СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа над художественным образом музыкальных произведений»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в классе специальности с учащимся 8 класса

Просмотр содержимого документа
««Работа над художественным образом музыкальных произведений»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»









Конспект урока по предмету

«Специальность (труба)»



Тема урока «Работа над художественным образом музыкальных произведений»





Преподаватель Жуков Ю.А.

Концертмейстер Егорова С.В.







































2024 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА С УЧАЩИМСЯ 8 КЛАССА

Тема урока: «Работа над художественным образом музыкальных произведений»

04.04.2024 г.

Тип урока: комбинированный (закрепление полученных умений и навыков, комплексное применение знаний).

Цель урока: обобщение полученных знаний в работе над музыкальным произведением и более глубокое их осмысление, работа над музыкальным произведением на примере методико – исполнительского анализа.

Образовательные: задачи:

- уточнить исполнительские штрихи;

- выверить динамические оттенки;

- проработать технические моменты;

- добиваться красивого, чистого звука;

Развивающие задачи:

- развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля учащегося;

- формирование общего кругозора, формирование коммуникативной компетенции обучающегося;

- развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал;

- развитие мотивации и интереса к получению новых знаний. Воспитательные задачи: - воспитание чувства ответственности в работе над произведением;

- развитие эстетического вкуса;

- развитие воли и управления своим поведением;

- воспитание настойчивости и целеустремленности в процессе практической деятельности;

Здоровьесберегающие задачи: - снятие мышечных зажимов; - правильная организация дыхательного аппарата.

Используемые технологии:

- здоровьесберегающая технология;

- технология активного обучения;

- технология развивающего обучения;

Методы обучения:

- словесный;

- метод практической работы;

- показ исполнения на примере других;

- метод сравнения и сопоставления фрагментов произведения.

Учебно-методический материал:

- ноты для трубы;

- клавир;

- аудио и видио материал исполняемых произведений известными исполнителями.

Пояснительная записка

Подготовка исполнителя - инструменталиста неразрывно связана с освоением обязательных предметов учебного плана образовательного процесса. Умение правильно и точно интонировать голосом, знание музыкальной формы, гармонический анализ, представление эпохи или исторического периода жизни композитора, история создания произведения… Эти и другие факторы –залог успеха в образовательном процессе при работе с ребёнком в классе. Каждая школа игры на духовом инструменте (будь то школа Ю. Усова, С. Баласаняна, Т. Докшицера, А.Митронова и других корифеев советской школы музыкального исполнительства) начинается с методических рекомендаций, где изложены основные понятия о музыкальном инструменте ,основах звукообразования, рациональной постановке амбушюра, дыхания, языка, пальцев. Очень внимательное прочтение, изучение и применение на практике теоретических основ изложенных авторами этих изданий - обязательное условие моей практики. Но и не только это. Так например основной вопрос духовиков – это дыхание. Часто при раскрытии этого элемента, привожу слова своего учителя в музыкальном училище – Сурова Владимира Александровича о схожести дыхания духовика и вокалиста, подкреплённые примерами тренировки. Или другого учителя училища – Гудкова Владимира Николаевича, которого считаю своим наставником и который неустовая повторяет: «Прежде, чем взять ноту - надо подумать о дыхании». Очень большое внимание Владимир Николаевич уделял, и уделяет развитию дыхания. Его советы простые, но ёмкие, как например дуть на тюль или штору, отходя всё дальше и дальше, или лёжа на стульях положить груз на живот и активно дышать. Все эти приёмы простой и прекрасный способ развития диафрагмы и межрёберных мышц. Благотворно влияет «брюшной» тип дыхания и на работу желудочно - кишечного тракта, о чём рассказываю родителям учеников для мотивации занятий на духовых инструментах. Крепкие лёгкие, здоровый желудок, свежий воздух и творческая обстановка в классе - это и здоровье и успехи в освоении духового инструмента.

Планирование учебного процесса, знание учеников, работа с родителями, творческий настрой на урок, к встрече с молодым, подрастающим гражданином нашей Родины – слагаемые моей педагогической деятельности.


Ход урока:

  1. Организационный момент

- приветственное слово;

- сообщение цели и хода работы на уроке;

- подготовка инструмента, пульта, нот.

  1. Введение в тему урока

Важную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения играет искусство, без которого не могут быть решены во всей полноте задачи формирования личности. Искусство помогает детям глубже осмыслить свои эмоции и переживания, развить способности ясно мыслить и глубже чувствовать. Музыка среди других видов искусств занимает одно из важнейших мест в жизни общества. Звук — начало музыки. Мелодия — ее душа и жизненная сила. Музыкальный инструмент, играющий мелодию красивым, захватывающим слушателя звуком, всегда оказывается на первом плане в любом ансамбле. Духовые инструменты предназначены именно для мелодической игры. Благодаря неповторимой индивидуальности тембра, создаваемой живым дыханием исполнителя, они способны донести до глубины души слушателя самые разнообразные чувства, самые тонкие и трепетные эмоции. Игра на духовых инструментах довольно популярна в современное время. Музыкально-исполнительское искусство является одним из самых сложных видов деятельности человека, требующим тонкого творческого подхода, глубокой психической подготовленности обучающегося в учебном процессе и физически точной работы всех мышц.

Исполнительский аппарат музыканта-духовика отличается особой сложностью, так как в его функционировании одновременно участвуют мышцы рук, органы дыхания и речевой аппарат, имеющие наибольшее количество нервных окончаний. Все мышцы человека управляются центральной нервной системой, которая обеспечивает взаимосвязь комплекса элементов исполнительского аппарата, а также их взаимодействие с музыкальным инструментом. Задача правильной постановки — способствовать эффективной, дисциплинированной организации занятий на инструменте, адаптации исполнительского аппарата к особенностям звукоизвлечения и конструкции того или иного инструмента, а также к физиологическим игровым нагрузкам.

  1. Основная часть урока

ПРОГРАММА УРОКА:

  • Разыгрывание: упражнение упр. №12 А. Иогансона, соч.25, гамма А-dur;

  • Л.Коган «Романс» ;

  • Б.Марчелло «Соната», 4 ч;

  • А. Варламов «Качели»

1.Подготовительная часть урока в классе духовых инструментов подразумевает разыгрывание. Разминка. (длинные ноты, пунктирный ритм и предлагаю сыграть упр. №12 А. Иогансона, соч.25). Обращаю внимание на исполнительские приёмы дыхания и артикуляции. При необходимости корректирую их упражнениями.

2. Проверка и анализ домашнего задания. Ученик исполняет пьесы в ансамбле с концертмейстером, что требует от него внимания и сосредоточенности. Работа с устранением неточностей (п. задачи урока). Для лучшего восприятия учащимся каких-то моментов - сам беру трубу и показываю как я это понимаю. Обращаю внимание на стиль и особенности музыкального произведения. Демонстрирую аудио, или видио материала с

исполнением его известными музыкантами.

4. Заключительный этап. Обобщение полученных знаний.

Тщательно проанализировав с учащимся работу на уроке, следует исполнить пьесы от начала до конца – обобщить и закрепить полученные знания. Исполнение концертное – в нужном темпе, в характере, без опоры на нотный материал.

Подведение итогов: самооценка ученика и мои замечания по уроку, а также подчёркиваю яркие моменты, удавшиеся эпизоды при работе над произведениями в классе.

Подробное задание в дневнике на следующий урок с выставлением (при необходимости) оценки.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асафьев Б.В.Путеводительпо концертам. 2-е изд. ‑ М.: Советский композитор,1978. – 200с.

Готсдинер А. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей / Ред.-сост. А. Лагутин. ‑ М.: Музыка, 1991. – 230с.

Диков Б. О штрихах духовых инструментов. / Б. Диков, А. Седракян // Методика обучения игре на духовых инструментах; под общ. ред. Ю. Усова. ‑ Вып.2 ‑ М.: Музыка, 1966. ‑ С.182 – 211.

Т. Докшицер «Штрихи на трубе» 2010 г.

А.Иогансон, соч.25 «Ежедневные упражнения»

Кузнецова Т. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. ‑ М.: Медицина, 1986. – 127с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!