СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по ОБЖ для 5-11 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)  Содержит пояснительную записку, цели и задачи, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое и поурочное планирование.

Просмотр содержимого документа
«ОБЖ 10 кл»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края








Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина

«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.









Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

по общеобразовательной программе

среднего (полного) общего образования

для учащихся 10 класса

на 2015-2016 учебный год

срок реализации 1 год







Рабочая программа составлена

на основе примерной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы

(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,

С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)



Составил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Осташов Дмитрий Николаевич





с. Новодраченино

2015 г.


Пояснительная записка

Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)

Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в средней школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы военной службы».

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

–    воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

–    развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

–    освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

–   формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из 3 разделов:

I раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания». Раздел состоит из 3 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 2 обобщающих тем.

III раздел «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ.

Уметь:

  • применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;

  • при оказании первой медицинской помощи;

  • для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.


Общая характеристика учебного процесса

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий опрос с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом

творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Обучение с применением опорных схем;

  • Применение на уроках ИКТ.




Учебно-методический комплект

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник для общеобразов. учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2009;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;

  • Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Дидактические материалы. 10-11 классы. / В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов, С.К. Миронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;

  • Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.




Тематическое планирование


№№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

I

Безопасность и защита человека в среде обитания

24


1

Правила безопасного поведения в социальной среде


8

2

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях


6

3

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения


10

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3


1

Основы медицинских знаний


2

2

Основы здорового образа жизни


1

III

Основы военной службы

43


1

Основы обороны государства


8

2

Основы подготовки к военной службе (учебные сборы)


35


Итого

70


 












Поурочное планирование

№№ урока

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

Безопасность и защита человека в среде обитания

24


Правила безопасного поведения в социальной среде

8


1

Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие


1

2-3

Автономное существование человека в условиях природной среды


2

4-5

Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера


2

6

Понятие о преступлении. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних


1

7

Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств


1

8

Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм


1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

6


9

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера


1

10

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера


1

11

Правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера. Ядерное оружие и его боевые свойства


1

12

Химическое оружие


1

13

Бактериологическое (биологическое) оружие


1

14

Современные обычные средства поражения


1

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

10


15-16

Законодательные и нормативные правовые акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства


2

17

Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения в военное время


1

18

Силы и средства ГО. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении


1

19

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени


1

20

Оповещение и информирование населения об опасностях


1

21

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций


1

22

Средства индивидуальной защиты населения


1

23

Медицинские средства защиты


1

24

Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций


1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3


Основы медицинских знаний

2


25

Инфекционные заболевания: их классификация и внешние признаки, пути передачи. Иммунитет


1

26

Наиболее распространенные инфекционные заболевания и их профилактика


1

Основы здорового образа жизни

1


27

Значение двигательной активности для здоровья человека


1

Основы военной службы

8


Основы обороны государства

8


28

Законодательство РФ об обороне государства и воинской обязанности граждан


1

29

История создания ВС РФ. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации


1

30

Функции и основные задачи современных ВС. Реформа ВС


1

31

Другие войска, их состав и предназначение


1

32

Государственная и военная символика России


1

33

Ордена и медали – почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги


1

34

Дни воинской славы России. Формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях


1

35

Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации


1

Основы подготовки к военной службе (учебные сборы)

35

























Используемая литература

  1. Армия государства Российского и защита Отечества / под общ. ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2003.

  2. Байер к., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997.

  3. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа, 2004.

  4. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М.И. Фалеева. – Калуга: Облиздат, 2001.

  5. Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. – М.: Крон-Пресс, 1998.

  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

  7. Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007.

  8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №47.

  9. Организация и ведение гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / под общ. ред. Г.Н. Кириллова. – М.: Институт безопасности и риска, 2002.

  10. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005.

  11. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  12. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека: учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2005.

  13. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М.: Книжный дом «АНС», 1999.

  14. Чрезвычайные ситуации: энциклопедия школьника / под общ. ред. С.К. Шойгу. – М.: ООО ПКФ «Монтажспецстрой», 2004.

  15. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

7



Просмотр содержимого документа
«ОБЖ 11 кл»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края








Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина

«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.









Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

по общеобразовательной программе

среднего (полного) общего образования

для учащихся 11 класса

на 2015-2016 учебный год

срок реализации 1 год







Рабочая программа составлена

на основе примерной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы

(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,

С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)



Составил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Осташов Дмитрий Николаевич





с. Новодраченино

2015 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)

Предлагаемая примерная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года.

Программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в средней школе в течение 34 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 1.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

–    воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

–    развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

–    освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

–   формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из 3 разделов:

I раздел «Безопасность и защита человека в среде обитания». Раздел состоит из 3 тем, раскрывающих организацию и содержание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

II раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности человека и формирования здорового образа жизни, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5 – 9 классах. Раздел состоит из 2 обобщающих тем.

III раздел «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность личности; основы репродуктивного здоровья и влияние на него различных факторов;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан РФ;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые на военной службе к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны РФ.

Уметь:

  • применять основные способы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • практически использовать необходимые навыки в области гражданской обороны;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;

  • при оказании первой медицинской помощи;

  • для развития у себя духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • при обращении в случае необходимости в службы экстренной помощи.


Общая характеристика учебного процесса

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий опрос с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом

творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Обучение с применением опорных схем;

  • Применение на уроках ИКТ.






Учебно-методический комплект

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник для общеобразов. учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;

  • Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Дидактические материалы. 10-11 классы. / В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов, С.К. Миронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001;

  • Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.



Тематическое планирование

№№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

I

Безопасность и защита человека в среде обитания

2


1

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения


2

II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14


1

Основы медицинских знаний


9

2

Основы здорового образа жизни


5

III

Основы военной службы

18


1

Воинская обязанность


18


Итого

34


 















Поурочное планирование

№№

урока

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

Безопасность и защита человека в среде обитания

2


Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

2


1

Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве


1

2

Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженных конфликтов


1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14


Основы медицинских знаний

9


3

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Отработка приемов остановки кровотечений


1

4

Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах


1

5

Травмы головы и позвоночника: причины и признаки. Основные правила оказания первой медицинской помощи при сотрясении головного мозга


1

6

Травматический шок, его причины и последствия. Основные правила оказания первой медицинской помощи


1

7

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах


1

8

Первая медицинская помощь при поражении электрическим током


1

9

Первая медицинская помощь при попадании в полости носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел


1

10

Первая медицинская помощь при остановке сердца


1

11

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте


1

Основы здорового образа жизни

5


12

Факторы, укрепляющие здоровье человека. Правила личной гигиены и здоровье


1

13

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов


1

14

Семья в современном обществе. Законодательство о семье


1

15

Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика


1

16

СПИД и его профилактика


1

Основы военной службы

18


Воинская обязанность

18


17

Основные понятия о воинской обязанности


1

18

Организация воинского учета и его предназначение


1

19

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе


1

20

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет


1

21

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе


1

22

Правовые основы военной службы


1

23

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни


1

24

Военная присяга – клятва воина на верность Родине


1

25

Прохождение военной службы по призыву


1

26

Прохождение военной службы по контракту


1

27

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды


1

28

Права и ответственность военнослужащих


1

29

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества


1

30

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой


1

31

Как стать офицером Российской армии


1

32

Призыв на военную службу как стрессовая ситуация


1

33

Личность и социальная роль военного человека. Психологические свойства в структуре личности


1

34

Чувства личности и военная служба. Психическое саморегулирование и самоанализ


1


























Используемая литература

  1. Армия государства Российского и защита Отечества / под общ. ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2003.

  2. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования / А.Т. Смирнов, Н.А. Крючек, Ю.П. Потапенко и др. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Доврачебная помощь в чрезвычайных ситуациях / под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: НЦ ЭНАС, 2000.

  4. Военная психология и педагогика. – М.: Совершенство, 1998.

  5. Военное законодательство Российской империи (Кодекс Русского Военного Права). – М.: Военный университет, 1996.

  6. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др. – М.: Дрофа, 2004.

  7. Гражданская защита: энциклопедический словарь / под ред. С.К. Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.

  8. Дети и война: сборник. – М.: Изд-во Международного комитета Красного Креста, 1995.

  9. Защита в кризисных ситуациях: учебное пособие / под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Святогор, 2006.

  10. Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. – М.: Крон-Пресс, 1998.

  11. О долге и чести воинской в Российской армии. – М.: Воениздат, 1990.

  12. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - №47.

  13. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005.

  14. Россия в борьбе с катастрофами. Создание и развитие РСЧС / под ред. С.К. Шойгу. – М.: Деловой экспресс, 2007.

  15. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004.




Просмотр содержимого документа
«ОБЖ 5 кл»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края








Согласовано Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Руководитель МО Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ Т.Н. Чертищева ___________ И.Д. Горелов _________ Т.В. Какурина

«___»___________ 20___ г. Протокол № ______ Приказ №______

от «___»___________ 20___ г. от «___»_______ 20___ г.









Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

по общеобразовательной программе

основного общего образования

для учащихся 5 класса

на 2014-2015 учебный год

срок реализации 1 год






Рабочая программа составлена

на основе примерной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы

(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,

С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)



Составил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Осташов Дмитрий Николаевич






с. Новодраченино

2014 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».

Программа обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания правил обеспечения безопасности на современном транспорте; правильно оценить ситуацию при пожаре; пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана); избежание травматизма в школьном возрасте; иметь знания по оказанию первой медицинской помощи; по основам здорового образа жизни; изучить основные правила дорожного движения. Все эти знания должны помочь школьникам в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

Цели и задачи

  • Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;

  • Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;

  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

  • Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

  • Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;

  • Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

  • при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Общая характеристика учебного процесса

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий опрос с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Обучение с применением опорных схем;

  • Применение на уроках ИКТ.

Учебно-методический комплект

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук – М.: Дрофа, 2005

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;

  • Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.


Тематическое планирование

№№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

I

Безопасность и защита человека в среде обитания

25


1

Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде


19

2

Правила безопасного поведения в социальной среде


5

3

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения


1

II

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

5


1

Средства оказания медицинской помощи


1

2

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях


1

3

Первая медицинская помощь при острых состояниях


3

III

Основы здорового образа жизни

5


1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни


2

2

Факторы, укрепляющие здоровье человека


1

3

Профилактика травм в школьном возрасте


2


Итого

35




Поурочное планирование

урока

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

Безопасность и защита человека в среде обитания

25


Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде

19


1

Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?


1

2

Главные правила ОБЖ


1

3

Опасности есть и в городе, и в посёлке


1

4

Система обеспечения безопасности города, правила их вызова


1

5

Опасные ситуации в жилище


1

6

Пожары в жилище страшны и опасны, но мы их не пустим к себе на порог


1

7

Оповещение и эвакуация при пожаре


1

8

Средства тушения пожаров


1

9

Затопление жилища


1

10

Правила безопасности при обращении с электрическими приборами


1

11

Опасные газы. С ними не шутят


1

12

Как защитить себя от опасных веществ в быту


1

13

Взрыв и обрушение дома


1

14

Опасные природные явления. Чем опасен гололёд


1

15

Толпа. Как уцелеть в толпе


1

16

Шагая осторожно, за улицей следи. Назначение разметки проезжей части улиц и дорог


1

17

Безопасность в общественном и личном транспорте


1

18

В метро или электричке может произойти любая неприятность


1

19

Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте


1

Правила безопасного поведения в социальной среде

5


20

Как уберечь себя от преступлений


1

21

Как защитить свой дом


1

22

Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах


1

23

Нарушение экологического равновесия. Загрязнение воздуха и почвы


1

24

Вода – основа жизни! Способы очистки воды


1

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

1


25

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Правила пользования противогазом


1

Основы медицинских знаний и

правила оказания первой медицинской помощи

5


Средства оказания медицинской помощи

1


26

Домашняя медицинская аптечка. Правила хранения и приёма лекарственных средств


1

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

1


27

Что следует знать об оказании первой медицинской помощи. Первоначальная обработка раны


1

Первая медицинская помощь при острых состояниях

3


28

Общая характеристика кровотечений. Как остановить кровотечение.


1

29

Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки


1

30

Помощь при химических отравлениях и ожогах


1

Основы здорового образа жизни

5


Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

2


31

Здоровье человека и его составляющие


1

32

Развитие и изменение организма подростков


1

Факторы, укрепляющие здоровье человека

1


33

Личная гигиена и здоровье


1

Профилактика травм в школьном возрасте

2


34

Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей


1

35

Что следует знать об оказании первой медицинской помощи


1






















Используемая литература и медиатека

1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.

3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.

6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

7. Журнал «Основы безопасности жизни».

8. «Правила дорожного движения».

9. Газета «Добрая дорога детства».

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.

11. Компьютерная игра на знание ПДД «Не игра».

12. Компьютерная игра на знание правил пожарной безопасности «Спасик и его команда».

13. Видеофильм «Улица полна неожиданностей».












Просмотр содержимого документа
«ОБЖ 6 кл»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края








Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина

«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.










Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

по общеобразовательной программе

основного общего образования

для учащихся 6 класса

на 2015-2016 учебный год

срок реализации 1 год







Рабочая программа составлена

на основе примерной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы

(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,

С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)



Составил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Осташов Дмитрий Николаевич






с. Новодраченино

2015 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».

Программа обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях и состоит из таких разделов, как:

  • Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Основы медицинских знаний;

  • Основы здорового образа жизни.

Темы распределены с учетом возраста учащихся. Большее количество часов отводится на изучение безопасности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, у учащихся должны быть выработаны навыки по оказанию первой медицинской помощи; заложены осознания возможности здорового образа жизни; необходимы знания по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

Цели и задачи:

  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни;

  • Изучение и освоение основ здорового образа жизни;

  • Изучение в комплексе современных проблем безопасности и жизнедеятельности, формирующее у учащихся целостное миропонимание и социально-значимую ценностную ориентацию личности;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Знание основных правил дорожного движения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.


Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

  • при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Общая характеристика учебного процесса

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий опрос с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Обучение с применением опорных схем;

  • Применение на уроках ИКТ.

Учебно-методический комплект

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов и др. – М.: Дрофа, 2005

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;

  • Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 6 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.


Тематическое планирование

№№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

I

Безопасность и защита человека в среде обитания

20


1

Правила безопасного поведения в природной среде


15

2

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения


5

II

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

8


1

Средства оказания медицинской помощи


1

2

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях


2

3

Первая медицинская помощь при острых состояниях


5

III

Основы здорового образа жизни

7


1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни


3

2

Факторы, укрепляющие здоровье человека


4


Итого

35


Поурочное планирование


урока

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

Безопасность и защита человека в среде обитания

20


Правила безопасного поведения в природной среде

15


1

Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины


1

2

Основные правила поведения в экстремальной ситуации


1

3

Подготовка к походу. Правила безопасного поведения на природе


1

4

Выбор и подготовка одежды и обуви. Правила ухода в условиях природной среды


1

5

Факторы выживания в природных условиях, их влияние на организм человека


1

6

Основные источники напряжения человека при вынужденном автономном существовании


1

7

Правила определения направления выхода


1

8

Ориентирование


1

9

Выход к населённому пункту


1

10

Правила оборудования временного жилища


1

11

Способы добывания огня. Виды костров и их назначение


1

12

Обеспечение питанием и водой


1

13

Сигналы бедствия, способы их подачи


1

14

Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий


1

15

Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера


1

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

5


16

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени


1

17

Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем


1

18

Как действовать при возникновении воздушной опасности


1

19

Средства индивидуальной защиты населения


1

20

Как пользоваться поврежденным противогазом, его замена в условиях зараженного воздуха


1

Основы медицинских знаний и

правила оказания первой медицинской помощи

8


Средства оказания медицинской помощи

1


21

Аптечка первой медицинской помощи (походная)


1

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

2


22

Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях


1

23

Способы переноски пострадавших


1

Первая медицинская помощь при острых состояниях

5


24

Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых


1

25

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах


1

26

Первая медицинская помощь при обморожениях


1

27

Переохлаждение организма. Оказание первой медицинской помощи


1

28

Причины бедствий на воде. Оказание первой медицинской помощи при утоплении


1

Основы здорового образа жизни

7


Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

3


29

Изменение поведения в подростковом возрасте


1

30

Взаимоотношения с родителями


1

31

Изменения организма в подростковом возрасте


1

Факторы, укрепляющие здоровье человека

4


32

Рациональное питание в жизнедеятельности человека


1

33

Значение органических веществ (белков, жиров и углеводов) в питании человека


1

34

Значение неорганических веществ (витаминов, минеральных веществ и воды) в питании человека


1

35

Гигиена и культура питания


1


Используемая литература и медиатека

1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.

3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.

6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

7. Журнал «Основы безопасности жизни».

8. «Правила дорожного движения».

9. Газета «Добрая дорога детства».

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.

11. Компьютерная игра на знание ПДД «Не игра».

12. Компьютерная игра на знание правил пожарной безопасности «Спасик и его команда».

13. Видеофильм «Улица полна неожиданностей».





Просмотр содержимого документа
«ОБЖ 7 кл»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края








Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина

«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.










Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

по общеобразовательной программе

основного общего образования

для учащихся 7 класса

на 2015-2016 учебный год

срок реализации 1 год







Рабочая программа составлена

на основе примерной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы

(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,

С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)



Составил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Осташов Дмитрий Николаевич





с. Новодраченино

2015 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».

Программа обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях и состоит из таких разделов, как:

  • Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Основы медицинских знаний;

  • Основы здорового образа жизни.

Темы распределены с учетом возраста учащихся. Большее количество часов отводится на изучение ЧС природного характера, у учащихся должны быть выработаны навыки по оказанию первой медицинской помощи; заложены осознания возможности здорового образа жизни; необходимы знания по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

Цели и задачи

  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

  • Изучение и освоение основ здорового образа жизни;

  • Изучение в комплексе современных проблем безопасности и жизнедеятельности, формирующее у учащихся целостное миропонимание и социально-значимую ценностную ориентацию личности;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Знание основных правил дорожного движения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

  • при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Общая характеристика учебного процесса

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий опрос с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Обучение с применением опорных схем;

  • Применение на уроках ИКТ.

Учебно-методический комплект

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2004;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;

  • Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 7 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.


Тематическое планирование

№№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

I

Безопасность и защита человека в среде обитания

22


1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера


19

2

Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях


3

II

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

8


1

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях


8

III

Основы здорового образа жизни

5


1

Факторы, укрепляющие здоровье человека


5


Итого

35




Поурочное планирование


урока

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

Безопасность и защита человека в среде обитания

22


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

природного характера

19


1

Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера


1

2

Землетрясения. Характеристика и происхождение землетрясений


1

3

Последствия землетрясений. Меры по уменьшению потерь


1

4

Правила безопасного поведения во время и после землетрясения


1

5

Вулканы. Происхождение и виды


1

6

Последствия извержения вулканов. Меры по уменьшению потерь


1

7

Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. Их классификация


1

8

Последствия оползней, селей, обвалов, лавин и меры по уменьшению потерь от них


1

9

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин


1

10

Ураганы, бури, смерчи. Происхождение и виды


1

11

Последствия ураганов, бурь, смерчей


1

12

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей


1

13

Наводнения. Происхождение, причины их возникновения


1

14

Последствия. Меры по снижению потерь от наводнений


1

15

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения


1

16

Цунами. Основные понятия, происхождение и классификация


1

17

Последствия. Правила безопасного поведения во время прихода и после цунами


1

18

Лесные и торфяные пожары, их характеристика. Причины их возникновения


1

19

Последствия. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении


1

Психологические основы выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях

3


20

Человек и стихия


1

21

Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия


1

22

Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера


1

Основы медицинских знаний и

правила оказания первой медицинской помощи

8


Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

8


23

Разновидности повязок и их характеристика


1

24

Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности


1

25

Приемы наложения повязок на голову, грудь, область живота


1

26

Отработка практических навыков наложения повязок


1

27

Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов


1

28

Правила оказания первой медицинской помощи при переломах


1

29

Способы наложения шин


1

30

Способы эвакуации пострадавших


1

Основы здорового образа жизни

5


Факторы, укрепляющие здоровье человека

5


31

Режим учебы и отдыха подростка


1

32

Умственная и физическая работоспособность


1

33

Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья человека. Профилактика утомления и переутомления


1

34

Составляющие режима дня и их характеристика


1

35

Как повысить эффективность самоподготовки


1


Используемая литература и медиатека

1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.

3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.

6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

7. Журнал «Основы безопасности жизни».

8. «Правила дорожного движения».

9. Газета «Добрая дорога детства».

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.





Просмотр содержимого документа
«ОБЖ 8 класс»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края








Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ М.В. Кулдыркаева _________ Т.В. Какурина

«___»___________ 20___ г. Приказ №______ от «___»_______ 20___ г.








Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

по общеобразовательной программе

основного общего образования

для учащихся 8 класса

на 2015-2016 учебный год

срок реализации 1 год







Рабочая программа составлена

на основе примерной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы

(авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов,

С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107 с.)



Составил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Осташов Дмитрий Николаевич





с. Новодраченино

2015 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по ОБЖ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010. – 107с.)

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности» в основной школе в течение 34 часов учебного времени, но т.к. календарный учебный график 35 недель, 1 час добавлен на изучение раздела «Основы здорового образа жизни».

Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни.

Цели и задачи

  • Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;

  • Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

  • Изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;

  • Изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;

  • Знание основных правил дорожного движения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

  • при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

  • с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

  • при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Общая характеристика учебного процесса

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  • Урок, сочетающий опрос с объяснением;

  • Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;

  • Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;

  • Лекция с элементами беседы;

  • Обучение с применением опорных схем;

  • Применение на уроках ИКТ.

Учебно-методический комплект

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2010;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразов. учреждений /С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – М.: Дрофа, 2006;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: Метод. пособие. /В.Н. Латчук, В.В. Марков – М.: Дрофа, 2001;

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2001;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. – М.: Дрофа; ДИК, 2000;

  • Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2010.


Тематическое планирование

№№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

I

Безопасность и защита человека в среде обитания

21


1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера


11

2

Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания


10

II

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

6


1

Первая медицинская помощь при острых состояниях


6

III

Основы здорового образа жизни

8


1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни


1

2

Факторы, укрепляющие здоровье человека


7


Итого

35


Поурочное планирование


урока

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

1

2

3

4

Безопасность и защита человека в среде обитания

21


Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

техногенного характера

11


1

ЧС техногенного характера и их классификация. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях


1

2

Взрывы и пожары. Причины возникновения и их последствия. Основные поражающие факторы


1

3

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах


1

4

Аварии с выбросом АХОВ. Виды аварий на химически опасных объектах


1

5

Опасные химические и аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека


1

6

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ


1

7

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Виды аварий на радиационно опасных объектах


1

8

Последствия радиационных аварий. Характер поражения людей и животных


1

9

Правила безопасного поведения при радиационных авариях


1

10

Гидродинамические аварии. Виды аварий. Причины и их последствия


1

11

Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях


1

Правила безопасного поведения при нарушении

экологического равновесия в местах проживания

10


12

Жизнедеятельность человека и состояние природной среды


1

13

Источники загрязнения окружающей среды и их классификация


1

14

Экологические последствия хозяйственной деятельности человека


1

15

Биосфера и человек. Виды загрязнения биосферы


1

16

Изменение состава атмосферы (воздушной среды)


1

17

Изменение состояния гидросферы (водной среды)


1

18

Изменение состояния суши (почвы)


1

19

Показатели предельно допустимых воздействий на природу


1

20

Нормы качества воздуха, воды и почвы


1

21

Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятной экологической обстановкой


1

Основы медицинских знаний и

правила оказания первой медицинской помощи

6


Первая медицинская помощь при острых состояниях

6


22

Воздействие химических веществ на организм человека


1

23

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ


1

24

Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка


1

25

Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами


1

26

Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами


1

27

Первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями


1

Основы здорового образа жизни

8


Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

1


28

Основы репродуктивного здоровья подростка


1

Факторы, укрепляющие здоровье человека

7


29

Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний


1

30

Физическая культура. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма


1

31

Средства развития физических качеств


1

32

Принципы поддержания хорошей физической формы и правила безопасности при выполнении физических упражнений


1

33

Закаливание организма. Принципы закаливания


1

34

Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма


1

35

Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма


1


















Используемая литература и медиатека

1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.

5-9 классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крючек Н.А., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2005.

3. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

4. Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. – М.: Дрофа, 2009.

6. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: Дрофа, 2010.

7. Журнал «Основы безопасности жизни».

8. «Правила дорожного движения».

9. Газета «Добрая дорога детства».

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5-11 классы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!