СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми по программе "Наши надежды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным международной организации ЮНЕСКО пятая часть детей в школьном возрасте, т.е. 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

Чтобы выявить заложенные в ребенке задатки одаренности, развивать его способности,  необходимо создать условия для самореализации каждого из учащихся.

В этой работе нам помогает программа, по которой на протяжении уже нескольких лет работает наша начальная школа.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми по программе "Наши надежды"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза А. Б. Михайлова

г. Вязьмы Смоленской области




Работа

с одарёнными детьми

по программе

«Наши надежды»

в начальной школе














«Способность творчества есть великий дар природы;

акт творчества в душе творящей есть великое таинство;

минута творчества есть минута великого священнодействия»

Белинский В. Г.


Введение

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Исследования учёных убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас не подозревают. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Ю. К. Бабанский , И. Я. Лернер.

Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие детей с задатками одарённости (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В современной, психолого-педагогической науке, известны разные виды одаренности: академическая (способность учиться); интеллектуальная (умение анализировать, мыслить); творческая (нешаблонное оригинальное мышление); художественная (проявляющаяся в занятиях искусством); психомоторная (проявляющаяся, например, в спорте). Одаренность может быть явной (проявленной), когда нет сомнений в высоком уровне способностей в определенной области. Такие случаи достаточно редкие (от 1 до 3% в общей выборке одаренных детей). Одаренность может носить возрастной характер, то есть спустя определенное время исчезать. Наконец, одаренность может быть скрытой (потенциальной), по каким-либо причинам не проявившейся в деятельности ребенка, но которая может быть выявлена как перспективная (таких детей примерно 20-25% от общего числа учащихся). Именно поэтому выявление одаренности и отбор детей с признаками одаренности является сложной процедурой, требующей наблюдения родителей и учителей, углубленной диагностики уровня развития способностей. В.И. Панов отмечает, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной двух методик и должна включать групповую диагностику, индивидуальную диагностику и собеседование, пробный урок (игра, тренинг). Все эти методы должны обеспечивать вхождение ученика в образовательный процесс, а также помочь выявить детей со скрытой формой одаренности через создание обогащённой развивающей среды, содержащей различные возможности для проявления учащихся.

Основы профессионально-педагогической деятельности учителя на данном этапе ориентированы на образование личностного роста, самоопределения в работе с одарёнными детьми.

Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения.

Важно определить основные задачи и направления работы с мотивированными детьми на уроках и в системе дополнительного образования. Однако прежде чем говорить о работе, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Способности

Общие

Специальные

умственные

художественные

интеллектуальные

спортивные


математические


артистические


технические

Рассмотрим стратегию работы с детьми, которые имеют задатки одарённости.

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

Типы одарённых детей (Н.С.Лейтис)

Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта

Учащиеся с потенциальными признаками одарённости

Учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности


Творческий потенциал ребенка начальной школы может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы внеурочной деятельности в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских или кружков.

В нашей школе сложилась традиция открытия творческих мастерских:

  • «Мастерская художественного слова»;

  • «Театральная мастерская»;

  • «Мастерская интеллектуалов и «любознаек»;

  • «Музыкальная мастерская» ;

  • «В мире прекрасного»;

  • «Мастерская здорового образа жизни».

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.


В начальной школе рассматриваем только первый этап стратегии работы.

Актуальность и обоснование опыта

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

Как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин, создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.

Владимир Путин подписал перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. Пр. 2821, п.1,20: «Правительству Российской Федерации обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих критерии и порядок выявления одарённых детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития».

Федеральные государственные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на его творческую переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Сегодня речь идет о создании системы выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, формирование единого научно-методического и информационного пространства. Рассуждая о системе работы с мотивированными детьми в начальной школе, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка и не забывать, что это начальная школа. А возрастные предпосылки способностей у младших школьников таковы:

-повышенная восприимчивость;

-доверчивая готовность усваивать новые знания;

-вера в истинность того, чему учат.

Проблема работы с такими учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

К школе предъявляются сегодня высокие требования. Все родители хотят привести своих детей в хорошую школу. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

В результате проведенного соцопроса в нашей школе мы получили следующие ответы на данный вопрос:

  • это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;

  • в школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;

  • в школе должны быть свои традиции;

  • школа должна давать современное образование;

  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Исходя из анализа соцопроса, школьное методическое объединение учителей начальных классов наметило себе траекторию работы с творческими детьми. Одна из первых программ, которую реализовали в школе, была «Программа по развитию коммуникативных навыков учащихся начальных классов».

В дальнейшей работе по изучаемому вопросу мы заметили некоторые недостатки. А именно:

- основным критерием выявления одаренности часто служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, в то время как идентификация одаренности ребенка должна являться результатом психолого-педагогического мониторинга, носящего комплексный и системный характер.

- не в полном объеме для развития одаренности у детей используется компонент образовательного учреждения, а также имеющиеся материально технические ресурсы. Недостаточно развита система интеллектуальных соревнований для младших школьников. Подготовка одаренных детей к участию в интеллектуальных соревнованиях осуществляется периодично.

- требует пересмотра психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Основной акцент делается на развитие способностей, тогда как развитию личности, помощи в социально-психологической адаптации, становлению мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни уделяется гораздо меньше внимания. Особое внимание следует уделять воспитанию морально-нравственных качеств у одаренных детей, мотивации к служению общественному благу;

- особое внимание следует обратить на работу с родителями, так как семейная среда является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие личности и одаренности ребенка;

- в практической работе с одаренными детьми, как правило, основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные возможности, лежащие в основе одаренности, имеются у каждого ребенка, очень большая часть детей, с непроявленными или скрытыми способностями, оказывается вне внимания и поэтому не получает необходимой помощи и поддержки.

Выявив и разобрав вышеизложенные проблемы, учителя начальной школы решили обратить особое внимание на некоторые из них. Для этого создали несколько инициативных групп, которые вплотную работали по конкретной проблеме.

Одна из ИГ разработала план общешкольного долгосрочного проекта «Наши Надежды», который реализовывался в начальной школе с 2013/2014 по 2016/2017 учебные года.

Новизна:

1.Впервые педагогический коллектив взялся за работу над темой: «Выявление и развитие у учащихся начальных классов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности».

2. Для этой работы взяли новую модель методической службы. Организовали работу творческих групп (ТГ), инициативных групп (ИГ), школу педагогического опыта (ШПО).

3.В школе реализовывался долгосрочный проект «Наши Надежды».

4.Сформировалось временное творческое объединение (ВТО) «Талантоха». «Талантоха» объединила в своей работе всех участников образовательного процесса по разным вопросам и направлениям. ВТО работало по субботам, поэтому часто его посещали родители учащихся, а также их друзья и другие родственники.


Комплексность и системность в работе методической службы

Методологическая основа выявления детей с задатками одарённости.

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  • дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

  • дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности

  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Выявляем наиболее подготовленных, и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;

  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Руководствоваться при этом необходимо такими принципам как, например «Принцип 5 –ти «Т» - ТАЛАНТ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Рассмотрим характерные черты детей с задатками одарённости:

1)любопытство, любознательность, познавательность;

2)сверхчувствительность;

3)склонность к задачам дивергентного типа;

4)высокая концентрация;

5)отличная память;

6)большой словарный запас;

7)специфические интересы и склонности;

8)способность к самооценке;

9)способность к прогнозированию;

10)продуктивность мышления;

11)гибкость мышления;

12)оригинальность мышления.

Изучив все черты, можно сделать вывод, что к группе детей с задатками одарённости могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности;

  • имеют доминирующую, активную, познавательную потребность;

  • испытывают радость от умственного и творческого труда;

  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

Система работы с такими детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды способных учеников.

В нашей школе используются разные методики выявления способных детей.

Методы исследования одарённости

  1. Психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению (Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.)

  2. Входная предметная диагностика О.В. Смирнова

  3. Педагогическая диагностика доминирующих способностей

  4. Методика А.И.Савенкова – карта одаренности.

В школьном образовании важно исходить из идеи потенциальной одаренности каждого ребенка, поскольку именно в процессе обучения способности начинают проявляться в полной мере, развиваться и совершенствоваться, и задачей педагога становится раскрытие этих способностей.

Перечислим принципы выявления одаренных детей, предложенные отечественным исследователем проблемы детской одаренности А.И. Савенковым:

- комплексный характер оценивания различных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностями и интересами (включение ребенка в специальное организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

Для обеспечения подхода при выявлении одаренных детей целесообразно задействовать широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;

  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями;

  • проведение «пробных» уроков, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей).

Однако, как показывает практика, возможность не выявления одаренности с помощью представленных выше средств также вероятна. Требуется длительное наблюдение, которое снизит риск ошибочных суждений. Учителю в общеобразовательной школе сложно оценить всю широту данного вопроса. Достаточно выявить мотивированных, творческих, талантливых ребят и оказывать им психологическую помощь и поддержку.


Практическая работа по выявлению детей с задатками одарённости

Рассмотрим более подробно работу по применяемым методикам.

  1. Диагностика первоклассников

Психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И..

Входная предметная диагностика О.В. Смирнова.

  1. Педагогическая диагностика доминирующих способностей.

Данную диагностику учителя начальных классов использовали на начальном этапе работы по рассматриваемому вопросу.


Ф.И. учащегося

Интеллектуальные

Художественные

Способности к научной работе

Литературные

Технические

Спортивные



Собран полный банк данных педагогической диагностики по всем классам.


3) Методика «Карта одаренности» (А.И Савенкова)
Методика адресована родителям, ее также могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций: 
1) первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований;
2) второй – развивающей. Утверждения, по которым приходиться оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. 
Эту методику учителя начальных классов осваивают вместе с родителями учеников на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Но она не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности. 
Предлагаем рассмотреть примерную карту одного ученика по данной методике.

Карта одаренности ребенка (пример)

Ф.И. ученика_________Иванов Иван_______________________________________________

Класс_______________________3В

1 ++

2-

3 ++

4 0

5 0

6 -

7 0

8 ++

9 ++

10 +

11+

12+

13+

14 -

15 0

16 0

17 0

18 0

19++

20+

21+

22++

23+

24++

25+

26+

27 0

28++

29++

30++

31++

32 0

33++

34 -

35 -

36 0

37 0

38 0

39+

40+

41++

42+

43+

44 0

45+

46 0

47 -

48+

49+

50++

51+

52++

53+

54+

55 -

56 0

57 0

58 0

59+

60++

61++

62+

63++

64 0

65 +

66 0

67 -

68+

69++

70+

71++

72+

73 -

74+

75 -

76 -

77 0

78 +

79+

80+

Количество баллов

13

8

10

4

3

1

0

7

12

11

интеллектуальная

творческая

академическая

художественно-изобразительная

музыкальная

литературная

артистическая

техническая

лидерская

спортивная

Вывод: У ребенка преобладают интеллектуальные способности, рекомендуется родителям и педагогам активно вовлекать ученика в конкурсы, игры, олимпиады интеллектуального направления. Обратить внимание на развитие способностей творческого, академического и спортивного характера.

У классных руководителей собраны карты одарённости ребёнка по совместному согласию их родителей, законных представителей.


Методологическая основа работы над развитием способностей учащихся

Необходимо выделить условия успешной работы с творческими учащимися.

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

Основные направления системы работы

С учетом поставленных задач определены следующие стратегические направления развития школьной системы работы с талантливыми детьми в нашей школе.

Направление 1: управление развитием системы работы в школе.

Данное направление включает:

  • совершенствование нормативно-правовой базы развития системы работы с талантливыми детьми;

  • развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений;

  • разработку проектов, планов развития системы работы в образовательном учреждении;

  • внедрение постоянного мониторинга.

Направление 2: совершенствование многовариантной системы развития способностей детей.

Данное направление предполагает:

  • расширение направлений работы с родителями, функционирование на базе образовательных учреждений консультативных пунктов для родителей (законных представителей), направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребенка и развития способностей с раннего возраста;

  • продолжение работы по обновлению современной школьной инфраструктуры с целью ее соответствия современным требованиям;

  • внедрение в деятельность инновационных образовательных технологий;

  • разработку и реализацию индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка;

  • организацию проведения и расширение системы олимпиад, конкурсов, соревнований для школьников, в том числе дистанционных;

  • организацию для творческих детей фестивалей, конференций, семинаров и других мероприятий;

  • поиск и выявление творческих детей через участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Направление 3: обеспечение научно-методического сопровождения развития системы работы с творческими детьми:

  • аккумулирование, систематизацию, изучение и отбор научно-методического материала, методик работы, диагностического инструментария по проблемам детской одаренности;

  • изучение, обобщение и распространение инновационного опыта работы;

  • создание методических рекомендаций;

  • организацию и проведение конкурсов инновационных разработок.

Направление 4: совершенствование информационного сопровождения развития системы работы с творческими детьми:

  • активное использование новых информационных технологий, дистанционного обучения;

  • создание и обеспечение работы сайтов;

  • создание объединенного школьного банка данных;

  • аккумулирование, изучение, отбор информации о проведении на территории Смоленской области и в других регионах конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований, конференций, семинаров и других мероприятий для мотивированных детей и педагогов.

Направление 5: повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам детской одаренности:

  • организация системы стажировок педагогических работников в специализированных центрах по работе с одаренными детьми, в образовательных организациях, реализующих инновационные проекты и программы, а также у лучших педагогов, работающих с одаренными детьми на территории Смоленской области;

  • проведение для педагогических работников научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», рабочих встреч, мастер-классов по проблемам работы с мотивированными детьми.

Направление 6: осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности.

Данное направление включает:

  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение педагогом психологом каждого ребенка с признаками одаренности на всех возрастных этапах;

  • разработку моделей и методик применения в начальной школе комплексных индивидуальных психолого-педагогических мониторингов с целью выявления детей с признаками одаренности.

Очень важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у детей.

Творческие способности

  • Способность рисовать.

  • Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)

  • Гибкость в мышлении и действиях.

  • Быстрота мышления.

  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

  • Богатое воображение.

  • Высокие эстетические ценности.

Познавательные способности и навыки

  • Владение большим объемом информации.

  • Богатый словарный запас.

  • Перенос усвоенного материала на новый материал.

  • Установление причинно - следственных связей.

  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

  • Умение делать выводы.

  • Умение интегрировать и синтезировать информацию.

  • Участие в решении сложных проблем.

  • Умение замечать тонкие различия.

  • Чувствительность к противоречиям.

  • Использование альтернативных путей поиска информации.

  • Анализ ситуаций.

  • Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

  • Умение предвидеть последствия.

  • Умение рассуждать.

  • Построение гипотез.

  • Применение идей на практике.

  • Способность к преобразованиям.

  • Критичность в мышлении.

  • Высокая любознательность

Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я - концепция.

  • Уважение к другим.

  • Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения).

  • Склонность к самоанализу.

  • Терпимое отношение к критике.

  • Готовность делиться вещами и идеями.

  • Настойчивость в выполнении задания.

  • Независимость в мышлении и поведении.

  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

  • Соревновательность.

  • Чуткость к анализу нравственных проблем.

Практическая основа работы над развитием способностей учащихся

Самая распространённая и на наш взгляд главенствующая в начальной школе – это система работы с детьми по подготовке к конкурсам.

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

В школе для реализации творческих начал ребёнка существует много возможностей. В частности проведение всевозможных конкурсов.

Виды конкурсов, которые проводятся для школьников младших классов:

литературные, математические, художественно-эстетические, естествознание, история, биология, музыкальные, краеведческие, спортивные, отдельной графой можно выделить проведение предметных олимпиад и проектную работу.

Невозможно перечислить все конкурсы, в которых участвовали наши ученики на протяжении трёх лет. Собран банк данных с 2013 года участия и результативности учащихся начальных классов.

Огромное значение в подготовке к различным конкурсам играет творческое школьное объединение «Талантоха». Благодаря работе этого объединения, мы имеем высокие результаты итогов по разным направлениям и по разным уровням. Более подробно описано ниже.

Следует отметить, что исходя из анализов диагностик, школьные конкурсы направлены на развитие конкретных творческих способностей школьников. В школе сложились традиционные конкурсы и игры, развивающие доминирующие способности каждого ребёнка:


Интеллектуальные

Художественные

Способности к научной работе

Литературные

Технические

Спортивные

«Своя игра»

Конкурс рисунков.

Проектная деятельность.

Конкурс стихов.

Осенины.

День здоровья.

«Битва эрудитов»

Мастер класс по росписи.

Исследовательская деятельность.

Конкурс театрализованной песни.

Конкурс поделок.

Конкурс на лучшую физкультминутку.

«Самый умный»

«А вы так можете?»

Презентация проектов.

Конкурс инсценированной сказки.

Зимняя сказка.

Эстафеты.

Предметные недели.

Фестиваль талантов.

Творческие разработки.

Моё сочинение на тему….

Своими руками.

Саночный марафон.

День науки.

Кукольный театр.

Доклады.

Я умею сочинять….

Конкурс кормушек для птиц.

Поиграем?!!

День открытых дверей.

Новогодний утренник.




Конкурс на лучшую стенгазету «Спортсмены нашего класса»

Конкурс шахматистов.







Продолжаем работу по развитию творческих способностей учеников начальных классов во внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности происходит по итогам педагогического мониторинга.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма

Задачи

Факультатив

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

День науки

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.


Организация долгосрочного проекта «Наши Надежды» и реализация через составленный план действий по данному проекту.


В основе работы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.


«Наши Надежды»

Этап

Мероприятия по реализации проекта

1.2013/2014 учебный год

Подготовка условий для формирования системы работы с мотивированными детьми.



-Изучение нормативно-правовой базы.

-Анализ материально-технических условий по работе с мотивированными учениками.

-Изучение педагогической литературы по вопросу «Одарённый ребёнок»

-Методическое объединение учителей начальных классов совместно со школьным педагогом – психологом по выбору инструментария для диагностики детей с задатками одарённости, мотивированных и творческих.

-Совещание при заместителе директора по итогам сбора информации и составления банка данных по школе о детях с задатками одарённости.

-Общешкольное родительское собрание: «В семье растёт творческий ребёнок».

-Участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектах разного уровня. (Учащиеся и педагогические работники)

-Проведение итоговой общешкольной конференции в конце года «Наши Надежды». (Приложение № 10).

-Конкурс «Лучший классный руководитель»

2.2014/2015 учебный год

Апробация системы работы.


-Использование данных анкетирования учащихся и итогов диагностик прошлого учебного года при формировании кружков внеурочной деятельности.

-Сбор общешкольного родительского комитета по вопросу открытия творческого объединения «Талантоха».

-Составление плана работы на год ВТО «Талантоха».

-Проведение выставки: «Портфолио» мотивированных детей.

-Подготовка презентаций классными руководителями о детях с задатками одарённости своего класса.

-Участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектах разного уровня. (Учащиеся и педагогические работники)

-Проведение второй итоговой общешкольной конференции в конце года «Наши Надежды».

-Конкурс «Лучший классный руководитель».

3.2015/2016 учебный год

Переход в режим функционирования и пролонгация опыта работы


- Выработка рекомендаций учителям, работающим с успешными учащимися.

- Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней).

- Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

- Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

- Разработка методических рекомендаций.

- Пополнение материально-технической базы (мультимедийные средства обучения).



Преобразование в сфере организации методической работы


Введение

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая служба.

Основной миссией методической службы является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала.

В соответствии с данной миссией, с одной стороны, и новым содержанием образования, новыми образовательными технологиями, развитием педагогического творчества, с другой, вызвана необходимость приведения службы в соответствие с требованиями времени.

Многообразие функций и задач методической работы, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности образовательного учреждения требуют от методической службы повышения эффективности традиционных и применения новых форм методической работы. Педагоги эффективно используют в своей деятельности разнообразные формы научно-методической работы: научно-практические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, педагогические мастерские, конкурсы, выставки, а в последнее время активно используются такие формы, как форумы, фестивали, методические чтения и др.

Модель формирования методического пространства
образовательного учреждения.

С 2014 года произошли преобразования в сфере организации методической работы. В начальной школе методическая служба выбрала модель на основе инициативных групп, так как новые стандарты требуют новые подходы. Основная задача, стоящая перед образовательным учреждением в результате выстраивания определенной модели методической службы, — повышение качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности управления процессом образования.

Инициативные группы добровольно возглавляются учителями из Совета творческих учителей. В основе их работы лежат одинаковые программы. В конце года — обязательный анализ деятельности групп.

Творческие группы учителей

Данная форма методической работы возникла как результат творческих поисков учителями новых эффективных форм обучения. В этой форме творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. Для таких групп характерно неформальное общение, минимум заседаний, главное внимание они уделяют поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой знакомят весь коллектив на общешкольных форумах.



Условные обозначения к схеме:

ТГ – творческая группа, ИГ – инициативная группа, ВТО- временное творческое объединение.

Методическая служба на основе инициативных групп

Совет творческих учителей



ИГ № 1

«Методическая основа работы с одарёнными детьми»





ИГ № 2

«Способы выявления мотивированных учащихся»





Психологический семинар

( в рамках семинара учителей начальных классов)









ВТО


«Талантоха»





ТГ № 1

«Формы и методы работы с талантливыми детьми»





ТГ № 2

«Банк диагностических методик», «База данных мотивированных учащихся»











Смотр-конкурс методических служб общеобразовательных учреждений муниципального образования

«Вяземский район» Смоленской области











4.3.Основные направления деятельности методической службы

К основным направлениям деятельности методической службы нашей школы относятся:

1. Аналитическая деятельность:

2. Информационная деятельность

3. Организационно-методическая деятельность:

4. Консультационная деятельность:


Показатели результативности работы методической структуры

Профессиональное самоопределение педагогов

Это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или профессиональной деятельности на основе самооценки ждет коллектив, общество. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе своего уровня профессионализации.

Что же такое профессионализм?

Профессионализм - степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков. Призванием становится интерес, помноженный на труд.

Рост мотивации и мастерства

Рост мотивации и мастерства во многом зависит от выбора учителем педагогических технологий. По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология является частью педагогической системы. И если дидактическая система отвечает на вопросы «чему учить» и «зачем учить», а методическая – «как учить», то технология обучения отвечает на вопрос «как учить результативно с гарантированным достижением целей». Учителя начальных классов используют в своей работе следующие типы технологий: личностно ориентированные технологии, педагогическая, психологическая, гуманно-личностная, технология сотрудничества, технология свободного воспитания и др.

За последние годы педагоги начальной школы активно участвуют в онлайн-конкурсах, олимпиадах, вебинарах, размещают свои работы на педагогических сайтах, имеют свои персональные сайты.










Влияние методической работы на качество образовательных услуг.

Вся методическая работа объединения учителей начальных классов по теме «Выявление и развитие у учащихся начальных классов способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности» привела к повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

Кроме конкурсов и игр учащиеся активно принимают участие в олимпиадах разного уровня. Два года подряд ученики нашей школы принимали очное участие в международной олимпиаде «Олимп» г.Москва.

Олимпиады

Анализируя результаты проведенной работы инициативных и творческих групп учителей начальных классов, можно сделать вывод: данная работа выявляет положительную динамику по всем ключевым направлениям деятельности учащихся и определяет дальнейшую линию развития в работе методического объединения учителей начальных классов.


Представленные предложения, раскрывающие компоненты опыта


Рекомендации и предложения учителям, которые планируют работать по данному вопросу:

  • Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыки, содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество и дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

  • Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

  • Необходима  организация работы с педагогами по решению этого вопроса.

  1. Создание банка данных по учителям, работающим с одаренными детьми.

  2. Исследование психолого-педагогической компетентности  у учителей в области работы с одаренными детьми.

  3. Повышение квалификации преподавателей через организацию семинаров, конференций, на курсах повышения квалификации.

  4. Проведение практических занятий, тренингов, учеб с привлечением научных сотрудников.   Обеспечение специалистов, работающих с одаренными детьми литературой (методической), информировать о новинках литературы.

  5. Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.

  • Предлагаемый материал могут использовать педагоги в своей работе.



Литература

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)

  2. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.

  3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 232c.

  4. Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.

  5. Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.

  6. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

  7. Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. / Пер.с англ. – М.: Наука. 1976г.

  8. Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

  9. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.

  10. Левитес Д.Г. Практика обучения : современные образовательные технологии. Воронеж, 1998.

  11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

  12. Переверзев Л. Б. Проектный подход к образовательным проблемам. Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». – М., 2001

  13. Практическая психология в тестах / сост. Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

  14. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя /
    К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008











22



Скачать

© 2017 434 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!