МБУДО «ДМШ № 1» Кировского района г. Казани, 6.10.2021 год.
Концертмейстер I квалификационная категории
Усманова Джамиля Анжельевна
Открытый урок на тему
«Работа над контрастными частями в виртуозном произведении и в
произведении крупной формы».
Цель урока:
1) Совершенствование исполнительских навыков игры ученика в ансамбле, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового соответствия.
2) Формирование художественно-образного мышления для более выразительной передачи содержания музыкальных произведений.
3) Развитие художественного вкуса, воспитании творческой индивидуальности учащегося.
Задачи урока:
А) Образовательные: усвоение учеником практических навыков игры в ансамбле.
Б) Воспитательные: воспитание у обучающегося любви к музыке стиля барокко и к музыке XX века; эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разных эпох.
В) Развивающие: развитие выразительного интонирования мелодической линии в контрастных частях музыкальных произведений;
Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3. Разыгрывание. Проигрывание произведения. Выявление недочётов.
4. Работа над произведением, включающая в себя элементы технического и
музыкального плана:
- разбор
- фрагментарное исполнение (контрастные части)
- исполнение подряд от начала до цифры 5 (Тарантелла)
5. Объединение аккомпанемента с партией солиста. Работа над ансамблем.
6. Работа над 2-ым произведением, фрагментарное исполнение (контрастные части)
до разработки. Концерт Ля минор Баха.
7. Закрепление пройденного материала, подведение итогов урока.
Лаборатория урока:
1. Учебные пособия: Анатолий Комаровский «Тарантелла»,
И.С.Бах «Концерт Ля минор».
2. Инструменты: фортепиано, скрипка.
Ход урока:
Приветствие концертмейстера и ученицы 8 класса Даниловой Юли. Настройка инструмента и подготовка к игре.
Конц-р: «Сегодня мы будем исполнять Тарантеллу и Концерт, а для раскрытия художественного образа каждого музыкального произведения сконцентрируем внимание на контрастные части».
Конц-р: «Вспомни, что такое контраст?»
Ученица: «Резкая смена характеристик в музыкальной речи».
Конц-р: «Тарантелла – народный итальянский танец, характер живой, весёлый и бурный, ритм чёткий, а темп быстрый. Основная музыкальная фигура — триоль. Автор музыки: А.С.Комаровский – скрипач, педагог, композитор, дирижёр. Комаровский писал много произведений для детей. В своих произведениях помогал ученикам осваивать технические приёмы игры на скрипке».
Первое исполнение Тарантеллы в ансамбле до цифры 5.
(темп умеренно-быстрый);
Конц-р: «Исполнение триолей было ритмически неустойчивым, поэтому второе исполнение будет с ритмической поддержкой мелодии на фортепиано (я дублирую сольную партию)».
Второе исполнение Тарантеллы. (темп умеренный).
Конц-р: «Ритмический рисунок был точно воспроизведён во втором исполнении,
спасибо.
Конц-р: «Настала работа над музыкальными трудностями в контрастных частях Тарантеллы. Это динамическая яркость между первой темой, связующей и второй темой».
Конц-р: «По характеру они какие»?
Ученица:
«1 тема – энергичная, зажигательная, быстрая;
Связующая тема – лёгкая, грациозная, стремительная;
2 тема – плавная, мягкая, спокойная».
Конц-р: «Все 3 темы исполняем эмоционально и выразительно с помощью динамических оттенков»:
1 тема - mf,
Связующая тема - pp
1 тема - f
2 тема - p
Третье исполнение Тарантеллы до цифры 5. (темп быстрый).
Конц-р: «Наше совместное творческое сотрудничество, синхронность и артистизм способствовали выразительному исполнению контрастных частей в Тарантелле А. Комаровского. Спасибо за работу».
Конц-р: «2-ое произведение: Концерт №1 Ля минор И.С.Баха. При исполнении произведения крупной формы я буду выступать в роли оркестра, а ты в роли солиста».
Первое исполнение Концерта до разработки в ансамбле.
(темп умеренно-быстрый);
Конц-р: «Спасибо, в твоём исполнении не хватило ритмической точности и чёткости. Почему?»
Ученица: «Мелодия извилистая, непрерывная, быстроменяющаяся».
Конц-р: «Совершенно верно, это стиль барокко – что означает причудливый, странный, в такой музыке мелодия украшается мелизмами – украшениями из звуков одной гармонии».
Второе исполнение Концерта. (темп умеренный).
Конц-р: «Хорошо сыграла все мелодические линии. Рассмотрим форму строения
части концерта ля-минор Allegro moderato. Сколько здесь контрастных мелодий?»
Ученица: «2 мелодии – главная и побочная. По-другому: 1 тема и 2 тема».
Конц-р: «Правильно, молодчина. Первая тема - волевая, решительная,
энергичного характера. Она должна исполняться активным, акцентированным
штрихом. Вторая тема (25т.) - сольная, лирически-напевная. 1 и 2 темы
тематически контрастны. Наша задача – передать через совместное исполнение
динамичность, концентрацию, волевое движение мелодии, моторную
виртуозность, переходящая в лирическую напевность, интонационно-речевое
начало музыкальной ткани».
Третье исполнение Концерта до разработки. (темп быстрый).
Урок проведён в соответствии с намеченным планом.
Выполнены следующие задачи:
- обучающие (ученица с помощью концертмейстера поработала над контрастными
частями в 2-х произведениях);
- воспитательные (несмотря на сложность технических и динамических задач,
ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться выразительного
звукоизвлечения);
- развивающие (ученица получила сведения о композиторах: А.С.Комаровском и
И.С.Бахе).
Были использованы педагогические принципы:
-индивидуальности;
-наглядности;
-доступности;
-опоры на интерес ученика;
-сознательности;
-активности обучающейся;
Ученице была дана самостоятельная работа: устранить ритмические неточности в
Тарантелле и Концерте и добиваться динамической выразительности в контрастных
частях.
Список литературы:
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. - Москва: Музыка, 1965.
Беленький Б. Работа над произведением крупной формы в детской музыкальной школе. Москва: Музыка, 1968.
Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - Москва: Музгиз,1953.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музгиз, 1961.
Лукьянова Е.П.Формирование профессионально - коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в процессе занятий камерным ансамблем. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2007.
Люблинский, Теория, история, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Полиграфическая лаборатория Казанской государственной консерватории, 2011. С. 199–203.