Работа педагога-психолога по развитию толерантности подростков в образовательном учреждении.
Под работой психолога по развитию толерантности подростков в школе предполагается психолого-педагогическое сопровождение процесса развития толерантности подростков.
Современные ученые выделяют семь основных принципов толерантности: уважение человеческого достоинства всех без исключений людей, уважение различий, понимание индивидуальной неповторимости, взаимодополняемость как основная черта различий, взаимозависимость как основа совместных действий, культура мира, сохранение памяти.
В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения в образовательной сфере приобрела особую актуальность в связи с ориентацией на индивидуально-личностное развитие обучающегося. Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет открыть личности возможности самосовершенствования и самореализации.
В настоящее время существуют три наиболее распространенные модели работы: это модель помощи, модель поддержки(где оказывается психологическая поддержка, консультация неблагополучным семьям) и модель психолого-педагогического сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения - это формирование толерантности подростков.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в нескольких направлениях: работа с родителями, работа с педсоставом, работа с учащимися.
По направлению «работа с родителями» я провела следующие мероприятия: выступления на родительских собраниях:
• «О результатах мониторинга готовности к школе» (1класс)
• «Особенности перехода обучающихся в 5 класс» (4 класс)
• «Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними».
• «Учебная мотивация обучающихся 10 класса»
• «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков» (родительский лекторий)
• «Как подготовить себя и ребенка к экзаменам?», «Психологический комфорт в семье во время экзамена», «Ошибки подростков в выборе профессии» (9,11 классы)
• «Помощь семьи в профессиональном самоопределении подростков» (9 класс)
• «Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними», «Как помочь ребенку справиться со стрессом» (общешкольное родительское собрание)
• «Влияние социальных сетей на психологию ребенка» (общешкольное родительское собрание)
- Проводились индивидуальные беседы по проблеме толерантности подростков 5-7 классов.
По направлению «работа с преподавателями»: выступления на педсоветах, индивидуальная беседа с классными руководителями 5-8 классов.
По направлению «работа с учащимися» проводятся: классные часы, тренинг толерантности , сплоченности, волонтерские акции, диспуты и круглые столы.
• Классный час «Звездная страна» (3 класс)
• Классный час «Как Вася поссорился с Творческим Мышлением» (4 класс)
• Классный час «Пропало имя» (2 класс)
• Классный час «Ответственность за поступки. Чувство взрослости» (6 класс)
• Классный час «Манипуляция» (7 класс)
• Классный час «Чувство взрослости. Ответственное поведение» (8 класс)
• Классный час «Конфликты» (8 класс)
• Классный час «Выбор профессии-дело серьезное» (9 класс)
• Классный час «Кем быть? Каким быть?» (10 класс)
• Закрытый классный час для девушек «Поговорим о сокровенном» (8-11 классы)
• Круглый стол «Бесконфликтное общение» (9-11 классы)
• Групповые тренинги по развитию познавательных процессов и овладению обучающимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработке умений самостоятельно противостоять стрессу, психологическая сопровождение обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ (9,11 классы).
Подводя итог, можно сказать, что толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
На формирование толерантности оказывает влияние совокупность факторов, которые подразделяются на объективные и субъективные. Объективными факторами мы считаем влияние семьи, социального окружения, средств массовой коммуникации. К субъективным относим индивидуальные, а также возрастные особенности личности.
По результатам работы, можно утверждать, что наиболее эффективным средством развития толерантности подростков является создание программы психолого-педагогического сопровождения, в которую должна входить: работа с родителями, работа с педагогическим составом образовательного учреждения, работа с подростками.
Педагог-психолог Куважокова Ж.Т.