СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО классных руководителей

Просмотр содержимого документа
««Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников»»

Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников»

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Дети – это будущие граждане нашей страны.

Они будут творить нашу историю…

Это наши будущие отцы и матери.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше будущее горе»

А.С.Макаренко

Построение правого государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Одной из важнейших задач перед нами является воспитание правосознания, правовое информирование и правовая культура школьников.


Целью правового воспитания обучающегося является создание оптимальных условий для формирования гармоничной личности с активной жизненной позицией и ее успешной самореализацией в социуме, мотивированной социально-полезной деятельностью, исключая правонарушения и преступления.


В соответствии с поставленной целью в работе ставим следующие задачи:

- изучение социально-психологических проблем классного коллектива для уменьшения негативного влияния на развитие личности ребенка;

- развитие интересов учащихся посредством вовлечения в повседневную жизнь школы, секции, кружки, клубы;

- обеспечение условий для социального, профессионального становления ребенка;

- создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;

- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний;

- обеспечение социально-педагогической поддержкой дезадаптированных детей и подростков.


С самого начала обучения надо помочь детям адаптироваться в новой среде существования, познакомить с правилами, нормами поведения, ведь для многих из них с того момента начинается практически новая жизнь. Первостепенной задачей классного руководителя считаю - объяснение ребятам «Правил поведения в школе», постоянно проводим беседы по ПДД, Правилам Пожарной Безопасности, знакомим и обучаем нормам поведения в общественном транспорте и общественных местах, учим, как вести себя в музеях, театре, кино, на выставке, соблюдению правил при поездках.



Среди форм правового воспитания, которые могут быть использованы классными руководителями и учителями-предметниками, соцпедагогом, психологом выделяют:

  • правовую пропаганду (консультации, правовые и профилактические беседы с со всеми обучающимися и детьми, склонными к правонарушениям, проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-размышление, уроки здоровья, классные часы, викторины, игровые программы, инсценировки, видеоуроки, конкурсы рисунков, плакатов, газет, защита проектов, издание буклетов, брошюр; проведение "круглых столов")

  • правовое обучение (передача и усвоение основ права на уроках Окружающего мира, истории, обществознания, уроках ОБЖ , и т.д.);

  • правовое самовоспитание (самостоятельное изучения человеком права).


Методами правового воспитания выступают: убеждение, принуждение, наказание, поощрение, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение обучающихся. Для работы классного руководителя с обучающимися наиболее приемлемыми и правильными будут такие методы как метод убеждения, профилактики, предупреждения.


Также существуют и основные требования к организации  правого воспитания школьников, по профилактике правонарушений. Среди них выделяют:

  • Наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;

  • Стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

  • Активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

  • Связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

  • Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

  • Учёт психологических особенностей обучающихся

Немаловажна работа по формированию правовой компетентности родителей. Знакомство с нормативно правовыми документами, знакомство с их правами и обязанностями проводится не только на общешкольных, но и тематических классных родительских собраниях. На первом родительском собрании нужно знакомить родителей с уставом школы, Семейным кодексом, согласно которому именно родители ответственны за воспитание своих детей. Обязательно надо проводить родительские собрания по следующим темам: «Ты и твое право», «Ты и твоя ответствен­ность», «Права и обязанности ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.

Чтобы помочь скорректировать линию поведения родителей и школы в отношении учащихся, у которых возникают трудности с дисциплиной, посещаемостью или уровнем успеваемости организован Совет профилактики.

Каждый классный руководитель хочет, чтобы каждый ребенок был созидателем, способный к реальным действиям и поступкам, человек, уважающий своих родителей, любящий свой дом, свою Родину. Поэтому у каждого из нас своя воспитательная система класса, которая реализуется через разнообразные формы и методы воспитательной работы по правовому направлению. В каждом классе проводятся классные часы на темы:

«Я – гражданин России», «Закон и ребенок», «Мои права – мои обязанности». «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»,

Внеурочные занятия «Разговоры о важном» — это тоже часть работы, направленная на правовое и патриотическое воспитание.

Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники должны уяснить, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школ.

Неприятных происшествий, которые могут произойти со школьником, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, но и, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом.

Не секрет, что именно правовая безграмотность - одна из самых частых причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону. Именно поэтому, в воспитательную программу класса включен план работы с детьми группы риска, разрабатываемый классными руководителями совместно с социальным педагогом школы.

Представления об основном законе государства – Конституции РФ дети получают еще в начальной школе. С началом изучения курса «Обществознание» их знания расширяются, переводя имеющиеся представления о правовой базе, в понятийный аппарат. Уже с 6-го класса, детям дается представление об основах Конституционного строя РФ. В седьмом классе дети подробно знакомятся с правовыми нормами, которые призваны защищать права и свободы человека и ребенка; какие права имеют дети, где и в каких документах они зафиксированы и кто сможет помочь и защитить их в трудной ситуации; знакомятся со структурой правоохранительных органов РФ - суд, прокуратура, полиция. В девятом классе, на уроках обществознания, в главе «Человек и право», раскрываются основы некоторых отраслей российского права. На примерах гражданского, административного, трудового, семейного и уголовного права показывается, как правовые нормы помогают установлению справедливости в нашем обществе..

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по повышению правового воспитания не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении я расскажу одну притчу:

Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад.

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! ПОМНИТЕ! Очень не хотелось бы, чтобы наши с вами дети плыли всегда по течению. Хочется, чтобы у них были мудрые советчики: родители и учителя, способные нацелить их на правильные жизненные ориентиры. А это возможно только в ситуации доверительного взаимодействия семьи и школы во благо самого подростка.



29.12.2022г. Епанова Л.Г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!