СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист функциональная грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист функциональная грамотность»

РАБОЧИЙ ЛИСТ


1. Что такое функциональная грамотность?

А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Сформулируйте определение:

Функциональная грамотность –____________________ человека ______________ стандартные _______________________задачи в различных ________________ жизни и деятельности на основе преимущественно полученных _______________________.


2. Существует 6 основных направлений:


  • читательская грамотность

  • естественнонаучная грамотность

  • математическая грамотность

  • финансовая грамотность

  • креативное мышление

  • глобальные компетенции


4. Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики


  • Связь низкого уровня знаний по математике с недостаточным уровнем читательской грамотности

  • Повышение качества математического образования прямо пропорционально повышению уровня читательской грамотности

  • Применение на уроках математики приемов смыслового чтения (выбери верное/неверное утверждение, заполни пропуски, чтение с остановками, заполни таблицу и т.д.)



5. Алгоритм конструирования заданий для формирования

1. Определить тему урока и проанализировать, что в ней нового.

2.Определить личностную значимость знаний и умений.

3. Сформулировать жизненную ситуацию, действуя в которой ученики

сами смогут осознать и сформулировать значимую для них проблему.

4. Составить текст / условие контекстной задачи.

5. Сформулировать два-три вопроса к придуманной ситуации.

6. Оценить качество полученного задания.


3. Заполните таблицу


Индикаторы функциональной грамотности

Показатели

А) Коммуникативная

1. написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Б) Грамотность при решении бытовых проблем

2. искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

В) Общая грамотность

3. оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Г) Информационная

4. находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Д) Компьютерная

5. работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Е) Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

6. перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Ж) Правовая и общественно- политическая грамотность

7. выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

З) Грамотность при овладении иностранными языками

8. отстаивать свои права и интересы, объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы, объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением, анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий


Ответ:


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З










Читательская грамотность


Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. При разработке Концепции учтены факторы, изменившие характер чтения и передачи информации в современном образовательном пространстве. Среди этих факторов – появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и передачи информации. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное:

- умения на осмысление и оценку информации

- умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач.

Спецификой отбора текстового материала является постановка в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 7 классах будет сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса. Читательская грамотность непрерывных (сплошных) текстов – включая литературные тексты – остается ценной. Но при этом будет сделан акцент на оценивании понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся (а иногда противоречащих по содержанию) источников.

Спецификой оценивания является также умение осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных предметных областей.

Более перспективным представляется использование инструментария с использованием чтения электронных текстов. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия.

Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно.

Примерами сплошных текстов являются:

1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, репортаж);

3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация);

4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают:

1) графики;

2) диаграммы;

3) таблицы;

4) карты, схемы;

5) рисунки, фотографии,

6) формы (анкеты и др.);

7) информационные листы и объявления.

Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности в XXI веке является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. Например, в составной текст объединяются тексты, содержащие взаимоисключающие или взаимодополняющие точки зрения их авторов.












Математическая грамотность


«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».

Учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:

контекст, в котором представлена проблема;

содержание математического образования, которое используется в заданиях;

мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность.

Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями .

В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора:

– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

– пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;

– количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;

– неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

Требуется осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения, до сообщения и оценки результата, а не только часть этого процесса (например, решить уравнение или упростить алгебраическое выражение).

Для выполнения заданий требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы. Информация, сообщаемая в задании, даётся в различных формах: числовой, текстовой, графической (график, диаграмма, схема, изображение и др.). Она может быть структурирована и представлена в виде таблицы. Наличие визуализации обязательно.

Для выполнения большинства заданий не требуется делать громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на демонстрацию учащимся понимания изученных понятий, применение способов действий для решения поставленных задач.

В целях оптимизации вычислений учащимся разрешается использовать калькулятор. В большинстве заданий не содержится прямых указаний на способ, правило или алгоритм выполнения (решения), что позволяет проверить, насколько осознанно учащиеся применяют полученные знания



























Естественнонаучная грамотность


Настораживает тот факт, что эти результаты не демонстрируют никакого прогресса на протяжении всех циклов исследования PISA, начиная с 2000 года, в отличие, например, от математической и читательской грамотности.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов:

• Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».

• Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур.

Содержательные области можно формально соотнести с предметными знаниями. Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии,

«Живые системы» – биология,

«Науки о Земле и Вселенной» – география, геология, астрономия.

Однако с точки зрения содержания задания по ЕНГ, используемые в PISA, часто имеют межпредметный характер.

Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация:

• здоровье;

• природные ресурсы;

• окружающая среда;

• опасности и риски;

• связь науки и технологий.






Финансовая грамотность

Финансовая грамотность понимается, как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности. Эти решения касаются и сегодняшнего опыта учащихся, и их ближайшего будущего (от простых решений по поводу расходования карманных денег до решений, имеющих долгосрочные финансовые последствия, связанных с вопросами образования и работы).

Принятие разумных финансовых решений – именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.

Надо понимать финансовую грамотность в целом как личную финансовую грамотность. И в этой связи в заданиях обращаются не к теоретическим экономическим понятиям (теории спроса и предложения, теории рыночных структур и др.), а к пониманию, управлению и планированию своих собственных личных и семейных финансовых дел.

В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека.

Среди компонентов финансовой грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов финансового мира. Вместе с тем, акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.

Наряду с этим в финансовую грамотность включаются и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, её анализом, выявлением и решением финансовых проблем.

Ещё одной важной составляющей финансовой грамотности является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Содержание представляет собой широкий спектр личностно значимых финансовых тем, сгруппированных в четыре тематические области:

деньги и денежные операции;

• планирование и управление финансами;

• риски и вознаграждения;

финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов).

В исследовании PISA представлены четыре контекста:

• образовательный и профессиональный (образование и работа);

• домашний и семейный (дом и семья);

• личностный (личные траты, досуг и отдых);

• общественный (сообщество и гражданин сообщества).

Выполняя задание, учащиеся осознают, что имеют дело с конкретной реальной ситуацией, в которой могут применить свои знания и умения (при этом речь идет как о личном социальном опыте, так и о житейских наблюдениях подростков). Помимо обращения к уже имеющемуся социальному опыту, выполнение предлагаемых заданий позволяет, что не менее важно, формировать определённый опыт решения финансовых проблем на опыте действующих в ситуации персонажей.

Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни.








































Глобальные компетенции


«Глобальные компетенции» («globalcompetence», глобальная компетентность) были впервые включены в структуру функциональной грамотности в исследовании PISA–2018. Предполагалось, что международное исследование качества образования определит

• в какой степени выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации

• как учащиеся воспринимают явления глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур

• какие подходы к образованию в области разнообразия культур, взаимодействия культур и глобализации используются в школе

• какие подходы используются в школе при обучении детей - представителей разных культур; как формируются глобальные компетенции в этих условиях

•какие подходы используются для организации совместной работы учащихся

• как школа справляется с проблемами гендерных различий и стереотипов?

Глобальная компетентность не связана с единственным конкретным школьным предметом и в ряде предметов представлена фрагментарно. Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни.

Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Разработчики PISA указывали, что степень овладения данной функциональной грамотностью выражается в способности ученика

критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;

осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на суждения, взгляды и мировоззрение;

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается через

- знание (глобальных проблем)

- понимание (межкультурных взаимодействий)

- умения, ценности и отношения.

Проверка сформированности глобальной компетентности в PISA включает два компонента:

Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека.

Умения: 1. Оценивать информацию, формулировать аргументы, объяснять причины возникновения ситуации. 2. Распознавать и анализировать перспективы развития ситуаций, различные мнения. 3. Оценивать действия и их последствия, раскрывать причинно- следственные связи между действиями и их результатами (последствиями); прогнозировать последствия и результаты действий и отношений.






























Креативное мышление


Зачем оценивать креативное мышление? Прежде всего, необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарения и открытия — это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования [Авдеенко и др., 2018].

Под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Мы будем говорить о той креативности, которая может проявляться в ежедневных делах, таких, как, например, оформление подарка или фотоальбома, способность приготовить вкусную еду из остатков продуктов или способность найти отличное решение сложной логистической проблемы, встроиться в сложный график и т.п. Вот типичный пример, с которым наверняка встречались многие родители. В девять вечера ваш ребёнок вспоминает, что завтра ему надо прийти в школу или детский сад в костюме редиски. Сможете ли вы соорудить из подручных материалов нечто подходящее?

Состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

  • задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных (далее используются термины «задания на вербальное самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»),

  • задания на разрешение проблем — социальных и научных. креативно, и способы проявления креативного мышления в учебном процессе.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!