Просмотр содержимого документа
«Расцвет Древнерусского государства»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ
«РАСЦВЕТ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
6 КЛАСС. УЧЕБНИК Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. – М.: Московский учебник, 2001.
Комплексная дидактическая цель (КДЦ):
Воспитательный аспект:
Обучающий аспект:
обеспечить усвоение понятий об основных событиях, их хронологии,
причинно-следственных связях, масштабах происходящего, влиянии на
последующие события, место и роль отдельных личностей в
формировании линии исторической определенности, взаимоотношений
человека, личности и события, последовательности событий (прямые и
обратные связи между ними);
овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач;
приобретение компетентности в работе с источниками разнообразной
исторической информации, свободной ориентации в ней.
Развивающий аспект:
продолжить формирование навыков понятийно-логического и образного мышления, развития речи, развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей;
в ходе изучения темы учащимся предлагаются следующие творческие работы: заполнение контурной карты «Древняя Русь в IX – XI веках»,
сочинение сказки (-ок), посвященных этой теме,
составление кроссворда, шарад, ребусов с использованием новых понятий, имен, географических названий, встречающихся в изучаемой теме;
для учащихся с более низким уровнем мотивации к обучению, решение уже готового кроссворда, ребуса или шарады, а также выполнение иных творческих работ, например, рисунков, посвященных жизни и быту жителей Древнерусского государства.
Ход урока (продолжительность урока 45 минут).
Определение целей
А знание (стандарт) – даты, события
Б понимание – причины и последствия реформ Ярослава Мудрого
В – обобщение – причинно-следственные связи между княжеской междоусобицей и реформами Ярослава Мудрого и его потомков.
Вступительное слово учителя
На предыдущих уроках мы с вами изучали как развивалась Древнерусское государство на заре своего существования.
Давайте вспомним и постараемся обобщить наиболее яркие моменты из пройденного ранее.
Р
абота по 4 человека (2 парты, стоящие друг за другом) представление возможных вариантов ответов (по очереди каждая группа). Ответы записываются на доске. Если ответы повторяются, учитель может предложить подумать еще, подсказать направление и т.д. Когда кластер закончен, учитель демонстрирует заранее подготовленный эталон ответа.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/02/s_5a4b8cafdbfa6/785398_2.png)
Образование государства
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/02/s_5a4b8cafdbfa6/785398_2.png)
Олег Игорь Ольга Владимир
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/02/s_5a4b8cafdbfa6/785398_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/02/s_5a4b8cafdbfa6/785398_2.png)
походы на восстание введение погостов принятие христианства
Византию древлян и уроков
Действительно, первые русские князья были великими личностями, но после смерти князя Владимира Красного Солнышка между его 12 сыновьями началась междоусобная борьба за право княжить на отцовском престоле. Борьба переросла в войну, пролилась братская кровь.
Окончание усобицы связано с именем князя Ярослава Владимировича.
(списать в словарь определение усобица – стр.59).
Давайте, используя учебник, познакомимся с этим князем
Работа с учебником. Составление таблицы.
работа по группам 4 человека с каждым пунктом таблицы, затем группы озвучивают свои наработки, остальные учащиеся вносят в соответствующие колонки.
Я знаю | Я хочу знать | Я узнал |
Приход к власти | как | |
Внутренняя политика | Какие реформы провел | |
Управление страной | Что изменилось | |
Международная политика | какова | |
Мы с вами узнали не только о том, какую политику проводил Киевский князь Ярослав, прозванный в народе Мудрым, но и познакомились с новыми понятиями, какими? - «Русская правда», вече, наместник, династический брак – записать в словарь под диктовку 2 и со стр. 61, 62. Проговорить.
Теперь давайте подведем итог. Ответьте на вопросы –
- почему время правления Ярослава Мудрого считают временем расцвета Древнерусского государства?
- как вы думаете, почему Ярослав был так заинтересован в принятии сборника законов и введению законов о наследовании? -
Для того, чтобы сделать общий вывод по изученному материалу учащимся предлагается составление синквейна.
Учащиеся самостоятельно составляют синквейн, и зачитывают его. После выступление всех желающих (или большей их части), учитель предлагает заготовленный заранее эталон.
Ярослав
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/02/s_5a4b8cafdbfa6/785398_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/02/s_5a4b8cafdbfa6/785398_12.png)
мудрый целеустремленный
строил создавал укреплял
Н
е в плохой земле были они князьями, а в Русской, которая слышима и видима во всех сторонах.
Благо
8. Домашнее задание – § 7; заполнение контурной карты «Древняя Русь в IX – XI веках»; творческие работы.