СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист 4 Право в нашей жизни

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист 4 Право в нашей жизни»

Элективный курс «Право в нашей жизни»

Рабочий лист № 4 «Нормы международного права»

Фамилия, Имя __________________________________________________

Класс___________________________________________________________

Предлагаю поработать с предложенным документом, посмотреть презентацию и выполнить практическую работу

Права человека являются неотъемлемым элементом правового статуса человека независимо от его национальности, пола, возраста, расовой принадлежности и социального положения, религии и вероисповедания, языковой семьи.

Права человека определяют статус индивида относительно государства, его возможностей и притязаний в экономической, социальной, политической и культурных сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Соблюдение или не соблюдение прав человека государством свидетельствует о зрелости его правовой и социальной систем.

Права человека закреплены в ряде международных документов. Соблюдение норм, содержащихся в этих документах, обязывает государства действовать определенным образом или воздерживаться от действий, которые нацелены на обеспечение привилегии  отдельным лицам или группе лиц.

мировая юридическая практика выработала довольно большой объем документов о правах человека. К числу основных международно-правовых документов, определяющих права человека, относятся:

  1. Международный билль о правах человека,

  2. Декларация прав ребенка,

  3. Конвенция о правах ребенка,

  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказаний за него (1948 г.),

  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,

  6. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.),

  7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.),

  8. Конвенция о статусе беженцев (1951 г.),

  9. Декларация о правах коренных народов (2007 г.).

Далее кратко охарактеризуем каждый из перечисленных документов.

Международный билль о правах человека

Международный билль о правах человека составляют Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативные протоколы к нему, а также Всеобщая декларация прав человека.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека стала первым документом, принятым Генеральной Ассамблеей  ООО 10 декабря 1948 г., с области прав человека. Она представляет собой документ, состоящий из преамбулы и 30 статей, в которых излагаются основные права и свободы человека, недопустимые для нарушения.  В ст. 1 отражаются философские предпосылки Декларации: признаются такие естественные права человека, свобода и равенство.

Во второй статье излагаются основные принципы равенства и отсутствия дискриминации в отношении пользования всеми правами и основными свободами, которыми обладают все без исключения люди на Земле. Третья статья провозглашает права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность человека.

В ст. 4-21 перечисляются важнейшие гражданские и политические права, указывающие на принципы взаимоотношений человека с государством и себе подобными людьми: право на свободу от рабства и подневольного состояния, право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания и т.д.

В ст. 22-27 Декларации изложены экономические и культурные права, на которые имеет право каждый член общества: право на социальное обеспечение, право на труд и пр.

Заключительная часть Декларации, в которую входят ст. 28-30, указывает на право каждого человека «на социальный международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены».

Ст. 30 акцентирует внимание на том, что государство, группа лиц или отдельное лицо не может претендовать на право «заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные не уничтожение прав и свобод, закрепленных в документе. Помимо прав Декларация в одной из статей закрепляет обязанности человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на гуманное обращение, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства, равенство граждан перед судом  и презумпцию невиновности, право на защиту личной жизни, право на свободное выражение мнений, право на мирные собрания.

К данному пакту были приняты два факультативных протокола (1966 г.). Согласно первому Протоколу был создан Комитет по правам человека, второй Протокол запрещает смертную казнь.

Нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека гарантировали каждому индивиду право на труд, право на отдых, право на участие в профессиональных союзах, право на  социальное обеспечение и социальное страхование, охрану семьи, право на образование и участие в культурной жизни государства и иные права.

Декларация прав ребенка

Декларация прав ребенка (1924 г.) первоначально закрепляла пять принципов, которые были призваны уберечь детей от рабства, проституции и торговли. Впоследствии Декларация была доработана и закрепляла более полный объем прав детей. Итак, они сводятся к следующему:

  • все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, снижены или отменены вовсе;

  • каждый ребенок имеет право на достоинство и возможность развиваться нравственно, духовно и физически;

  • государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя;

  • каждый ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание;

  • неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием;

  • каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является;

  • каждый ребенок имеет право на бесплатное обучение. Он имеет право играть и развиваться;

  • права ребенка определяются, с позиции получения помощи, как первостепенные;

  • дети не должны привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его здоровью, развитию, эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу;

  • каждый ребенок имеет право на мирную жизнь.

Конвенцию о правах ребенка

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая признавала приоритет интересов детей, как основной принцип защиты их прав. Также Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права, закрепила не только экономические, социальные и культурные права, но и гражданские, и политические. Главное значение Конвенции состоит в том, что права детей впервые приобрели статус международного права.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него была принята резолюцией Генеральной Ассамблей ООН от 9 декабря 1948 г. и ратифицирована в январе 1951 г.

Данной Конвенцией был установлен международный правовой статус понятия «геноцид» и дано его юридическое определение. Также она устанавливает юридическую ответственность за совершение преступлений против человечества и призывает страны-участницы принимать  меры по предотвращению и наказанию актов геноцида в мирное и военное время.

Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

10 декабря 1984 г. Ген. Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая состоит из 33 статей и направлена на установление запрета пыток при любых обстоятельствах, на повышение эффективности борьбы против жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания во всем мире.

Также она предписывает выдачу лиц в страны, в которых существует реальная, серьезная угроза пыток и иного вида преступлений против личности и устанавливает обязанность уголовного преследования за пытки. Надзор за исполнением Конвенции осуществляют эксперты, входящие в Комитете против пыток.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации была принята Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., ратифицирована 4 января 1969 г. Конвенция дает определение понятия «расовая дискриминация» и обязывает государства-участников осуждать дискриминацию, принимать возможные меры, направленные на запрет и ликвидацию расовой дискриминации во всех ее формах, а также способствовать взаимопониманию между всеми расами.

Конвенцией был учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В его полномочия входит принятие и рассмотрение докладов государств-участников Конвенции об исполнении ее положений, а также принятие и индивидуальных и групповых петиций.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, направленная на защиту прав женщин была принята  18 декабря 1979 г. и вступила в силу 3 сентября 1981 г. Конвенция обязывает все страны-участницы установить равноправие мужчин и женщин на конституциональном уровне и добиваться его практической реализации.

Также она призывает к обеспечению равноправия мужчин и женщин в праве пользования экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. В случае установления фактов дискриминации женщин, согласно Конвенции, необходимо применять специальные санкции, и принимать меры, способствующие изменению действующего законодательства, обычаев, практики, в которых сложилось практика ущемления прав женщин.

Конвенция о статусе беженцев

Конвенция о статусе беженцев была принята 28 июля 1951 г. конференцией полномочных представителей в Женеве. Она определяет права беженцев, в том числе их право не подвергаться насильственному возвращению в страны, в которых существует угроза их жизни.

Также положения Конвенции касаются различных аспектов повседневной жизни лиц, имеющих статус беженца, включая их право на труд, образование, правительственную помощь и социальное обеспечение. Конвенция была ратифицирована 22 апреля 1954 г.

Декларация о правах коренных народов

Декларация о правах коренных народов – документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 г. Согласно Декларации коренные народы имеют право на сохранение своей самобытности  решение первоочередных задач их экономического, социального и культурного развития. Особо акцентируется внимание на необходимости развития гармоничных отношений  и сотрудничестве между государствами и их коренными народами



















































Практическая работа.

Выбери из предложенного перечня международных документов один на выбор

Название документа_______________________________________________

и проанализируй его по следующим вопросам

1)Назовите статус, юридическую силу документа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Когда и где принят документ? В какой исторической обстановке? Почему возникла необходимость данного документа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3)На какие части можно разделить документ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4)Какие проблемы затронуты в каждой части?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5)Достиг ли данный документ поставленной цели? Почему вы так считаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6)Как реализуется данный документ в наше время? Возникают ли проблемы с его реализацией? Какие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7)Какие ценности заложены в этом документе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8)Какие положения документа нашли отражение в Конституции РФ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9)Что бы вы изменили в этом документе, если бы имели такую возможность?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!