СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист "Лабораторная работа № 3 " Морфологические особенности растений из разных мест обитания". Биология, 11 класс, углубленный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист для выполнения лабораторной работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист "Лабораторная работа № 3 " Морфологические особенности растений из разных мест обитания". Биология, 11 класс, углубленный уровень»

Д ата Класс Фамилия, имя

Лабораторная работа № 3.

Морфологические особенности растений из разных мест обитания

Цель: Выяснить особенности строения растений, произрастающих в разных местах обитания.

Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факто­ров окружающей среды на отдельные организмы (растения, жи­вотные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление фи­зиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д.

Адаптация (приспособление) — совокупность морфологических, анатомиче­ских, физиологических и биохимических механизмов, обеспечи­вающих возможность вид специфического выживания живых организмов при различных условиях среды.

Экологические группы растений – группы растений со сходными чертами организации, отражающими приспособленность к определенному лимитирующему фактору.

Лимитирующим называется фактор, оказывающий настолько мощное влияние на растения, что влиянием остальных можно пренебречь.

Основные лимитирующие факторы растений:

-температура (мега-, микро- и мезотермные);

- влага (гидро-, гигро-, мезо-, ксерофиты);

- свет (сцио- и гелиофиты);

- субстрат (лито- и псаммофиты, кальце- и нитрофилы, оксило- и галофиты, эпифиты)

Суккуленты – растения, запасающие большое количество воды в короткие влажные периоды и экономно расходующие ее во время засухи. Запас влаги осуществляется водозапасающей паренхимой, придающей некоторым органам суккулентов (стеблям или листьям) мясистость.

Склерофиты – растения, обитающие в условиях длительной засухи и содержащие запас воды в водоносной склеренхиме. Главный механизм борьбы с водным дефицитом - высокая сосущая сила (60-80 атм) и глубоко проникающая в почву корневая система.

Гигрофиты – наземные растения, обитающие в условиях очень высокой влажности воздуха (около 100%) – под пологом тенистых лесов и в глубоких темных ущельях.

Псаммофиты – растения, приспособленные к жизни на подвижных песках.

Гелиофи́ты – растения, приспособленные к жизни на открытых, хорошо освещаемых солнцем местах, плохо переносящие длительное затенение (у них проявляются признаки угнетённости и задержка развития).

Сциофиты (тенелюбивые) – растения, приспособленные в жизни в затемнённых условиях и предпочитающие рассеянный свет.

Ход работы:

  1. Используя различные источники информации, сравни различные группы растений разных мест обитания.

  2. Определите по рисункам экологическую группу растений:

Кукуруза Папоротник Калужница болотная

Саксаул Ковыль Алоэ

3. Полученные данные занеси в таблицу:

Экологическая группа

Места обитания

Приспособления

Примеры растений

1. Суккуленты





2. Склерофиты





3. Псаммофиты





4. Гигрофиты





5. Гелиофиты





6. Сциофиты






  1. Сделать вывод об относительном характере данных особенностей растений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!