СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабство в Древнем Риме (урок по технологии проблемно - диалогического обучения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока  - раскрыть источники рабства в Древнем Риме, показать, где и как использовался труд рабов в Риме, сформировать представление об ужасающем бесправии римских рабов.

Задачи:

Образовательные:

  • создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме; Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к историческим событиям;
  • формировать умения описывать и адекватно оценивать исторические события;
  • развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала.

Воспитательные:

  • создать условия для выявления, сохранения и закрепления интереса к истории;
  • подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы;
  • воспитывать честность и порядочность;
  • способствовать воспитанию чувства сопереживания.

Просмотр содержимого документа
«Рабство в Древнем Риме (урок по технологии проблемно - диалогического обучения»

Тема: Рабство в Древнем Риме

(урок по технологии проблемно - диалогического обучения)


Цель урока - раскрыть источники рабства в Древнем Риме, показать, где и как использовался труд рабов в Риме, сформировать представление об ужасающем бесправии римских рабов.

Задачи:

Образовательные:

  • создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме; Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к историческим событиям;

  • формировать умения описывать и адекватно оценивать исторические события;

  • развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала.

Воспитательные:

  • создать условия для выявления, сохранения и закрепления интереса к истории;

  • подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы;

  • воспитывать честность и порядочность;

  • способствовать воспитанию чувства сопереживания.

Основные понятия и термины: гладиатор, амфитеатр.

Оборудование: настенная карта «Древняя Италия»; историческая картина «В имении римского рабовладельца»; мультимедийный проектор для демонстрации презентации урока; карточки раздаточного материала.

Ожидаемые результаты: на основе изученного материала, использования иллюстраций, сопоставлений, сравнений и анализа исторических фактов, суметь сделать вывод об образе жизни рабов; знать источники рабства, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме.

Ход урока:

I. Организационный момент

Слово учителя: Сегодня необычный день. Давайте поприветствуем и подарим друг другу свои улыбки.

II. Воспроизведение опорных знаний учащихся по пройденному материалу:

Вопрос:

  • Историю какого древнего государства вы изучали на предыдущих уроках?

  • Покажите на карте и дайте географическое определение страны Италии.(работа с настенной картой «Древняя Италия до середины III века до н.э.»)

Игра «Историческая цепочка»

Пирр, Ганнибал, Сципион - … ( полководцы)

Сенат, консул, народный трибун - … ( устройство республики)

Плебей, патриций, раб – население Рима.

- О какой категории населения Древнего Рима мы еще не говорили? ( о рабах) - Сформулируйте тему нашего урока. ( Рабство в Древнем Риме)

III. Работа над изучением нового материала

1) Вступление. Слово учителя.

- Древнегреческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия труда являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».

Мы, жители XXI века, можем поспорить с этими утверждениями. Но стать равноправными участниками удастся, только изучив жизнь рабов.

Постановка проблемного вопроса:

  • Справедливо ли рабство?

Для того чтобы ответить на этот вопрос мы должны узнать откуда произошло рабство т.е. каковы источники рабства, как жилось рабам в эпоху древности.

2) Работа в группах. Итак, для того чтобы определить источники рабства в Риме, я предлагаю вам проанализировать данные из исторических источников и с результатами анализа познакомить всех уч-ся класса (уч-ся раздаются карточки с заданиями (см. Приложения) по группам и даётся время для выполнения задания)

Класс делится на 3 группы

Каждая группа имеет свое направление и план работы. В конце работы учащиеся делают вывод с точки зрения своей направленности. Выводы и предложения фиксируются на доске.

Задание: установите источники рабства в Древнем Риме

Карточка №1.

Во время первой Пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента – 30 тысяч пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство 50 тысяч жителей.

Карточка №2

Из разговора двух рабов ночью после тяжёлого трудового дня:

«- Я сегодня слышал, как хозяин называл тебя человеком, пришедшим из моря… Почему он так говорил? Как ты попал сюда и стал рабом?

- Это очень грустная история. Я до сих пор с тоской вспоминаю свою родину. А жил я на далёком острове, окружённом со всех сторон морем. Мой отец занимался морской торговлей, перевозил разные товары с одного острова на другой. Наша семья была уважаемой, жили мы богато и счастливо. Однажды мы с отцом отправились в очередное плавание. Наш корабль был полон различными товарами. Ничего не предвещало беды. На второй день пути далеко на горизонте мы увидели паруса незнакомого судна. Корабль быстро приближался к нам, и вот уже можно было разглядеть, что на чужом корабле много вооружённых людей. Мы поздно поняли, что это пираты и не успели развернуть наш корабль назад. Пиратское судно атаковало нас. Отец был убит, а меня захватили в плен и привезли на рынок рабов в Карфаген, где наш хозяин и купил меня. И теперь он называет меня морским человеком».

Карточка №3

Однажды маленький мальчик, спросил свою маму, которая была рабыней в доме богатого римского рабовладельца:

-Мама, почему сыну нашего хозяина можно ходить везде, где он хочет? К нему приходят учителя, он умеет писать и читать, у него в доме много книг. Я тоже хочу учиться, играть и бегать по всему городу, но мне этого делать не разрешают. Почему, я ведь такой же, как он? Мать с грустью посмотрела на сына, ласково погладила его по голове и задумчиво сказала: - Да, сынок, ты такой же ребёнок, как и сын хозяина. Но между вами огромная пропасть, которую ты никогда в жизни не сможешь преодолеть, потому что ты раб и никогда не станешь свободным. Дети рабов обречены быть рабами. Смирись».

Мальчик в глубокой задумчивости отошёл от матери. В его глазах были слёзы.

После выполнения задания уч-ся называют источники рабства в Риме:

  • завоевательные войны (вопрос к 1 группе: - Какие крупнейшие войны Рима вы знаете? Чем они закончились?)

  • пиратство, долговое рабство, сохранившееся в Римских провинциях, естественное размножение (дети рабынь).

По ходу беседы на экране демонстрируется схема «источники рабства в Риме» (дети записывают схему в тетради)

Учитель: - Какой вывод вы можете сделать о способах получения дешевой силы в Риме ? (грабительский, завоевательный)).

Итак, рабство в Риме носило массовый характер. Это была одна из особенностей рабовладения в Риме.

Вопрос: - Предположите, где использовался труд рабов в Риме? (в с\х, в домах богатых рабовладельцев, на аренах амфитеатров) Внимание на экран. Уч-ся демонстрируется схема «Использование рабов в Риме». Уч-ся записывают схему в тетрадь.

Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам вновь поработать в группах

Задание: охарактеризовать положение рабов в Древнем Риме.

1 группа: рабы в имении землевладельца ( стр 226-227, учебника)

2 группа: рабы в богатом доме (стр 227-228, учебника)

3 группа: гладиаторы на арене амфитеатра ( стр 229, учебника)

3) Выступление групп

1 группа - В имении землевладельца

  • кормили простой, грубой пищей;

  • раз в год выдавали одежду;

  • больных рабов вывозили на остров Тибр, оставляя их там беспомощных;

  • за малейшую провинность пороли;

  • строптивых отправляли в каменоломни

2 группа - В домах богатых рабовладельцев

  • убирали помещения;

  • помогали одеваться господину;

  • брили и укладывали прическу;

  • готовили пищу;

  • среди рабов были врачи, библиотекари, секретари им жилось несравненно легче.

3 группа - На арене амфитеатра

  • Гладиаторы-

  • сражались на потеху публике;

  • жизнь гладиатора находилась в руках зрителей

4) Просмотр фрагмента фильма «Спартак». - Каково ваше впечатление от увиденного?

- Как выглядели гладиаторы?

- Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (слайд).

За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян. - Как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора? Зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.

Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

5) Обобщение: Итак, особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность. Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов как в Риме. Возвращаясь к проблеме урока, как вы считаете, может ли быть оправдано рабство. Справедливо ли оно?

IV. Закрепление нового материала

1. Сформулировать свое отношение к поставленной проблеме по ПОПС – формуле (позиция, объяснение, пример и следствие):

«Я считаю, что рабство…

Потому что…

Я могу доказать это на примере…

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что рабство …»

V. Рефлексия

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка

за работу на уроке:


V. Домашнее задание: § 49; напишите письмо от лица раба о том, как ему живется в Древнем Риме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!