СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ " Ради жизни на земле"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я знаю много о войне из рассказов родственников  и учителей. Поэтому война для меня не просто определенный период в истории нашей страны, а, прежде всего, горькие воспоминания.

Просмотр содержимого документа
«Рассказ " Ради жизни на земле"»

Нижегородская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мотызлейская основная общеобразовательная школа»





Региональный этап XI Всероссийского конкурса

творческих проектов учащихся, студентов и молодежи

"Моя семейная реликвия"



"Ради жизни на земле"





Автор:

Гришина Елизавета Олеговна ,

9 класс

Руководитель:

Ширяева Марина Викторовна ,

учитель русского языка и литературы









с. Мотызлей,2023г.

Война оставила большой след в истории каждой семьи. Военные истории передаются от старших, прошедших это страшное испытание поколений, к младшим, живущим в мирное время. Я знаю много о войне из рассказов родственников и учителей. Поэтому война для меня не просто определенный период в истории нашей страны, а, прежде всего, горькие воспоминания. И благодаря им узнал не только о войне, но и о человеке, который храбро сражался с фашистами. Он – бывший учитель истории Сергушкин Василий Андреевич.Его дочь Нина Васильевна бережно хранит фотографии и документы своего отца в красивой деревянной шкатулке ,потому что они ей очень дороги и ценны ,а также являются семейной реликвией. А я хочу рассказать о Василии Андреевиче ,так как этот человек образец для подражания.

Он родился в 1923 г. в с.Мотызлей. Ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного времени, и военные годы, и послевоенную разруху. Василий Андреевич окончил перед войной Дивеевское педагогическое училище , 20 июня получил диплом, а 23 июня приказ - явиться на военные сбор , которые продлились на долгие четыре года. Его отправили работать на строительстве оборонительных сооружений. Осенью 1941г. ( в конце октября) почти всё трудоспособное население района , не подлежащее призыву в армию ,было мобилизовано на трудовой фронт или , как говорили," на окопы". Вдоль реки Оки от пристани Досчатое до Горького было намечено соорудить противотанковый ров, который должен был сдержать натиск немецких танков после взятия ими Москвы. Этот план требовал больших затрат человеческих труда. Нужно было выбросить вручную лопатами с 4 - метровой глубины рва миллионы кубометров земли.

Работа началась с начала ноября 1941года. Десятки тысяч человек работали не покладая рук, выходила местная газета, где освещался ход работ, публиковались фотографии передовых бригад.

К декабрю противотанковый ров уже на десятки километров тянулся от Досчатого. С наступлением морозов ход работ замедлился ,землю трудно было брать лопатами, приходилось работать ломами ,а позднее применять взрывчатку. Люди трудились без отдыха, особенно отличались молодые ребята, у которых на руках от ломов появились кровавые мозоли.

Каждый считал, что его труд является вкладом в победу над врагом. Не было место унынию. Работая лопатой, каждый мысленно представлял, что он роет могилу Гитлеру.

В декабре 1941 года в ходе войны произошел перелом, немецкие войска не только были остановлены, но и разгромлены под Москвой.Появилась первая надежда нашей победы. Немецкие войска от Москвы на восток не пойдут, строить противотанковый ров вдоль Оки нет необходимости. Строители стали возвращаться домой.

В стране было принято решение готовить людей к войне по месту жительству. Был взят курс на всеобщее военное обучение населения. Особенно это касалось молодёжи, которая не подлежала призыву в армию. Это в основном были ребята 1923- 1924 годов рождения.

В феврале 1942 года были созданы два пункта всеобуча: в Вознесенском и Нарышкине, в апреле они были объединены в один. Штаб всеобуча располагался в районном Доме культуры. Была сформирована из молодёжи в 120 человек. В апреле роту поставили на казарменное положение, на ночлег разместили среди малых семей Вознесенского.

К семи часам утра курсанты собирались на завтрак в столовой ,где недавно размещалось ПТУ. В холодном и полутёмном зале Дома культуры занимались повзводно. С утра проводились политзанятия, слушали сводки с фронта ,читали газеты. Потом приступали к изучению военных уставов, разборке и сборке винтовки. Дальше занимались строевой подготовкой. Командирами взвода были сержанты, вернувшиеся с фронта после ранения. Особенно нравились занятия по штыковому бою. Набитые сеном мешки курсанты кололи длинными штыками учебных винтовок. Вряд ли кто эти приёмы с длинной винтовкой применил в настоящем бою? Но тогда верили в необходимость такого обучения.

После скромного обеда направлялись на занятия в поле около сельхозтехники. Шли по главной улице с песней, что привлекало внимание жителей.

В поле проводились занятия по тактике, тренировались бросать гранату в условного противника, стреляли по мишеням из винтовок, отрабатывали варианты наступления роты на отдельные объекты, ползали по – пластунски.

В вечерних сумерках рота с песней возвращалась в штаб для подведения итогов. Во второй половине апреля учёба была прекращена, и ребята мобилизованы на строительство плотины у пруда, которой почти не было. По грязным тропинкам на тачках возили землю в основании плотины.

Тяжёлый это был труд, но Сергушкин считал, что он необходим и восстановление плотины нужно выполнить,несмотря на трудности. Достроить плотину не пришлось, потому что был призван в армию.

В 1942г. в течение полугода освоил двухгодичную программу в батальоне связи в г Горьком : учили день и ночь , беспрестанно "клюкали" на телеграфных аппаратах. 46 -й учебный батальон связи размещался в трёхэтажном особняке на Грузинской улице . Василий Андреевич всю жизнь помнил следующую историю. Стоял он на посту. Невесёлые мысли в голове .Из дома напротив бежит девочка лет 9 -10 ,подходит к нему, отдаёт пачку табака и говорит : "Дяденька! Мамка просила отдать ,после папки осталось, он у нас на войне." Хороший табак !И лицо у девочки ,торжественное ,ангельское. Ему курева вообще не полагалось, и хлеба давали по 600граммов,потому что относился к 3 категории довольствия.

И вот направили на фронт. Участвовал в боях на Калининском фронте, у Прибалтийского порта Любава. Получил звание сержанта, и назначали командиром отделения .Василий Андреевич считал, что он был плохим руководителем, потому что не умел приказывать .Поставить старика часовым стыдился .На линию послать связь проверить - а вдруг убьют ,а у него дома шесть человек детей. "Сам лучше сбегаю ,потому что на ногу был скорый",- так думал он.

По иронии судьбы попали к нему в отделение одни старики, лет сорок и старше. Некоторые - ни читать, ни писать. Пришлют письмо, они к нему : " Сержант ,прочитай". О чём писали из дома? Приветы от родных, корова отелилась. Какие ещё новости!?" Ты уж отпиши моим ",- просят. Он и строчил почти каждый день : "Жив- здоров! Бьём врага! Идём на запад!"

На фронт присылали носки ,варежки ,кисеты, Один солдат нашёл в кисете адрес девушки ,а сам двух слов связать не может. Тоже требует : " Напиши, потому что у тебя хорошо выходит". Что делать? Два года вёл за него любовную переписку.

Чуть передышка какая, солдаты обступали и просили : " Сержант, почитай стихи". Мужики мужиками , а как слушали! Не очерствели душой. По полтора часа без передышки читал наизусть " Евгения Онегина" Пушкина ,поэму "Хорошо" и стихотворение "Стихи о советском паспорте" Маяковского. Особенно любили жаровскую " Гармонь".

По Белоруссии шли .Всё сожжено, разрушено. Пустое место. Василий Андреевич - комсоргом роты связи ,под его подчинением 12 комсомольцев. Один солдат приносит записную книжку и говорит : " Ты погляди , сержант, что Олейников пишет .Маленькая такая книжечка. На одной странице список и надпись сверху : " Что я должен иметь за границей? "И перечисляется : " Первое - сапоги хромовые, второе - часы золотые ( двое) и т.д. И в конце " Жрать шпиг, масло". Под вечер на лесной полянке собрались. Олейников в середине, остальные вокруг расположились. Как начали пробирать! "Ты что позоришь советского солдата? Мы идём освобождать народы или мародёрничать?" Такого перца ему задали ! Без всяких комиссаров воспитывали, хотя Сергушкин никого не заставлял. Сильный был боевой дух.

Это было в Латвии. Заходят войска в один хуторок. Перед приходом русских хозяин сбежал с немцами, всё добро оставил. Дом просторный красивый , рядом разбросаны крохотные домишки, где жили русские батраки , которые были очень запуганы. Все взрослые и один мальчик лет 12.Он сказал: " Я русский. Родом из Смоленска. Меня немцы забрали и продали .2 года здесь живу, коров пасу. Хозяин дал брюки из брезента , они коленки в кровь истёрли, а вместо сапог - деревянные колодки".

И батраки ,и местные жители встретили русских воинов с радостью и благодарили за освобождение.

После войны поступил в Ленинградское военное политическое училище .Размещалось оно в особняке купцов Строгановых на Каменном острове. Столовая отделана мрамором. Условия для отдыха и учёбы хорошие. Но у Василия Андреевича не лежала душа. В сентября 1945года стоял он на посту. Моросил нудный дождь. А тут по радио передают о демобилизации второй очереди, куда попадают и учителя . Вот и решил он вернуться домой. Капитан Барышев, провожая, каждому вручал напутственное письмо. Хорошие слова! Чтобы солдаты воспитывали молодёжь в духе преданности Родине. Сергушкин всю жизнь помнил этот наказ и старался его выполнить. Я считаю, что ему удалось.

За годы войны был награждён орденом Отечественной войны 2 степени , медалями " За отвагу", "За боевые заслуги". Мне кажется, что Василий Андреевич гордился своими боевыми наградами. Они являются свидетельством отваги и мужества, но, помимо того, напоминают об участии в важных для всей страны событиях.

Вернувшись домой , принял свой первый 4 класс. В классе холодина, стекол в рамах нет, дыры заткнуты тряпками или заколочены фанерой. Чернила замерзали , не хватало книг и тетрадей. Сергушкин выхлопотал ящик стекла ,хотя стеклорез был плохой и навыков никаких, но он всё равно смог застеклить. Класс отапливали дровами , которые ежедневно привозили технички из леса, а потом пилили , а Василий Андреевич их колол. Позже стал преподавать историю. Много уделял также внимания краеведческой работе, собирал материал об истории села, был внештатным корреспондентом районной газеты.

Он прожил достойную жизнь с теми людьми, которые его любили и все еще очень любят, гордятся им. Спасибо ему и тем, которые сражались с фашистами, не жалея себя ради того, чтобы последующие поколения могли жить под мирным небом. Мы должны их помнить и помнить их подвиги, которые совершались для нашего с вами благополучия в этой жизни.

Подводя итог к вышесказанному можно сделать вывод, что война не оставила не затронутой ни одну семью. Жестокость и зверство не знали границ. Но благодаря вере и надежде, нашим смелым и отважным бойцам, мы смогли одержать победу в этой неравной и кровопролитной схватке. Мы не должны никогда забывать наших героев.





















Военный билет













Красноармейская книжка





Красноармейская книжка





Удостоверение























Удостоверение







Удостоверение







Удостоверение











Выпуской класс ,1968г.






Удостоверение















Диплом



ИСТОЧНИКИ


1. Материалы школьного историко – краеведческого музея.

2.Документы, фотографии из семейного  архива Сергушкина В.А. 3.Воспоминания коллег и учеников педагога.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!