СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над творческим проектом с обучающимися 5 класса. Методическая копилка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю организовать деятельность обучающихся по изучению понятия о творческом проекте учащегося 5 класса, ознакомлению с этапами выполнения проекта; умение обосновывать выбор темы проекта на основе личных и общественных потребностей..

Просмотр содержимого документа
«Работа над творческим проектом с обучающимися 5 класса. Методическая копилка.»

Знакомство с проектной деятельностью. Основные этапы выполнения проекта.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению понятия о творческом проекте учащегося 5 класса, ознакомлению с этапами выполнения проекта; сформировать у обучающихся умение обосновывать выбор темы проекта на основе личных и общественных потребностей, находить необходимую информацию; ознакомить с принципами организации рекламы, способами её воздействия на потребителя и его потребности.

Планируемые образовательные результаты:
личностные
 – готовность учащихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные – освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные – сформированность представлений о творческих проектах, этапах их выполнения; овладение умениями обосновывать выбор темы проекта на основе личных и общественных потребностей; ознакомление с принципами организации рекламы, способами её воздействия на потребителя и его потребности.

Ход урока

1. Организационный момент
В начальной школе вы знакомились с проектной деятельностью и выполняли простейшие проекты. В 5 классе вы будете изучать технологии обработки конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов, поэтому объектами для творческих проектов будут изделия из этих материалов.

Сегодня мы продолжим знакомство с проектной деятельностью, рассмотрим основные этапы выполнения проекта.

2. Изложение нового материала
Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, для удовлетворения новых потребностей людей.
Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.
Творческий проект – это результат вашей самостоятельной творческой деятельности, итоговая работа, которую вы должны выполнить к концу учебного года. Если ваши знания при освоении технологий прочные, если на практических занятиях вы приобрели хорошие умения и навыки, то и качество творческого проекта также будет высоким. (рис.1).

Рис.1

При выборе темы своего творческого проекта нужно заранее провести поиск в книгах, журналах и сети Интернет, можно посоветоваться с учителем, родителями, товарищами. Не следует выбирать очень сложное изделие, так как вам может не хватить времени на его изготовление.

Если проект сложный, над ним можно работать коллективно, в группе одноклассников, разделив его на несколько частей между членами группы. При этом следует помнить, что все детали изделия должны быть изготовлены к определённому сроку, чтобы успеть соединить их в единое целое и завершить проект вовремя. Сложную деталь можно использовать в готовом виде, встроив её в общее изделие.

Изготавливать своё проектное изделие вы будете как во время практических работ, так и во внеурочное время, после изучения учебного материала, освоения технологических приёмов. По окончании работы над проектом, необходимо провести испытание созданного изделия и только затем представить его на всеобщее обозрение и оценку.

Работа над творческим проектом состоит из трёх основных этапов: поисково-исследовательского (подготовительного), конструкторско-технологического (основного) и аналитического (заключительного) (рис. 2).  

Поисково-исследовательский этап начинается с выбора темы проекта. Для этого надо определить, какое изделие необходимо вам или вашим близким, т.е. потребность. Необходимую информацию относительно выбранного вами объекта для творческого проекта вы можете найти в печатных изданиях, Интернете и постепенно сформируете базу данных по выбранной теме. Затем следует оценить, достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Если да, то следующий шаг – проверить наличия необходимых материалов для его изготовления и оценить их стоимости. Если изделие сложное, то можно изготавливать его коллективно, сформировав рабочую группу из одноклассников. После этого нужно изложить в письменном виде обоснование выбора темы.  

Рис. 2. Этапы выполнения творческого проекта

Следующим шагом является формулирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др.

Затем разработать возможные варианты изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, рецептов опираясь на различные источники информации, а также на готовые промышленные образцы. Значительную помощь в проектировании изделия (в разработке рисунков, эскизов) может оказать персональный компьютер (ПК). Сравнивая достоинства и недостатки разработанных вариантов по указанным выше критериям, нужно выбрать лучший.

Конструкторско-технологический этап начинается с выбора возможной конструкции изделия, разработки чертежей деталей и изделия в целом, и технологической документации (технологических процессов изготовления и сборки изделия) по проекту.

Следующий шаг – организация рабочего места, подготовка  необходимых материалов, инструментов и оборудования. После этого переходят к непосредственному изготовлению изделия с обязательным соблюдением правил безопасной работы.

Заключительный этап включает контроль и испытания готового изделия, окончательный подсчёт затрат на его изготовление. Определять затраты вы будете пока в упрощённом виде, учитывая, в основном, стоимость материалов, из которых изготовлено изделие. Конечно, цена такого же изделия в магазине будет значительно выше, чем получившаяся в ваших расчётах, потому что она включает не только затраты на изготовление, но и затраты на электроэнергию, заработную плату рабочим, доставку товара в магазин и др.
После этого, если необходимо, проводят испытания изготовленного изделия и разрабатывают варианты его рекламы.
На заключительном этапе выполняют анализ того, что получилось, а что нет. Заключительный этап завершается защитой (презентацией) проекта.
К защите нужно подготовить доклад об основных достоинствах проекта, пояснительную записку к проекту, а также представить готовое изделие.
Подготовку документации к защите проекта также целесообразно выполнять на ПК: набирать текст, вставлять рисунки и таблицы, выполнять расчёты затрат и др.
Пример выполнения учащимися 5 класса творческого проекта

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»
1. Проблемная ситуация
В ближайшее воскресенье мы соберемся дома всей семьей. Вот здесь и пригодятся мои кулинарные умения. Я могу продемонстрировать всем, чему нас научили на уроках технологии обработки пищевых продуктов. Что же приготовить на завтрак, как сервировать стол?
2. Цель проекта
Организовать и провести семейный воскресный завтрак.
3. Задачи проекта
1) Разработать меню завтрака.
2) Приготовить завтрак из блюд, которые научилась готовить на уроках кулинарии или аналогичных им.
3) Сервировать стол для завтрака.
4) Сложить красиво салфетки.
5) Украсить стол цветами.
4. Исследование
Во время приготовления завтрака необходимо учесть несколько вопросов, чтобы правильно рассчитать количество продуктов; при необходимости некоторые докупить.

1. Сколько будет человек?
– в гости к нам придет бабушка, а значит, нас будет пять человек (бабушка, мама, папа, брат и я).

2. Какое блюдо из яиц я буду готовить?

Решение принято- яичницу-глазунью.

3. Какой приготовлю горячий напиток?

– Чай.

4. Какие сделаю бутерброды?

– Горячие открытые бутерброды.

5.Какой скатертью накрою стол?

– Цветной скатертью, потому что она практична, поднимает настроение и хорошо сочетается с нашей посудой.

6. Как сложу салфетки?

– Веером.

По результатам исследования выбор был сделан следующим образом.

Вопрос

Ответ

1

Пять человек

2

Яичница-глазунья

3

Чай

4

Горячие открытые бутерброды

5

Цветная скатерть

6

Веер

Решение: завтрак буду готовить для пятерых человек (бабушка, мама, папа, брат и я).
Меню будет состоять из яичницы-глазуньи, горячих открытых бутербродов и чая. Стол застелю цветной скатертью, салфетки сложу веером.

5. Расчёт расхода продуктов

Блюдо

Необходимые продукты

Количество продуктов на одного

человека

Количество продуктов на пять

человек

Яичница-глазунья

Яйцо

Масло сливочное

1 шт.

10 г

5 шт.

50 г

Горячий открытый бутерброд

Хлеб

Колбаса

Сыр

Томатная паста

2 ломтика

30 г

30 г

10 г

10 ломтиков

150 г

150 г

50 г

Чай

Заварка

Сахар

5 г

30 г

25 г

150 г

6. Самооценка и оценка
Блюда, выбранные для завтрака, были приготовлены по технологии, изученной на уроках кулинарии. Также мне помогла информация с соответствующих сайтов Интернета.
Мне сказали, что завтрак получится вкусным и сытным.
Мне очень понравилось работать над проектом, но надо отметить, что я все равно обращался за помощью к маме.
Для себя я сделал ещё один вывод, что в следующий раз лучше будет поинтересоваться у родных, что они хотели бы в качестве того или иного блюда.
Информация, полученная при выполнении проекта, поможет мне в дальнейшем.

Подведение итогов урока.
Рассматривая элементы проектной деятельности, мы надеемся, что они помогут вам разработать и изготовить интересные и нужные изделия. А кому-то из вас понадобятся в профессиональной деятельности.

Вопросы
1. Что называют творческим проектом?
2. Из каких этапов состоит работа над творческим проектом?
3. Для чего выполняют оценку стоимости материалов для изделия?
4. Как вы думаете, что должно содержаться в обосновании темы проекта?
5.Каким образом оценивают достоинства и недостатки различных вариантов проекта?
6. Что нужно подготовить к защите проекта?

Литература:
Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.
Бешенков А.К. Технология (технический труд): технические и проектные задания для учащихся: 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. 5-9 классы: методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2010.
Технология: сборник творческих проектов учащихся / авт.-сост. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Интернет-ресурсы:
http://paidagogos.com/
http://ped-kopilka.ru/pedagogika/metodika/
http://imc.chi.edu54.ru/DswMedia/proekt_issledovanie.pdf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!