СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии младших школьников. От того, как  читает ученик, в большой зависимости находится вся его школьная успеваемость.

Просмотр содержимого документа
«Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах»

Разумовская Светлана Михайловна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Сакская средняя школа №3»

города Саки Республики Крым


Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах.

Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии младших школьников. От того, как читает ученик, в большой зависимости находится вся его школьная успеваемость.

Помимо совершенствования чтения в процессе анализа произведения чтения в процессе анализа произведения (работы с текстом), на уроках чтения нужно использовать упражнения, оказывающие воздействие на основные параметры чтения. Сочетание работы с текстом со специальными упражнениями дает возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включаются в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимание отдельных слов и предложений. Упражнения проводятся коллективно, по группам, индивидуально. Занимают они на уроке 5-6 минут.

Для обучения технике чтения выделяются следующие группы упражнений на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста; развитие догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Развитие четкости в произношении.

Надо использовать упражнения, развивающие речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществлять введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком произношении абзаца, строфы.

В первом классе надо показать артикуляцию основных гласных: [a], [o], [y], [ы], [u], [э]. Сначала тренировать учащихся в произношении этих гласных по порядку хором, а затем давать сочетания: [a-y], [a-o], [ы-и], [э-а] и т.д.

После обработки произношения гласных надо включать сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би , бэ, ва, во, ву, вэ, ви…

Далее надо тренировать учащихся на чтении различного рода сочетания гласных ( аоуиэ, аиуоэ), согласных (з-с, ж-ш) , согласных и гласных ( жи, ши, ча, ща, тра, три).

Затем эти гласные и согласные читать в словах, предложениях: электрификация, портфель. В январе много снега во дворе.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям как предпосылка правильного чтения.

На определенное время даются для чтения слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова (чтение слов с общим корнем, сочетаний существительного с прилагательным), к корню слова (с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями: чистота, частота; девушка-дедушка).

Для упражнений используются разные части речи. Ошибки предупреждаются рядом упражнений. Например, если в тексте встречается трудное слово, громоздкое по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того, чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более лег: вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем : зеленый - зеленел – зазеленела, бодрый - ободрился- приободрился.

Для безошибочного чтения нужно практиковать целенаправленное установочное чтение. Например, ученик читает текст из одного-двух абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика и вместе с тем улучшают память, внимание. Эту работу целесообразно начинать со второго класса. Сначала давать слова несложные: сначала одно слово, состоящие из двух слогов, затем из трех, потом подключать два слова, постепенно доводить восприятие до 10-12 знаков (пришла зима, друг – дружеский, сильный, смелый).

Учащиеся 3 классов упражняются за короткое время (0,5 с) в восприятии сначала 3-4 слов, потом так называемой «пирамидкой» включающей до 8 слов, предложение и небольшой абзац. Пирамидку можно строить из слов произведения, которые читались (при проверке домашнего задания), или использовать текст нового рассказа (при подготовке его чтению).

Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, можно проводить упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме этого нужно рекомендовать читать текст в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром темпе.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

  1. В целях разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится упражнение «Губы».

  2. Для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов вводится упражнение «Угадай».

Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, учитель побуждает детей читать их « про себя», устно, восполняя отсутствующие окончания.

Мы с папой сего... пош… в ки…

  1. Для развития скорости чтения и умения выделять основную (заданную) информацию предлагается упражнение «Финики».

Учитель называет (по учебнику) или раздает карточки с текстом для молчаливого чтения и указывает слово/группу слов, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст (слова должны встречаться в тексте только один раз). Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность (дети показывают слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

  1. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение «Буксир». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников (80-160 слов в минуту). Дети читают этот же текст « про себя, стараясь поспевать за учителем. Они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста.

  2. Для проверки внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми учитель внезапно останавливается на каком-либо слове. Дети должны также остановиться и указать последнее слово. Учитель проходит между рядами и делает выборную проверку.

  3. Другой способ проверки. Учитель заменяет какое-либо слово другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправки.

  4. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на основе возросшего фиксационного поля, развитой антиципации и усовершенствованной умственной переработки содержания в процессе чтения молча предлагается упражнение «Молния». Оно заключается в чередовании чтения комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух.



Упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных.

Читаются начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой стороне и добавляют к ним возможные варианты окончаний.

Дверь была - открыта/закрыта.

Переходи улицу там, где - положено/переход.

Для упражнений в антиципации дается и связный текст, в котором пропущены слова. Дети сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют их в классе, участвуя в диалоге с товарищами.

Кроме указанных упражнений и средств обучения чтению молча можно использовать дидактические тренировочные средства « Поисковые таблицы». Они предназначены только для индивидуальной работы.

Работа с « Поисковыми таблицами слов»

  1. Поиск заданного слова по вертикальному и горизонтальному ориентиру.

Например, учитель пишет слово «кот» печатными буквами на доске и указывает координаты (вертикальные и горизонтальные ориентиры) для его нахождения, красный ряд, колонка под треугольником. Дети, найдя слово, читают его молча.

  1. Поиск заданного слова по одному (вертикальному или горизонтальному).

Учитель называет слово «мяч» и указывает один из его ориентиров (цвет ряда или фигуру колонки), например, «овал». Дети должны найти названное слово и назвать его ориентир, например, «мяч - красный».

  1. Игра «Шифровальщик». Найдите слова к указанным схемам.

  2. Чтение слов в домиках, пропуская слова с буквой «е» (желтая полоса).

  3. «Цепочка»- чтение слов по очереди, пропуская слова из трех букв.

При всем различии приемов и способов обучения чтению все, так или иначе, основывается на преодолении трех типичных недостатков чтения.

  1. Внутреннее проговаривание читаемого.

  2. Малый угол зрения.

  3. Регрессии, то есть возвраты к уже прочитанному, но плохо или совсем непонятному.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!