Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.
Дети – это будущие граждане нашей страны.
Они будут творить нашу историю…
Это наши будущие отцы и матери.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
Плохое воспитание – это наше будущее горе»
А.С.Макаренко
Построение правого государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Одной из важнейших задач перед нами является воспитание правосознания, правовое информирование и правовая культура школьников.
Целью правового воспитания обучающегося является создание оптимальных условий для формирования гармоничной личности с активной жизненной позицией и ее успешной самореализацией в социуме, мотивированной социально-полезной деятельностью, исключая правонарушения и преступления.
В соответствии с поставленной целью в работе ставим следующие задачи:
- изучение социально-психологических проблем классного коллектива для уменьшения негативного влияния на развитие личности ребенка;
- развитие интересов учащихся посредством вовлечения в повседневную жизнь школы, секции, кружки, клубы;
- обеспечение условий для социального, профессионального становления ребенка;
- создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;
- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний;
- обеспечение социально-педагогической поддержкой дезадаптированных детей и подростков.
С самого начала обучения надо помочь детям адаптироваться в новой среде существования, познакомить с правилами, нормами поведения, ведь для многих из них с того момента начинается практически новая жизнь. Первостепенной задачей классного руководителя считаю - объяснение ребятам «Правил поведения в школе», постоянно проводим беседы по ПДД, Правилам Пожарной Безопасности, знакомим и обучаем нормам поведения в общественном транспорте и общественных местах, учим, как вести себя в музеях, театре, кино, на выставке, соблюдению правил при поездках.
Среди форм правового воспитания, которые могут быть использованы классными руководителями и учителями-предметниками, соцпедагогом, психологом выделяют:
правовую пропаганду (консультации, правовые и профилактические беседы с со всеми обучающимися и детьми, склонными к правонарушениям, проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-размышление, уроки здоровья, классные часы, викторины, игровые программы, инсценировки, видеоуроки, конкурсы рисунков, плакатов, газет, защита проектов, издание буклетов, брошюр; проведение "круглых столов")
правовое обучение (передача и усвоение основ права на уроках Окружающего мира, истории, обществознания, уроках ОБЖ , и т.д.);
правовое самовоспитание (самостоятельное изучения человеком права).
Методами правового воспитания выступают: убеждение, принуждение, наказание, поощрение, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение обучающихся. Для работы классного руководителя с обучающимися наиболее приемлемыми и правильными будут такие методы как метод убеждения, профилактики, предупреждения.
Также существуют и основные требования к организации правого воспитания школьников, по профилактике правонарушений. Среди них выделяют:
Наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;
Стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;
Активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
Связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
Учёт психологических особенностей обучающихся
Немаловажна работа по формированию правовой компетентности родителей. Знакомство с нормативно правовыми документами, знакомство с их правами и обязанностями проводится не только на общешкольных, но и тематических классных родительских собраниях. На первом родительском собрании нужно знакомить родителей с уставом школы, Семейным кодексом, согласно которому именно родители ответственны за воспитание своих детей. Обязательно надо проводить родительские собрания по следующим темам: «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права и обязанности ребенка», «Преступление против чести и достоинства» и др.
Чтобы помочь скорректировать линию поведения родителей и школы в отношении учащихся, у которых возникают трудности с дисциплиной, посещаемостью или уровнем успеваемости организован Совет профилактики.
Каждый классный руководитель хочет, чтобы каждый ребенок был созидателем, способный к реальным действиям и поступкам, человек, уважающий своих родителей, любящий свой дом, свою Родину. Поэтому у каждого из нас своя воспитательная система класса, которая реализуется через разнообразные формы и методы воспитательной работы по правовому направлению. В каждом классе проводятся классные часы на темы:
«Я – гражданин России», «Закон и ребенок», «Мои права – мои обязанности». «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»,
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» — это тоже часть работы, направленная на правовое и патриотическое воспитание.
Главная задача школьников – старательно учиться. Решая проблемные ситуации, школьники должны уяснить, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школ.
Неприятных происшествий, которые могут произойти со школьником, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, но и, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом.
Не секрет, что именно правовая безграмотность - одна из самых частых причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону. Именно поэтому, в воспитательную программу класса включен план работы с детьми группы риска, разрабатываемый классными руководителями совместно с социальным педагогом школы.
Представления об основном законе государства – Конституции РФ дети получают еще в начальной школе. С началом изучения курса «Обществознание» их знания расширяются, переводя имеющиеся представления о правовой базе, в понятийный аппарат. Уже с 6-го класса, детям дается представление об основах Конституционного строя РФ. В седьмом классе дети подробно знакомятся с правовыми нормами, которые призваны защищать права и свободы человека и ребенка; какие права имеют дети, где и в каких документах они зафиксированы и кто сможет помочь и защитить их в трудной ситуации; знакомятся со структурой правоохранительных органов РФ - суд, прокуратура, полиция. В девятом классе, на уроках обществознания, в главе «Человек и право», раскрываются основы некоторых отраслей российского права. На примерах гражданского, административного, трудового, семейного и уголовного права показывается, как правовые нормы помогают установлению справедливости в нашем обществе..
Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?
Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по повышению правового воспитания не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому в заключении я расскажу одну притчу:
Темной дождливой ночью молодому человеку необходимо было переплыть быструю реку. Старый рыбак дал ему свою лодку и указал на еле заметный огонек на противоположном берегу: «Греби на него, сынок, что есть силы, греби и не вздумай опускать весла». И молодой человек поплыл. Сильный ветер дул ему навстречу. Дождь застилал глаза, а он все греб и греб, удерживая ориентир перед собой. Каждый последующий гребок давался труднее предыдущего. И вдруг он увидел большой белый пароход, который плыл по течению. Он вгляделся в темноту и увидел еще одно суденышко, плывшее по течению. И еще, и еще... Казалось, весь мир отдался во власть могучего потока реки. И ему захотелось вынуть из воды весла, но огонек продолжал мерцать перед его глазами, и он снова устремился к своей цели. А уже на берегу, он услышал непонятные звуки, которые при приближении к повороту становились все сильнее и сильнее... это был водопад.
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! ПОМНИТЕ! Очень не хотелось бы, чтобы наши с вами дети плыли всегда по течению. Хочется, чтобы у них были мудрые советчики: родители и учителя, способные нацелить их на правильные жизненные ориентиры. А это возможно только в ситуации доверительного взаимодействия семьи и школы во благо самого подростка.
29.12.2022г. Епанова Л.Г.