СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с неуспевающими студентами в системе спо и пути её реализации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средние специальные образовательные учреждения стали ведущими производителями кадров. От выпускника СПО требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помочь им в этом, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.Средние специальные образовательные учреждения стали ведущими производителями кадров. От выпускника СПО требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помочь им в этом, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающими студентами в системе спо и пути её реализации»

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ


РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ В СИСТЕМЕ СПО

И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ


Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Средние специальные образовательные учреждения стали ведущими производителями кадров. От выпускника СПО требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помочь им в этом, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Неуспеваемость – извечная головная боль всех педагогов.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин.

У каждого отстающего своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга обучающихся. Из всей совокупности причин, одна является решающей, и важно найти именно ее, иначе все старания преподавателей окажутся напрасными. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Внешние

Внутренние

  • Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы;

  • Несовершенство организации учебного процесса – неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов, пробелы в знаниях и т.д.);

  • Отрицательное влияние извне – улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность).

  • Отсутствие мотивации;

  • Слабое развитие волевой организации;

  • Дефекты здоровья студентов (Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки);

  • Низкое развитие интеллекта.

Проблему преодоления неуспеваемости следует рассматривать как педагогическую задачу. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у студентов, которые учитывали бы их реальные возможности.

При работе с неуспевающими студентами необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность работы, пробуждающие потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Работа с неуспевающими студентами

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ. Оказывать своевременную помощь неуспевающему студенту на определенном этапе урока.

Оказание своевременной помощи неуспевающему студенту

на определенном этапе урока


Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности студентов

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение студентам примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих студентов с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

Самостоятельная работа студентов на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

Организация самостоятельной работы вне урока

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


Также в работе с неуспевающими студентами важна

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (консультации).

4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Работа с неуспевающим студентом – это работа всего коллектива.

РАБОТА преподавателя-предметника

1.Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности студента.

2. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)

5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний, умений и навыков.

6. Преподаватель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя и непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2»)

7. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

Классному руководителю необходимо выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к родителям, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:

  1. пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине);

  2. недостаточная домашняя подготовка;

  3. низкие способности;

  4. нежелание учиться;

  5. недостаточная работа на занятии;

  6. необъективность выставления оценки на занятии;

  7. высокий уровень сложности материала;

  8. другие причины.

А сам

  1. Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания;

  2. Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии;

  3. Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией;

Работа родителей.

  1. Родители обязаны явиться в колледж по требованию классного руководителя или заведующего отделением;

  2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение техникума;

  3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам;

  4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, учителю-предметнику, социальному педагогу, администрации колледжа;

Работа социального педагога

  1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу со студентами с целью выявления социальных проблем студентов.

  2. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими студентов, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению учебно-воспитательной комиссии студент ставится на внутренней контроль на семестр, о чем родители информируются в обязательном порядке.

Работа администрации колледжа.

1. Администрация колледжа организует работу учебно-воспитательной комиссии.

2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими студентами.

3. Администрация колледжа составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.

Проблема неуспеваемости среди студентов была и будет актуальна в современном обществе. Студенты, не сдавшие сессию в отведенное для этого время, как правило, отчисляются за неуспеваемость, попадая лишь в статистическую отчетность. Для того чтобы сохранить контингент студентов и необходима совместная и плодотворная работа с неуспевающими студентами, чтобы они не стали следующими в статистической очереди и не были отчислены. Если работа будет выполняться на сто процентов, то можно будет в несколько раз уменьшить число неуспевающих студентов и сохранить контингент студентов, поступивших в колледж.


ПРОЕКТ РЕШЕНИЙ:

  1. Постоянный тотальный контроль всех звеньев коллектива, начиная с преподавателей-предметников 1 курса;

  2. Создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи на занятиях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!