СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа над контрастными частями в виртуозном произведении и в произведении крупной формы».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание у обучающегося любви к музыке стиля барокко и к музыке XX века на примере произведений А.Комаровского и И.С.Баха. Усвоение учеником практических навыков игры в ансамбле.

Просмотр содержимого документа
««Работа над контрастными частями в виртуозном произведении и в произведении крупной формы».»

МБУДО «ДМШ № 1» Кировского района г. Казани, 6.10.2021 год.

Концертмейстер I квалификационная категории

Усманова Джамиля Анжельевна



Открытый урок на тему

«Работа над контрастными частями в виртуозном произведении и в

произведении крупной формы».

Цель урока:

1) Совершенствование исполнительских навыков игры ученика в ансамбле, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового соответствия.

2) Формирование художественно-образного мышления для более выразительной передачи содержания музыкальных произведений.

3) Развитие художественного вкуса, воспитании творческой индивидуальности учащегося.

Задачи урока:

А) Образовательные: усвоение учеником практических навыков игры в ансамбле.

Б) Воспитательные: воспитание у обучающегося любви к музыке стиля барокко и к музыке XX века; эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разных эпох.

В) Развивающие: развитие выразительного интонирования мелодической линии в контрастных частях музыкальных произведений;

Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте).

План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Разыгрывание. Проигрывание произведения. Выявление недочётов.

4. Работа над произведением, включающая в себя элементы технического и

музыкального плана:

- разбор

- фрагментарное исполнение (контрастные части)

- исполнение подряд от начала до цифры 5 (Тарантелла)

5. Объединение аккомпанемента с партией солиста. Работа над ансамблем.

6. Работа над 2-ым произведением, фрагментарное исполнение (контрастные части)

до разработки. Концерт Ля минор Баха.

7. Закрепление пройденного материала, подведение итогов урока.



Лаборатория урока:

1. Учебные пособия: Анатолий Комаровский «Тарантелла»,

И.С.Бах «Концерт Ля минор».

2. Инструменты: фортепиано, скрипка.

Ход урока:

  1. Приветствие концертмейстера и ученицы 8 класса Даниловой Юли. Настройка инструмента и подготовка к игре.



  1. Конц-р: «Сегодня мы будем исполнять Тарантеллу и Концерт, а для раскрытия художественного образа каждого музыкального произведения сконцентрируем внимание на контрастные части».

Конц-р: «Вспомни, что такое контраст?»

Ученица: «Резкая смена характеристик в музыкальной речи».

Конц-р: «Тарантелла – народный итальянский танец, характер живой, весёлый и бурный, ритм чёткий, а темп быстрый. Основная музыкальная фигура — триоль. Автор музыки: А.С.Комаровский – скрипач, педагог, композитор, дирижёр. Комаровский писал много произведений для детей. В своих произведениях помогал ученикам осваивать технические приёмы игры на скрипке».



  1. Первое исполнение Тарантеллы в ансамбле до цифры 5.

(темп умеренно-быстрый);



  1. Конц-р: «Исполнение триолей было ритмически неустойчивым, поэтому второе исполнение будет с ритмической поддержкой мелодии на фортепиано (я дублирую сольную партию)».

Второе исполнение Тарантеллы. (темп умеренный).

Конц-р: «Ритмический рисунок был точно воспроизведён во втором исполнении,

спасибо.



Конц-р: «Настала работа над музыкальными трудностями в контрастных частях Тарантеллы. Это динамическая яркость между первой темой, связующей и второй темой».

Конц-р: «По характеру они какие»?

Ученица:

«1 тема – энергичная, зажигательная, быстрая;

Связующая тема – лёгкая, грациозная, стремительная;

2 тема – плавная, мягкая, спокойная».

Конц-р: «Все 3 темы исполняем эмоционально и выразительно с помощью динамических оттенков»:

1 тема - mf,

Связующая тема - pp

1 тема - f

2 тема - p



  1. Третье исполнение Тарантеллы до цифры 5. (темп быстрый).

Конц-р: «Наше совместное творческое сотрудничество, синхронность и артистизм способствовали выразительному исполнению контрастных частей в Тарантелле А. Комаровского. Спасибо за работу».



  1. Конц-р: «2-ое произведение: Концерт №1 Ля минор И.С.Баха. При исполнении произведения крупной формы я буду выступать в роли оркестра, а ты в роли солиста».



Первое исполнение Концерта до разработки в ансамбле.

(темп умеренно-быстрый);

Конц-р: «Спасибо, в твоём исполнении не хватило ритмической точности и чёткости. Почему?»

Ученица: «Мелодия извилистая, непрерывная, быстроменяющаяся».

Конц-р: «Совершенно верно, это стиль барокко – что означает причудливый, странный, в такой музыке мелодия украшается мелизмами – украшениями из звуков одной гармонии».

Второе исполнение Концерта. (темп умеренный).

Конц-р: «Хорошо сыграла все мелодические линии. Рассмотрим форму строения

части концерта ля-минор Allegro moderato. Сколько здесь контрастных мелодий?»

Ученица: «2 мелодии – главная и побочная. По-другому: 1 тема и 2 тема».



Конц-р: «Правильно, молодчина. Первая тема - волевая, решительная,

энергичного характера. Она должна исполняться активным, акцентированным

штрихом. Вторая тема (25т.) - сольная, лирически-напевная. 1 и 2 темы

тематически контрастны. Наша задача – передать через совместное исполнение

динамичность, концентрацию, волевое движение мелодии, моторную

виртуозность, переходящая в лирическую напевность, интонационно-речевое

начало музыкальной ткани».

Третье исполнение Концерта до разработки. (темп быстрый).

  1. Урок проведён в соответствии с намеченным планом.

Выполнены следующие задачи:

- обучающие (ученица с помощью концертмейстера поработала над контрастными

частями в 2-х произведениях);

- воспитательные (несмотря на сложность технических и динамических задач,

ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться выразительного

звукоизвлечения);

- развивающие (ученица получила сведения о композиторах: А.С.Комаровском и

И.С.Бахе).

Были использованы педагогические принципы:

-индивидуальности;

-наглядности;

-доступности;

-опоры на интерес ученика;

-сознательности;

-активности обучающейся;

Ученице была дана самостоятельная работа: устранить ритмические неточности в

Тарантелле и Концерте и добиваться динамической выразительности в контрастных

частях.



Список литературы:

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. - Москва: Музыка, 1965.

  2. Беленький Б. Работа над произведением крупной формы в детской музыкальной школе. Москва: Музыка, 1968.

  3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - Москва: Музгиз,1953.

  4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музгиз, 1961.

  5. Лукьянова Е.П.Формирование профессионально - коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в процессе занятий камерным ансамблем. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2007.

  6. Люблинский, Теория, история, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Полиграфическая лаборатория Казанской государственной консерватории, 2011. С. 199–203.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!