СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),

творческой попытаюсь отразить в таблице. Речь пойдет о двух основных моментах:

выявление и развитие.

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов «В мире физики»,

«Занимательная физика с элементами логики», «Занимательные игры с Кубиком

Рубика» и др . Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,

участие в научно-практических конференциях. Проведение мероприятий в школе с приглашением учащихся других школ. Включение в учебный процесс решения

задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала,

углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы,

формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов

решения различных задач повышенной сложности.

 

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),

творческой попытаюсь отразить в таблице. Речь пойдет о двух основных моментах:

выявление и развитие.

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов «В мире физики»,

«Занимательная физика с элементами логики», «Занимательные игры с Кубиком

Рубика» и др . Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,

участие в научно-практических конференциях. Проведение мероприятий в школе с приглашением учащихся других школ. Включение в учебный процесс решения

задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала,

углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы,

формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов

решения различных задач повышенной сложности.



Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности


Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности


Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

- диагностика познавательных интересов

Богданова Т.Т («Диагностика

познавательной сферы ребенка»);

- использую методику Н.Ц. Бадмаевой, для

диагностики учебной мотивации

школьников

- учета желаний родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

- Использую методику «Репка», которая

позволяет определить изменения,

происходящие в личности учащегося


Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применение индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных способностей детей и

созданием условий в активную

познавательную деятельность учащихся;

- включаются в образовательный процесс

выше перечисленные образовательные

технологии;

- проведение родительских собраний

«Одаренный ребенок»;

- формируются навыки

исследовательской, проектной

деятельности (участие в конкурсах,

олимпиадах, НПК различного уровня и

др)


Для определения к научной деятельности

применяю методики, созданные А.И

Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня

Дифференцированная домашняя работа.

Мною разработаны и проводятся

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«Физика»;

- выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося;

Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Дифференцированная домашняя работа.Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Экспериментальные задачи»,

«Занимательная физика с элементами

логики», «Юный исследователь» и др

Проведение интеллектуальных игр.


Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации

по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

Педагогическое наблюдение (используются

методики мозгового штурма, игровые

методики,КТД)


Участие в олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель

Используется познавательная деятельность в

группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы и т д)


Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх, математических

КВНах и других мероприятиях, где

используется деятельность в команде,

группе
















Диагностика воспитанности

Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет

определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.


Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Качества личности

Я оцениваю

себя


Меня

оценивает

учитель


Итоговые

оценки


1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее

задание

- я стремлюсь получать хорошие

отметки





2. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в

школе и дома





3. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу





4. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила

внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять

время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек








Оценка результатов:

5 – всегдаПо каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – частоВ результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным

определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся

Методика «РЕПКА»

Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 11 класса за три

последних года обучения.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.

Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак

«—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

с) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и

принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.











Обработка полученных данных. Полученные результаты систематизирую с помощью

следующей таблицы (фрагмент таблицы)



Фамилия, имя

учащегося


Физическая сила и

выносливость




Умственная

работоспособность


Сила воли

Выдержка,

терпение


Ученик 1

+

+

+

+

Ученик 2

-

-

+

-

Ученик 3

-

+

-

-



Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы

учащихся М.В.Матюхиной.Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

0 2 4 6 8

10

12

14

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.


Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.


Виды упражнений из факультативного курса «Занимательная физика с

элементами логики» для 7 класса»

Упражнения для тренировки памяти.

  1. Чай и кофе

Школьник, придя домой, удивил своих родителей следующим фокусом. Он тщательно печатными буквами написал на листе бумаги два слова: красным карандашом слово «кофе», а синим — слово «чай». Затем наполнил водой пробирку и предложил через воду посмотреть на каждое из этих слов. Первое слово осталось прежним, а второе перевернулось. В чём здесь дело?

  1. На морозе

На морозе стоят взрослый человек и ребёнок, оба одеты одинаково.

Кому из них холоднее?

  1. Теннисный мяч

Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернётся обратно. Можно ли бросить теннисный мяч, чтобы он вернулся обратно?

Упражнения для тренировки внимания.

1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15? 4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4

2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?33 18 56 66 74

3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать

следующее цисло.

o 5, 10, 15, 20, ...

o 11, 101, 1001, 10001, ...

o 3, 13, 23, 33, ...

o 9,18, 27, 36, 45 ...?

4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а

в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось

по целому яблоку. Может ли так быть?

Упражнения для проверки способности слушать.

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?

2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон". Так ли это ?

3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В

правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А

теперь определите, верно ли следующее утверждение:

o Вам надо было зайти в комнату 235.

o Вам предложили спуститься на третий этаж.

o Статья находилась в правом ящике, а не в левом.

o Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.

o Это была статья из детского журнала

Упражнения на развитие логического мышления.

  1. Скорость скольжения кирпичей

На гладкую доску положили 2 кирпича — один плашмя, а другой на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?

  1. Две лампочки

К сети 220 В последовательно подключили две лампочки: одна 50 Ватт, вторая 150 Ватт. Какая лампочка будет гореть ярче?

  1. Находчивый доктор

Снежная лавина накрыла, разметала лагерь альпинистов.
Выкарабкались, вытащили, что могли, собрались. Слава Богу, все живы. Один, правда, здорово повредился. Лихорадит. Доктор умудрился спасти аптечку! Вколол обезболивающий, достал новое чудо фармацевтики. В ампуле порошок и написано "Растворить в столовой ложке кипящей воды". И ни у кого ни спичек, ни зажигалки, ни лупы. Но доктор физику знает по жизни. Через минуту порошок начал растворяться в кипящей воде.
Как он это сделал?

  1. Измерить

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

  1. Камень и емкости

Представьте, что в тазу с водой плавает миска. Как поднять уровень воды в тазу на максимальный уровень - положить камень в воду или положить его в миску?

  1. Странные матросы

Баржа с грузом металлолома вошла в шлюз. По какой-то неизвестной причине матросы на барже начали сбрасывать металлолом в воду и занимались этим до тех пор, пока полностью не опустошили трюмы баржи.
Что произойдёт с уровнем воды в шлюзе?

  1. Если нет микрометра

Известно, что для измерения толщины тонких проволочек или пластин используются приборы для точных измерений: например, штангенциркуль или микрометр. К сожалению, у вас под рукой таких приборов не оказалось.
Как вам измерить как можно точнее толщину одно- и двухкопеечной монеты, листа бумаги или фантика от шоколадных конфет (можно использовать подручные измерительные предметы)?

  1. Дезориентация

Аквалангист под водой потерял ориентацию. Как он может определить, где верх, а где низ?

  1. Скорость света

Свет проходит расстояние от Солнца до Земли приблизительно за 8 минут.
Если бы свет распространялся мгновенно, увидели бы мы на Земле восход Солнца на 8 минут раньше?

  1. Лампочки на елке

Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше?


Упражнения для развития интеллекта.

«Давление жидкости и газов. Плавание тел».

В начале урока, можно разделить класс на несколько команд или в личном первенстве, дать цепочку из незаполненных формул:

F=… *g

… =…*V

… =…. *g*h

 

h=… /…*…




… =… *…*V

«Физика и история»

В этом задании нужно установить соответствие между фамилией учёного и информацией о нём.

1. Архимед

А) Он сказал: «И всё-таки она вертится!»

2. Джордано Бруно

Б) Он изобрёл источник постоянного тока (гальванический элемент)

3. Галилео Галилей

В) Он пошёл на костёр, не отказавшись от своих убеждений

4. Леонардо да Винчи

Г) Он сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

5. Алесандро Вольта

И художник, и механик

Таблица правильных ответов

1. Архимед

Г) Он сказал «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

2. Джордано Бруно

В) Он пошёл на костёр, не отказавшись от своих убеждений

3. Галилео Галилей

А) Он сказал: «И всё-таки она вертится!»

4. Леонардо да Винчи

И художник, и механик

5. Алесандро Вольта

Б) Он изобрёл источник постоянного тока (гальванический элемент)















«Шарада»

Возьми-ка лист бумаги белой
И напиши на ней ты смело:
Первый слог – грозы всей школы,
Это ведь тебе не ново?
И две других ты буквы знаешь,
Их говоришь, когда взять что-то предлагаешь.
Подумай дальше, не спеши – 
И ноту третью напиши.
Отдохнёт твоя рука,
Когда в конце поставишь «ка».


Выигрывает команда, которая быстрее разгадает шараду.

Ответ: динамика.

«Приплюсуем – вычтем»

Слово, которое нужно угадать ученикам – есть физическое понятие. По заданию, оно является либо частью какого-нибудь слова, либо его дополнением.

Алиса – А

Топка + И

Динар + А

Ряд + О

Алмаз + П

Метро + О

Лапа + М

Кузов – О

Лом – Л

Пара – А

Колба – А

Гол + У



Физическая загадки



Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Я снова плитку шоколадную

Вмиг поднимаю в высоту. (Подъёмный кран)



На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелки есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться. (Компас)



Всем поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда облака. (Барометр)



Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы)



То как арбузы велики,

То словно яблоки, мелки.

Они не могут говорить,

Но могут массу определить. (Гири)



Я под мышкой посижу,

И что делать расскажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Термометр)



Весь век идёт Ерёмушка,

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы)



Никто его не видывал,

А слышать – каждый слыхивал.

Без тела, а живёт оно,

Без языка – кричит. (Эхо)



Быстро, быстро я бегу.

Кому угодно помогу.

Но иногда я так «стреляю»,

Что пожары вызываю,

И даже насмерть убиваю. (Электрический ток)



Мелкой бабочкой являюсь

И единицей измерения,

Одну букву заменить

И буду химсоединением. (Моль – соль)



У планет она большая,

Минимальна у частиц.

Её на глаз не измеряют,

Ведь у неё не мало лиц. (Масса)



Никто и ничто меня не остановит

Можно только отсчитать,

Я бесконечности равняюсь

Со Вселенною под стать. (Время)



Бываю часто вертикальна,

Могу любой наклон принять,

Могу я лечь горизонтально,

Могу размер определять.

Могу в кольцо, спираль свернуться,

Могу я змейкой проползти,

Могу опять назад вернуться,

Могу огромный путь пройти. (Длина)



Я всей Вселенной управляю,

Тела в движенье привожу,

С любой работой я справляюсь

И хороводы я вожу. (Сила)

Бываю я и постоянной

А чаще – переменной,

А иногда мгновенной. (Скорость)



Вы его в руках держали,

Когда лабораторную выполняли.

Им силу тока изменяют,

Когда что-то в нём сдвигают. (Реостат)



В нашей комнате окно

Есть волшебное одно.

В нём летают чудо – птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идёт,

А зимою – сад цветёт.

В том окне чудес полно

Что же это за окно? (телевизор)



Над водою ушко, под водою брюшко.

                                                           (Айсберг)



Мимо рощи, мимо яра, мчит без дыма и без пара.

Лишь колёсный перестук слышен далеко вокруг.

                                                           (Электропоезд)



Гладит всё, чего касается, а дотронешься – кусается.

                                                             (Утюг)



Очень строгий контролёр со стены глядит в упор.

Смотрит, не моргает. Стоит только свет зажечь,

Иль включить на кухне печь – всё на ус мотает.

                                                           (Электросчетчик)

                              

Поутру - в сажень, в полдень – с ладонь, к вечеру – через поле хватает.

                                                          (Тень)

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

                                                         (Солнечный зайчик)

Языка нет, а правду скажет.

                                                          (Зеркало)

Своих глаз нет, а видит далеко.

                                                         (Бинокль)



«Физика в поэзии»

1. Отцепленный вагон (Ю. П. Кузнецов)

   Только поезд пройдёт вдоль разъезда,

   Нам покажется – мы не стоим,

   А безмолвно срываемся с места.

(Ю. П. Кузнецов)





Какой физический принцип иллюстрирует этот отрывок?

Ответ: принцип относительности движения.



2. Электра (Софокл)

   Довольно слов. В своём вращенье небо

   Нам много дней, Электра, ниспошлёт.

Что с точки зрения физики неверно в этом поэтическом фрагменте?

Ответ: Иллюзия вращения неба создаётся из-за суточного вращения Земли.



3. Дон Жуан (Дж.Г. Байрон)

   Так человека яблоко сгубило,

   Но яблоко его же и спасло, -

   Ведь Ньютона открытие разбило

   Неведенья мучительное зло.

О каком открытии И. Ньютона идёт речь в этих строках?

Ответ: закон Всемирного тяготения.



4. Борис Годунов (А.С. Пушкин)

   Один

   Все плачут,

   Заплачем, брат, и мы.

   Другой

   Я силюсь, брат.

   Да не могу.

   Первый

   Нет ли луку?

Зачем персонажам потребовался лук?

Ответ: в результате явления диффузии, едкие летучие вещества, содержащиеся в луке, вызывают слезотечение.



5. С треском лопнул кувшин (Мацуо Басё)

   С треском лопнул кувшин;

   Ночью вода в нём замёрзла,

   Я пробудился вдруг.

Почему вода при замерзании разорвала кувшин?

Ответ: при замерзании вода расширилась в объёме и разорвала кувшин.

  1. Успокоение (Ф.И. Тютчев)
    Гроза прошла – ещё курясь, лежал
    Высокий дуб, перунами сражённый,
    И сизый дым с ветвей его бежал
    По зелени, грозою освежённой.
    Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

Ответ: у дуба более мощная корневая система, чем у других деревьев, т.е. он лучше заземлён.



6. При повторении темы «Давление» можно предложить учащимся отрывок стихотворения:

Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же огромнейший лось,

Так просто бежит по болоту?

7. При изучении темы «Сила Архимеда» можно привести отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказский пленник»:

… Глядят на мутный ток реки,

Склонясь на копья боевые.

Ах! Как желал бы там он быть;

Но цепь мешала переплыть…»

Вопрос: «Почему с тяжелой цепью невозможно переплыть?»



8. При изучении темы «Криволинейное движение» можно привести отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…

Вопрос: «Как называется такое движение кота?»

«Вычислите скорость и частоту движения кота, если за 1 минуту он делает 2 оборота, длина золотой цепи равна 4м и цепь имеет форму окружности».



9. При изучении темы «Испарение» можно вспомнить «Божественную комедию» итальянского поэта Данте Алигьери, который жил на стыке средневековья и нового времени:

И как с конца палимое бревно

От тока ветра и его накала

В другом конце трещит и слез полно…»

Вопрос: «Почему горящее бревно трещит?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!