СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках русского языка во 2 классе.

Категория: Русский язык
Тема: Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка во 2 классе.»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №5 »

г.Котельниково











Работа с текстом

на уроках русского языка

2 класс

















подготовила

учитель начальных классов

Михайлюк Елена Николаевна







2016 г.

Особое внимание на уроках русского языка во 2 классе следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений.

Представляю вам варианты работы с текстом.

1 вариант «Определение границ предложений»

Задания:

Перед тобой текст, в котором «спрятались» шесть предложений. Если ты их найдёшь, то получится интересное стихотворение. Напиши их. Подчеркни главные члены во 2-4 предложениях.


1.Пёс один на свете жил он с мальчишкою дружил выходил малыш с утра начиналась тут игра вместе весело играли иногда котов гоняли.

2.Много зверюшек живёт в уголке рыжая белка сидит на сучке рыбки в воде затевают игру кролик грызёт на поляне кору здесь черепаха и ёжик живут каждому дети гостинцы несут.



2 вариант «Деформированный текст»


Задания:

1.Прочитай предложения.

2.Подумай, какое предложение надо написать первым.

3.Установи последовательность событий.

4. Придумай название для текста. Запиши предложения по порядку.

5.Проверь, правильно ли ты списал.

Вот выглянул месяц.

Стало темно.

Сестры Света и Галя спят.

На небе появились первые звезды.



3 вариант «Редактирование текста»

Задание

Исправьте предложения, если в них есть ошибки.


Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.




4 вариант «Восстановление текста с пропущенными словами»


Задания:

Вставь в текст слова для справок.

Прочитай каждую часть текста и ответь на вопросы.

  1. Ночью выпал ___ снег. Он ___ и ____. Снег украсил двор. На ___ берёзке и дубках _____ хлопья. Надеваю ___ шубу, ___ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца ______ сугроб. Беру ____  лопатку и чищу дорожку. Под снежком ___ лёд.

Слова для справок:  первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый,

меховой, маленький, деревянный, гладкий.


- Какие изменения произошли за ночь?_______________________

  1. С приходом ____зимы в лесу всё изменилось. Заснул в _____ норе барсук. Под  ____

кочкой уснула до весны гадюка. ___куропатка сменила _____одежду на _____.

 _____ шубку надел горностай. Только ____ кончик хвоста выдаёт _____зверька.

Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый,

зимний, белый, чёрный, проворный.


-Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением

зимы?_______________________


3). Снег укрыл всё ____ покрывалом. Стоит ______ мороз. В _______ пору птицам

приходится трудно. Ребята сделали ______ кормушку для _______друзей и повесили

её на _______ берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ________ синицы. Вот

прилетела _______ стайка воробьёв. За ними ______ снегири.  

Слова для справок:  белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый,

ловкий, шумный, важный.


-Какую помощь оказали ребята пернатым друзьям?_____________

-Какие птицы посетили птичью столовую? ____________________



5 вариант «Незаконченный текст»

Выплыло на небо ласковое солнышко. Стало оно рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся он, выпорхнул из гнёздышка и запел песенку. Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами косой и весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали червячков искать. Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: светит ему прямо в глаза. А он _______________________________________.



Задания:

  1. Озаглавь текст.

  2. Допиши последнее предложение.

  3. Пользуясь текстом, соедини стрелками слова из первого и второго столбиков:


Первый луч лентяй

Второй луч жаворонок

Третий луч пчела

Четвёртый луч петух

Пятый луч зайчик

4.Раздели текст на части. Сколько частей получилось?

5. Выпиши слова, употребляемые в переносном смысле_________

6.Выпиши из текста синоним к слову лодырь__________

7.Спиши текст. Каждую часть пиши с красной строки!


6 вариант - работа с орфограммами

Ёжик проснулся.

Пришла в_сна. Солнце согрело землю. В л_су в ложбинке поб_жал ручей. Вот на пути он заметил под к_рнями старой б_рёзы норку. Ёжик ещё с ос_ни разыскал это укромное м_стечко. Х_лодный ручеёк забрался в постельку ёжика и разбудил его. Зв_рёк выбрался из своего убежища. Свежий в_терок разн_сил по лесу в_сенние зап_хи. Ёжик лёг на спинку и подставил солнышку св_ё брюшко.

(По Г.Скребицкому)

Задания:

  1. Вставь пропущенные безударные гласные.

  2. Подчеркни в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

  3. Выпиши слова, по-разному называющие жилище ёжика:_______

  1. Закончи предложение. Холодный ручеёк _____

  2. Выпиши слово с Ь: ____

Какой это знак: разделительный или смягчающий? (подчеркни)

6.Выпиши слово с удвоенным согласным, раздели черточкой для

переноса:_______

7.Подчеркни главные члены в первых трёх предложениях.

8.Найди в тексте пары родственных слов:

солнце - _____, ёж - ______. весна - ______.

9.О наступлении какого времени года говорится в тексте?

Запиши название противоположного времени года: _______


7 вариант «Интеллектуально-лингвистические упражнения»


Задания:

  1. Рассмотри картинку. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова.

  2. Выбери только те предложения, которые описывают картину  И. С. Остороухова «Золотая осень». Запиши предложения так, чтобы получился рассказ.


 Известный русский художник Остроухов очень любил ос…нь. В Сибири растет кедр. Это ценное хвойное дерево. Ярко-жё..лтые листья украшают д.р..вья. Вся з..мля вокруг покрыта разноцветным к..вром. Сколько шишек созревает к ос…ни на кедре! На л.сной тр..пинке бегают белобокие с…роки. Вдали растёт дер..во, похожее на паука. Прекрасная к…ртина большого мастера радует нас.



8 вариант «Комплексная работа с текстом»



Узоры на окнах.

Утром на окне появилась необычная картина. Там длинная пушистая ветка. Здесь странный цветок. Тут перья сказочной птицы. Откуда на стекле взялись снежные узоры?

Эти узоры рисует мороз. В воздухе всегда есть водяной пар. Тёплые пары садятся на холодные стёкла. Они становятся кристаллами льда. Их очень много. Постепенно на окне вырастает ледяной сад.


Задания.

  1. Определи вид текста: повествование, описание или рассуждение? 

(подчеркни верный ответ)

  1. 2. В какой части текста дается объяснение явления: в первой или во второй? второй? (подчеркни) верный ответ) 3. Подчеркни вопросительное предложение.

4.Выпиши предложение, в котором сообщается, кто нарисовал снежные узоры на стекле. ____________________________

5.В этом предложении подчеркни главные члены.

6.Соедини проверяемые и проверочные слова.

мороз цвет

ветка морозы

цветок стёкла

стекло веточка

окно сады

сад холод

пары пар

холодные окна

ледяной лёд

7.В словах первого столбика подчеркни проверяемую букву.

8.Выпиши слова с удвоенными согласными:____________

9.Выпиши слово с разделительным Ь: __________

10.Спиши текст, обозначь орфограммы.



9 вариант «Творческая работа с тестом. Сочиниение. »


Сочинения - миниатюры

Описать можно любой знакомый предмет или животное. План описания дает учитель задача ученика – правильно ответить, полно раскрыть. Перед письмом сочинения учитель проводит небольшую беседу о предмете, затем переходит к тщательному рассмотрению предмета. Следующий этап: дается готовый план. Затем в целом готовом виде прослушивается рассказ 1-2 учеников. Затем проводится орфографическая подготовка, выбор точных слов, выражений.

«Сочинения по опорным словам»

Каждому ученику дается индивидуальный пакет. В пакете картинки с опорными словами, которые нужно применить в сочинении.

Сочинения на основе экскурсий

Сочинения по наблюдениям

Ситуативные упражнения

« Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст. 


10 вариант «Творческая работа с тестом. Изложение. »



Изложение по вопросам.

План в форме вопросительных предложений — самый простой. 

Изложение с использованием картинного плана.

Составление картинного плана, как известно, тоже не представляет особой сложности.Поэтому работа над таким планом может послужить первым этапом в обучении составлению плана. Прослушав текст целиком, а затем по частям, учащиеся говорят, какие картинки можно нарисовать к каждой части. Вопросы к каждой картинке и представляют собой план.


Изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа.

Учитель читает текст по частям. После разбора содержания каждой прочитанной части учитель предлагает подумать о том, что является главным в этой части, какова ее главная мысль.К каждой части учащиеся подбирают заголовки, которые коллективно анализируют, и наиболее удачные записывают на доске. Эти заголовки в совокупности своей и образуют план прочитанного текста.


Изложение по вопросам с более свободной передачей текста.

Письменные ответы на вопросы охватывают не все содержание разобранного текста. Для этих упражнений даются тексты большего объема, чем для полных изложений. Вопросы составлены таким образом, что общее число слов в ответах по тексту не будет превышать возможностей детей. Эти упражнения повышают сознательность учеников при проведении анализа полного текста. Выбор из рассказов материала дисциплинирует мышление учеников.


Творческие упражнения

1.Воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке, по опорным

словам;

2.Определение учащимися, какой части не хватает в тексте.

3.Использование графических моделей и символов.

4.“Обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!