СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа над формированием народно- певческих навыков с помощью вокальных упражнений»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Работа над формированием народно- певческих навыков с помощью вокальных упражнений»»


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБПОУ «СУДЖАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ ИМЕНИ Н. ПЛЕВИЦКОЙ»








ПЛАН-КОНСПЕКТ

Открытого урока по «Постановке голоса» преподавателя ОБПОУ

«Суджанский колледж искусств имени Н. В. Плевицкой»

Егоровой Светланы Викторовны.

Тема урока: : «Работа над формированием народно- певческих навыков с помощью вокальных упражнений»





Урок проводится со студенткой 1курса отделения «Сольное и хоровое народное пение» Шатохиной М.













Суджа 2019 г.







Продолжительность урока – 45 минут

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Методы ведения:

- наглядный (слуховой, зрительный);

- словесный (объяснение).

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная;

- развивающая.

Оборудование: фортепиано, учебно-методические пособия, нотные материалы, ноутбук, колонки.

Тема урока: «Работа над формированием народно- певческих навыков с помощью вокальных упражнений»

Цель урока: Ознакомиться с различными вокальными упражнениями, с целью развития певческих  навыков.

Задачи урока:

- работа над дыханием и опорой звука;

- работа над дикцией и артикуляцией;

- достижение точности интонирования;

- работа над мягкой атакой звука.

Структура урока:

1) Организационный момент (1 мин.)

2) Работа над дыханием, с помощью упражнений (8 мин.)

3) Артикуляционная гимнастика(5 мин.)

4) Вокальные упражнения (10мин.)

5) Работа над репертуаром (15 мин.)

6) Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент

Преподаватель задаёт ученице вопрос: «О каких вокальных навыках ты знаешь?» Ученица даёт ответ:

  • - певческое  дыхание;

  • - высокая певческая позиция (Положение зевка, зафиксированное и                                      сохраненное на протяжении всего процесса пения).

  • -  округление звука;

  • -  единая манера звукообразования;

  • -  подвижность артикуляционного аппарата(навыки дикции);

  • -  мягкая атака звука;

  • - кантиленное звуковедение.

  1. Работа над дыханием

Упражнение 1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох. ( При вдохе (спокойном, коротком, умеренном) воздух набирается раздвижением нижних рёбер по окружности грудной клетки, включая спину.  После того, как задержали дыхание, произойдёт смыкание голосовых складок, которые преградят путь выдыхаемому воздуху. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. Только спокойное, естественное дыхание, организованное при пении, создаёт условия для «опёртого» звука.

Упражнение 2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считать вслух: 7, 8...15.

Упражнение 3. Представьте, что ваша грудь и легкие - гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков:

«Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

Да с парнями «гопака»!

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!

Пляшем, сердце веселя!»


Упражнение 4.Игры-соревнования:

1. «Кто дольше?»:

- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з);

2.  «Кто больше?»:

- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);
- задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“пп-сс-тт-фф” – бесшумно, озвучено). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения на  артикуляцию заключается в тренировке губ, языка,

Упражнение 5. Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 6..Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 7. Исходное положение — рот полуоткрыт. Натяните верхнюю губу на верхние зубы, затем плавно верните ее на место; натяните нижнюю губу на нижние зубы, затем верните в исходное положение. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение 8. Движения верхней и нижней губ из упражнения 14 выполните одновременно. Повторите упражнение 5-6 раз.

Тренировка языка

Упражнение 9. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Упражнение 10. Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 11. «Сладкое варенье». Кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губы.

Упражнение 12. “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.

Упражнение13. «Вибрация губами» (с инструментом)

 Скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит», «Веники». Исполняем упражнение, поднимаясь по полутонам вверх (с инструментом).

  1. Вокальные упражнения 

 «Леебедин»- поём по полутонам. На развитие связного пения. Это упражнение позволяет добиться ровного и светлого звучания в голосе. Если пение тусклое, звук не летит, плоский, прижатый, значит, зевок недостаточен или вовсе отсутствует. Чтобы звуки звучали не плоско, а округло, необходимо изменять форму и величину небольшой части ротовой полости, а именно мягкого неба, придавая ему несколько приподнято - вытянутое положение. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плеч и груди.

«Е-е-е-ой-да, я-я-я-ай-да» - Вокальное упражнение выстроено в пределах нисходящей кварты. Обратить внимание на мягкую атаку звука. Следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «е, я». На  нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне ребёнка. Также обращаем внимание на дыхание и поём по две фразы на одном дыхании. Важно объяснить ребёнку, что дыхание – это, прежде всего расслабление, чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания.

  «Я посеяла ленку»- это упражнение помогает нам развивать легкость и подвижность голоса и тренировать удержанное продолжительное дыхание. Если дыхания у певца не хватает, можно «перехватить» дыхание перед частицей «ой». Чтобы упражнение не вокализировать, сначала полезно многократно проговорить текст на заданной высоте свободно и непринуждённо, добиваясь полной иллюзии разговорной речи. Затем тут же, без остановки, переходить на пение, сохраняя принцип разговорности.

5. Работа над репертуаром

1. Русская народная песня  «Травушка, муравушка» Белгородская область.

Цель: овладение  материалом, добиться ровного и звонкого звучания как наверху, так и в центре голоса. Характер песни лирический, светлый, что помогает звуку быть светлее и ярче. Также важна интонационная выразительность исполнения учащейся - каждый куплет должен быть «раскрашен» по - разному, как нюансами, так  выделениями важным слов. При этом следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно, а практически незаметно и без шума. Уделить внимание скачкам в каждом куплете, чтобы студентка с легкостью и без напряжения могла исполнить данное место, добиться плавного и мягкого перехода на верхний звук.

 Следить за чётким произношением текста произведения, чтобы Маша не прожёвывала  слова и правильно пела распевы слогов.

Подключаем артистические моменты – жесты, мимика, которые не будут  мешать при пении ученице и  впишутся  в общее настроение произведения.

  1. «Русачка» муз. Е. Солломатин, сл. В. Мурзин

Цель: артистично передать смысл произведения, чисто и ровно в высокой позиции спеть скачки, хроматизмы, ноты в нижнем и верхнем регистрах, четко и правильно пропеть быстрые моменты в песне. Начало на плотной хорошей опоре, без форсирования. Следить за правильностью взятия дыхания. Проделать работу над быстрыми моментами в куплетах. Следить за четким произношением согласных звуков. Сначала медленно с правильно выстроенными фразами, затем постепенно добавляя темп. Уделить внимание нотам в малой октаве, добиться, чтобы студентка брала их озвучено, но без напряжения. Очень важно передать точный характер произведения.

В заключении – пропеть песню полностью, учитывая всю проделанную работу.

  1. Домашнее задание :

Найти 3 небольших скороговорки и научится четко проговаривать их.


В заключении

 На упражнениях можно спокойно освоить базовые навыки пения. Они  подбираются так, чтобы, было как можно меньше трудностей при исполнении, и вырабатывались правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец зачастую перестает уделять упражнениям достаточно внимания, и в результате оказывается отброшенным назад на некоторое время. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии «посидеть на вокальной диете», то есть не петь некоторое время ничего, кроме упражнений, а затем медленно добавлять выученный старый репертуар, а потом уже изучать новое.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!