настроения, сезонные изменения в природе. Передавать изобразительные интонации через выразительное пение, театрализацию, драматизацию песен. Выполнять задания на повтор ритмов, небольших мелодий, сочинять звукоимитации на народных инструментах. Передавать настроение музыки, сюжет исполняемой песни: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, участвовать в народных играх, передавать содержаниеигры через музыкально-пластические движения, выполнять роль водящего. Исполнять несложные народные танцы, пляски-импровизации и пляски-соревнования, передавать свое эмоциональное отношение к музыке через танец, придумывать несложные танцевальные движения. Придумывать припевки, прибаутки для исполнения их во время танца. Создавать погремушку с желаемым определенным звучанием. Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками погремушках, ансамблевое музицирование. Знать пастушьи музыкальные инструменты (пастушья барабанка, свирель, жалейка, рожок) и их применение в прошлом. |
| | 2 класс (35 часов) | |
«Всегда пусть музыка звучит!» | 5 | Колыбельная песня — древнейший жанр фольклора. Интонации в музыке. Песня, танец, марш и их разновидности. Разновидностипесенных жанров (народные, композиторские, любительские (самодеятельные)). Музыкальный размер (двухдольный, трехдольный и четырехдольный размер). Закрепление музыкальных понятий: «интонация», «выразительные и изобразительные интонации», «музыкальный образ», «средства музыкальной выразительности», «аккомпанемент». Образы русской природы в творчестве композиторов, интонационная связь с русской народной музыкой. | Определять по характеру музыки колыбельную. Сравнивать произведения разных жанров. Различать на слух виды маршей (военный, свадебный, спортивный, траурный, игрушечный, триумфальный и др.). Определять характер звучащего танца. Закреплять понимание музыкальных произведений разных жанров через двигательную активность и игру на музыкальных инструментах: осуществлять музыкально-пластические импровизации под танцевальную музыку, передавать через движение маршевости, четкого ритма марша, создавать ритмический аккомпанемент для звучащих музыкальных произведений с помощью ударов в ладоши, на ложках или на других ударных музыкальных инструментах. Проявлять эмоциональную отзывчивость на звучащую музыку, поэзию, произведения изобразительного искусства, передающие различные образы. Приобретать первый опыт анализа музыкального произведения; определять на слух основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). «Слышу — вижу — творю». Формирование умения передавать настроение музыки, возникающие слуховые образы средствами изобразительного искусства. Уметь отличать музыкальные произведения с трехдольным (3/4) и двухдольным размерами (2/4). Проявлять творческую активность при передаче художественного образа народных песен во время выразительного пения, сочинении (продолжении) мелодии, начатые учителем, придумывании на музыкальном инструменте ритмического сопровождения, осуществлении драматизации разученных песен. |
«Музыкальная азбука» | 4 | Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементарная нотная грамота (нота, длительность нот, пауза, музыкальные длительности: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатые). Музыкальная речь и нотная запись. Понятия: «нотная запись», «нотоносец», нотный стан», «скрипичный ключ». Названия нот. Понятия: запев, припев и куплет в песне. Различные виды хоров: однородный (женский, мужской, детский) и смешанный, а также народный, академический, церковный | Ориентироваться в нотном письме как графическомизображенииинтонаций. Уметь записывать ноты и исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Иметь представление о расположении нот на клавиатуре фортепиано. Исполнять различные ритмические рисунки с использованием четвертей, восьмых и шестнадцатых в двухдольном или четырехдольномразмере,использовать ритмослогидляпоказадлительностей («Та» — четверть, «Ти» — восьмая, «Ту»-«Ру»— шестнадцатые),создавать ритмический аккомпанемент для звучащего произведения. Узнаватьпевческиеголоса(детские, мужские, женские) и определять на слух различные виды хоров. Дифференцировать мелодии с различными вариантами направлений движения (восходящее, нисходящее, смешанное). Определять на слух произведения, исполняемые в различных музыкальных жанрах (песня, танец, марш), сравнивать произведения по применяемым основным средствам музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). Эмоционально воспринимать, сопереживать и откликаться на музыку, определять характер и жанры прослушиваемых музыкальных произведений. Передавать художественный образ песни через выразительное пение, владеть навыками чистого интонирования мелодии, создавать ритмический аккомпанемент к исполняемому музыкальному произведению. |
«На родимой сторонке» | 7 | Многоликость русской песеннойкультуры.Интонации русской народной песни. Жанры русской народной песни (трудовые, лирические,о любви, плясовые, хороводные, календарные, частушки, колыбельные, солдатские). Тембровая природа музыки. Единство интонаций голоса и музыкального инструмента. Тембр духовых народных инструментов (искусство владимирских/нерехтских рожечников) и связь с русскими напевами. Роговая музыка, роговой оркестр. Русская музыкальная народная инструментальная культура: струнный народный инструмент балалайка (история, эволюция развития, музыкальные возможности), гармоники различных областей России» (ливенская, саратовская, тульская, вятская, татарская и др.). Историческое прошлое в музыкальных и литературных образах: былины и былинщики, сказители, былинный эпос (Связь речевых и музыкальных интонаций), искусство скоморохов на Руси (синтез музыки и театра). Знакомство с понятием «регистр». Народные праздники русского народа: традиции рождественских колядок. | Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальную культуру русского народа. Воплощать через певческую, инструментальную, танцевальную импровизации образы народных праздников, принимать участие в их проведении. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Воплощать во время исполнения песен их художественно-образное содержание, создавать музыкально-пластические импровизации, выбирать музыкальные инструменты в соответствии с характерами героев исполняемых песен, придумывать продолжение куплетов к исполняемым песням; выполнять правила народных игр, взаимодействовать с другими детьми и проявлять инициативу во время проведения колядочного действа. Отличать названия балалаек (прима, контрабас) по соотношению размеров инструментов и высоты и силы звучания. Дифференцировать друг от друга музыкальные инструменты различных классификационных групп (рожок, балалайка, народная гармоника), определять их на слух, анализировать и запоминать характерное звучание, тембровые характеристики. Владеть навыком слаженного музицирования в ансамбле народных инструментов, придумывание ритмического сопровождения к исполняемым музыкальным произведениям. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам. |
«Путешествие в мир музыкальных шедевров» | 9 | Музыкальная речь и выразительные и изобразительные интонации, средства музыкальной выразительности. Как музыка создает настроение? Выразительные и изобразительные интонации в музыке. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный замысел. Песенность, танцевальность, маршевость. Их значение в музыке. Опера, симфония, сюита, миниатюра, гимн, скерцо, пьеса. Либретто, пролог. Образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики в музыке русских композиторов (А. Лядов, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков).Значениевыразительных и изобразительных интонаций.Героико-патриотические образы в произведениях русских композиторов (А. Бородин, М. Мусоргский, М. Глинка). Образы русской природы в творчестве композиторов, интонационная связь с русской народной музыкой. | Формировать умение эмоционально откликаться на звучащую музыку. Приобретать опыт анализа музыкального произведения; определение на слух основных средств музыкальной выразительности,сравнение их применения в различных музыкальных произведениях (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.), изобразительных интонаций у прослушиваемых музыкальных произведений. Различать песенность, танцевальность, маршевость в музыке. «Слышу — вижу — творю». Формирование умения передавать настроение музыки, возникающие слуховые образы средствами изобразительного искусства. Создавать инструментальное сопровождение звучащего произведения, ритмический аккомпанемент музыке на ударных инструментах. Передавать выразительные и изобразительные интонации песни, содержание художественныхобразовмузыкальных произведенийчерезвыразительноепение, мелодекламацию стихов под музыку, ритмическое сопровождение на ударных инструментах, драматизацию, импровизированноемузыкально-пластическое движение. Размышлятьогероико-патриотических, сказочных, эпосных образах, созданных русскими композиторами. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Узнавать музыкальные произведения на слух, пропевать или делать повтор ритмического рисунка основных тем произведений на память. |
«Творческая мастерская музыканта» | 9 | Образы русской природы в творчестве композиторов, интонационная связь с народной музыкой. Симфонический оркестр и оркестровые группы:струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас),деревянныеи медные духовые инструменты симфонического оркестра(флейта, кларнет, труба, валторна, тромбон, туба), ударные инструменты (малый барабан, колокольчики, литавры, ксилофон), одиночные инструменты симфонического оркестра (арфа, фортепиано, орган). Тембр — краска музыкального инструмента. Музыкальная речь. Передача образов музыкального произведения через звучание музыкальных инструментов, их тембров (С. Прокофьев «Петя и волк»). «Этот день мы приближали как могли!» История двух песен о Великой Отечественной войне. Ударный музыкальный инструмент своими руками (погремушка). Простейшие технологии изготовления. Экспериментирование со звуком. | Делать общий анализ и выявлять характерные музыкальные интонации музыкальногопроизведения.Определять на слух основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). Определять на слух музыкальные инструменты различных групп симфонического оркестра, сравнивать их и давать характеристику их звучания. Передавать художественный образ песни через выразительное пение. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении, импровизации на музыкальных инструментах, в танце. Сочинять несложные песенные тексты (частушки; задание-придумать окончания текста). Создавать погремушки с желаемым звучанием. Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками погремушках, ансамблевое музицирование. |
| | 3 класс (35 часов) | |
«Всегда пусть музыка звучит!» | 3 | Выразительность и изобразительность в музыке и в живописи. Интонации в музыке — интонации в живописи. | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Анализировать услышанные образные музыкальные интонации. Находить взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Анализировать музыкальное произведение по применяемым основным средствам выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). «Слышу — вижу — творю». Формирование умения передавать настроение музыки, возникающие слуховые образы средствами изобразительного искусства. |
«Музыкальная азбука» | 5 | Музыкальное развитие. Основные приемы развития музыки: повтор, контраст. Варьирование.Варьирование внародномпесенном творчестве. Музыкальноеразвитиеи танцевальность в музыке. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Музыкальные построения: музыкальная фраза, предложение, период. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы, рондо, вариация. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Различать и сравнивать различные приемы развития и формы построения музыки. Определять контраст как сопоставление характеров в музыке. Определять форму построения музыкального произведения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трех-частные, рондо, вариации и др.), соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении. Придумывать различный характер исполнения песни (по куплетам), а также сочинение видоизмененного варианта мелодии. Подбирать музыкальные инструменты для ритмического сопровождения песни. Создавать на музыкальных инструментах динамические, темповые, тембровые инструментальные вариации, а также ансамблевую импровизацию. Передавать на музыкальных инструментах услышанные изменения в музыкальном произведении. Дирижировать в такт музыки. Придумывать танцевальные движения под звучащую музыку, соотносить движения с музыкальным развитием и происходящими в музыке изменениями. |
«На родимой сторонке» | 8 | От канта до гимна. Гимн — торжественная песня. Народные истоки в творчестве композиторов (П. Чайковский, Р. Щедрин). Вариативность народной песни. Основатель Великорусского оркестра В. Андреев. Современный оркестр русских народных инструментов. Оркестровые группы (балалайки, домры, гармоники, духовые и ударные народные инструменты). Репертуар оркестра. Ансамбли народных инструментов однородного и смешанного состава. Интонационные особенности рождественской музыки. | Отличать гимн по характерным средствам музыкальной выразительности. Знать гимн России (гимн своего города, школы), передавать художественное содержание гимна через выразительное пение. Находить вариативность в мелодии и в тексте народной песни. Знать историю создания Великорусского оркестра. Узнавать и отличать по звучанию инструменты и их группы в оркестрах русских народных инструментов. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов, выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Создавать инструментальное сопровождение на ударных инструментах к звучащему музыкальному произведению в исполнении оркестра русских народных инструментов. Передача на инструментах изменения вступления разных групп инструментов оркестра, динамического развития музыки. Передавать художественный образ песни через выразительное пение, драматизацию, придумывание танцевальных движений. Музицировать в ансамбле однородного (ансамбль ложкарей) или смешанного состава музыкальных инструментов. Выявлять отличительные особенности рождественской музыки. |
«Путешествие в мир музыкальных шедевров» | 9 | Интонационное богатство музыкального мира. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях различных жанров выдающихся композиторов. Творчество И. Баха. Орган. Органная музыка. Творчество В. Моцарта. Симфоническая музыка. Л.-Ван Бетховен. Песенность в творчестве Л.-В.Бетховена. Ф. Шопен. Интонационно-образная изобразительность в фортепианных произведениях. И. Штраус. Танцевальность в музыке И. Штрауса. Н. Паганини. Виртуозная музыка для скрипки. Образ материнства в классических произведениях и в | Формировать умение эмоционально откликаться на звучащую музыку. Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов. Приобретать опыт анализа музыкального произведения; определять на слух основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр звучащего инструмента (инструментов), динамика, лад и др.). Узнавать по звучанию произведения различных композиторов, сравнивать по применяемым основным средствам музыкальной выразительности. Определять на слух по характерным признакам различные музыкальные жанры: симфоническая, фортепианная, органная, вокальная музыка, марш, гимн, вальс, песня. Создавать инструментальное сопровождение на ударных инструментах к звучащему музыкальному произведению. Дирижировать в ритм музыкального произведения, вальсировать под музыку, |
| | произведениях изобразительного искусства. | осуществлять танцевальные импровизации под музыку. |
«Творческая мастерская музыканта» | 9 | Музыкально-образные интонации. Выразительность и изобразительность в произведениях искусства. Богатство и выразительность звучания музыкальных инструментов: народные гармоники, баян, аккордеон (эволюция развития гармоники в мире, сравнительный анализ инструментов), лютня и гитара (эволюция развития струнных инструментов в мире, сравнительный анализ инструментов). Музицирование на свирелях. Разновидности оркестров: симфонический, духовой, джазовый, оркестр народных инструментов. Профессия «дирижер». Понятия «партитура», «дирижерская палочка», «ауф-такт», «дирижерский жест». Ударный музыкальный инструмент своими руками (трещотка). Простейшие технологии изготовления. Экспериментирование со звуком. Песни военных лет. | «Слышу — вижу — творю». Формирование умения передавать настроение музыки, возникающие образы средствами изобразительного искусства. Узнавать и определять различные составы оркестров: симфонический, духовой, джазовый, оркестр народных инструментов. Сравнивать различные виды оркестров между собой по группам инструментов, по исполняемому репертуару. Отгадыватьна слух или по изображению характерные инструменты различных видов оркестров, а также фрагментов изученных музыкальных произведений и звучания музыкальных инструментов на слух; делать общий анализ и выявление характерного звучания, сравнение музыкальных интонаций. Получить знания об основах звукоизвлечения на свирели (постановка пальцев, аппликатура). Исполнять на свирели несложные мелодии русских народных песен. Уметь играть сольно и в ансамбле, сочетать пение и игру на свирели (свирелях), осуществлять простые импровизации на свирелях на тему исполняемой песни. Создаватьразновидноститрещотокс определеннымзвучанием.Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками трещотках, ансамблевое музицирование. Исполнять песни и передавать художественный образ песни через выразительное пение. Проводить ценностно-смысловой анализ прослушиваемых песен, написанных в годы Великой Отечественной войны, выделять музыкально-художественные интонации. Использовать возможности информационных компьютерных технологий на уроках музыки. |
| | 4 класс (35 часов) | |
«Всегда пусть музыка звучит!» | 9 | Мелодия в вокальной и инструментальной музыке — интонационно осмысленное музыкальное построение. Основные образно-эмоциональныесферымузыкии многообразиемузыкальных жанров и стилей. Симфония — жанр оркестровоймузыки,особенности построения симфонии. Й. Гайдн—основоположник современного состава симфонического оркестра и симфонии как музыкального жанра. Сюита — особенности музыкальной формы. Балет. Либреттист, композитор, балетмейстер, художник. Строение балетного спектакля. Опера. Либретто, речитатив, ария, ариозо, номер, картина, действие, пролог, эпилог. Интонации народных песен в опере. Мюзикл. Особенности музыкально-сценического жанра. Тема патриотизма в творчестве русских композиторов. Кантата. Композитор — исполнитель —слушатель.Композиторы —исполнителисвоихпроизведений(П.Чайковский, И. Бах, Ф. Шопен, Н. Паганини, С. Рахманинов). | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Отличать и сравнивать различные виды музыкальных жанров. Размышлять об отличияхмузыкальныхпроизведений различных жанров, образно-выразительных средствах. Отличать на слух по звучанию состав камерных ансамблей, музыкальных коллективов других составов. Уметь определять на слух голоса солирующих инструментов. Размышлять о создателях, исполнителях и слушателях музыки. Знать правила слушания музыки в концертном зале. Воплощать художественные образы через музыку, песню, танец в процессе постановки детского мюзикла. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов. |
| | Авторы-исполнители. Джазовая музыка. | |
«Музыка не имеет границ» | 7 | Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. Музыкальная культура Украины и Беларуси. Сходство музыки славянских народов. Интонационно-мелодические особенности музыкального языка. Музыкальные инструменты славянских народов. Песенная, танцевальная и инструментальная культура прибалтийских государств. Общие черты в музыке Эстонии, Латвии, Литвы. Музыкальная культура европейских государств. Музыка и культура американского континента. Кантри. Регтайм. Латиноамериканские танцы. Музыка африканского континента. Многообразиевосточной музыкальной культуры в песенном,танцевальном,инструментальном жанрах. Армянский дудук,грузинская лезгинка,азербайджанский народный танец «Яллы». Народные мотивы в современном исполнительстве в Азии. Народные мотивы в творчестве русских композиторов и композиторов других стран. | Воспринимать на эмоциональном уровне профессиональное и народное творчество разных стран мира. Размышлять о явлении «музыка не имеет границ, и язык музыки понятен людям разных национальностей без перевода». Анализировать и соотносить художественное содержание, музыкальный язык, интонационно-мелодические особенности музыки разных народов и своего народа. Находить общее и различия у музыкальных инструментов России, Украины, Беларуси, других государств. Узнавать на слух музыкальные произведения разных народов мира. Передавать художественный образ песен, танцев разных народов, воплощать их художественно-образное содержание через выразительное пение, драматизацию произведения, двигательную активность, импровизированные движения... |
«Путешествие в мир музыкальных шедевров» | 9 | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Историческиесобытияв музыкальных образах. Знаменитые оперные певцы: Ф. Шаляпин, С. Лемешев, Д. Хворостовский, М. Каллас, Е. Образцова. Легенды музыкального искусства: лучшие исполнители и дирижеры (Г. фон Караян, В. Гергиев, С. Рихтер, Э. Гилельс, Г. Кремер, В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Ростропович). Лучшие музыкальные залы мира, национальные театры: Большой театр, Мариинский театр, «Ковент-Гарден», «Ла Скала», «Гранд-Опера». Джазовыеисполнителии коллективы: Л. Армстронг, Э. Фитцджеральд, Д. Эллингтон и его оркестр. Образ в искусстве.Музыкальные произведения,посвященные женщине: инструментальная музыка, романс, авторская песня. Мастера и изобретатели музыкальных инструментов (Н. Амати, А. Страдивари, И. Батов, С. Налимов, Т. Бём). Современные экспериментальные музыкальные инструменты. Ударные музыкальные инструменты своими руками (погремушка из спичечных коробков, погремушка из упаковок, трещотка из линеек и бусин, горшкофон, бутылкофон, | Рассуждать об интонации в музыке: выражение чувств и мыслей человека, изображение окружающего мира, действий человека. Давать характеристику услышанным в музыкальных произведениях темам патриотизма, войны и мира, образу женщины и др. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Знать историю и традиции лучших концертных залов мира. Рассуждать о значении средств массовой информации в развитии музыкальной культуры. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы. Создавать ритмическое сопровождение на шумовых ударных инструментах для музыкальных произведений, написанных в различных музыкальных стилях и жанрах. Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация). Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Узнавать и распознавать музыку, написанную в различных жанрах и стилях. Уметь находить отличия в звучании симфонического и эстрадного оркестров, музыкального коллектива, исполняющего рок-музыку. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных. |
«Творческая мастерская музыканта» | 9 | ударная установка из консервных банок). Простейшие технологии изготовления. Экспериментирование со звуком, слуховой анализ с целью дальнейшего применения в ансамблевом музицировании. Электромузыкальные инструменты и их музыкальные возможности. Звукоусилительное оборудование. Воздействие музыки, света и цвета на человека. Светорежиссура и светопостановки в театре, на концертах. Цветомузыка. Современная музыка и классические произведения в современной обработке. Музыкальная обработка. Аранжировка. Эстрадная музыка, эстрадный исполнитель, эстрадный оркестр. Рок-н-ролл. Рок-музыка. Рок-опера. Современные музыкальные произведения об историческом прошлом нашего народа. | Создавать разновидности трещоток с определенным звучанием. Создавать ритмическое сопровождение к песне на сделанных своими руками трещотках, ансамблевое музицирование, драматизация произведения. Экспериментировать и осуществлять цветомузыкальную деятельность: подбор определенного цвета во время звучания музыкального произведения, показ через выбранный цвет развития музыки; анализировать свою деятельность. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов в отдельных музыкальных произведениях и в произведениях различных музыкальных жанров (опера, мюзикл, рок-н-ролл). Участвовать в коллективном музицировании на народных, элементарных и электронных музыкальных инструментах. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении, музицировании, в танцевальных движениях. |