СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор имени прилагательного как части речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить знания об имени прилагательном, получнных ранее;

развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;

развивать устную и письменную речь учащихся;

Просмотр содержимого документа
«Разбор имени прилагательного как части речи.»

Тема:   Общие сведения об имени прилагательном

Оборудование: Мультимедиа проектор, картины художников, раздаточный материал, кроссворд, музыкальные отрывки из произведений,

Цели и задачи урока:

  • обобщить знания об имени прилагательном, получнных ранее;

  • развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова;

  • развивать, фантазию, творчество;

  • воспитывать в детях чувства радости и удовлетворения

Ход урока

1.Организационная часть.

 Учитель: 

 Здравствуйте, ребята!

 Какое сегодня прекрасное зимнее утро!

 Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

 

 Учитель: Сегодня у нас будет урок русского языка. А тему урока вы попробуете угадать сами, отгадав загадку.

             У существительных подчас.

              Не жизнь, а просто скука!

              Ни цвета нет у них без нас,

              Ни запаха, ни звука!

              Определяем мы  предметы,

              Ведь с нами они всем  приметны.

              Мы украшаем вашу речь,

              И вам нас  надо знать, беречь!       (об имени прилагательном)

    Учитель: О какой части речи говорится в стихотворении?

 Дети: О прилагательном.

 Учитель: Да, правильно. Это имена прилагательные. На этом уроке мы с вами обобщим все знания об имени прилагательном и поговорим о таком удивительном времени года, как зима.

Тема нашего урока  «Обобщение знаний об имени прилагательном.  (Слайд 1)

Учитель: А теперь давайте настроимся на урок. (Слайд 2)

 (Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета Щелкунчик П. И. Чайковского)

 Учитель: Представьте, что вы маленькие снежинки.

 Дети садятся, закрывают голову  руками.

 Учитель: Волшебница Зима очень бережно относится к своим сестричкам, поливает их ледяной водой, смотрит, чтобы солнышко не растопило их.

 Учитель ходит по ряду и гладит детей по головкам.

 Учитель:  От ласковых прикосновений Матушки Зимы снежинки начинают расти, у них появляются первые робкие снежные лучики.

 Дети поднимают руки вверх.

 Учитель: Снежинка  растет.

 Дети потягиваются, расправляют плечи.

 Учитель: И вот наступает радостный момент: на свет появляется несмелая снежинка.

 Дети разводят руки в стороны, показывая, как появляется снежинка.

 Учитель: Молодая снежинка улыбается Зимушке.

 Дети улыбаются друг другу. Музыка заканчивается.

 Учитель: Как снежинка тянутся к Матушке Зиме, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите?

 Дети: Да

II. Работа по теме урока.

  1. Работа  по употреблению  имен прилагательных. ( интерактивная доска) Учитель: Многие  поэты в своих стихах воспевали красоту зимней природы. (Слайд 3)

Учитель: Кому принадлежат эти строки?

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою.

Неподвижною. немою,

Чудной жизнью он блестит.  (Ф.И.Тютчев) 

Учитель:  ( и.д. фрагмент № 1)

Вот и мы очутились в зимнем лесу. Какая картина предстает перед нами?

Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

По  _____________  и ____________ снегу  бежит мышка. Увидала она на снегу  ___________________ шишку.   Ухватила её _________________ зубками ,  скребет и всё _____________  глазками  поглядывает -  нет ли ______________ хорька.

Слова для справок: коричневую, чистому, острыми, белому, остренькими, чёрными, злого.

Учитель: Трудно зимой  приходится животным. В такую пору на помощь  приходят люди. Они организуют «столовые»  для зверей и птиц.

Учитель: Посмотрите. Как преобразился наш текст.

Учитель: Для чего нужны имена прилагательные?

Ответы детей: Для того, чтобы текст стал красивее, разнообразнее…

(Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «для выразительности   текста» )

  1. Рассматривание и составление рассказа по картине.

Учитель: Посмотрите, как художники изобразили зиму (рассматривание картин) (Слайды 4- 6)

 “Зима”, “Иней” И. И. Шишкина
“Зима” А. К. Саврасова,
“Первый снег” А. А. Пластова,
“Зима”, “ Зимний вечер” Н. П. Крымова

  1. Работа над  выявлением признаков  предмета. (Слайд 7)

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом,

 Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти

Белой бахромой..

Учитель: Из отрывка выпишите словосочетания (существительное + прилагательное). Выделите окончания прилагательных.

Дети: (говорят свои словосочетания)

 Учитель: Молодцы.

Дети выписывают: белая береза, на пушистых ветках, снежною каймой, белой бахромой.

Учитель: Скажите, а  зачем  еще нам нужны имена прилагательные?

Ответы детей: Прилагательные обозначают признаки предмета.

(Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «обозначает  признак предмета» )

III Физминутка.  

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,

IV  Работа по теме урока.

  1. Работа по распознованию рода имен прилагательных.

( интерактивная доска) ( и.д. фрагмент № 2)

Учительсоедини линией имена существительные с именами прилагательными.

              снежная            холодный           морозное            суровая           

       

                               утро                 зима            ветер

                      снежное                  колючий               вьюжная           крепкий

Учитель: А теперь, давайте вспомним, как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

 Дети: По родам, бывают мужского, женского и среднего родов.

 Учитель: Давайте, мы сейчас немного поиграем, я буду назвать словосочетания прилагательное с существительным, а вы должны будете определить род имени прилагательного. Как определяется род имени прилагательного?

 Если имя прилагательное женского рода, поднимите карточку- снежинку  белого цвета, если мужского синий цвет, если средний род голубой цвет. (Слайд 8)

 Радостное настроение,  серебристая ветка, холодный ветер, морозное утро, снежная баба, сильный буран, сильная поземка.

Учитель: Правильно. Следующее задание разного уровня сложности по карточкам.

Карточка с голубой снежинкой  немного посложнее, задание на этой карточке следующее: надо в тексте вставить имена прилагательные, указать род имени прилагательного и выделить окончание;

Карточка с синей снежинкой полегче, в этой карточке надо к существительному подобрать имя прилагательное и указать род, выделить окончание. Выбирайте карточки. (Слайд 9)

 

 Карточка с голубой снежинкой:

       Пришла …    зима. Деревья стоят  в  . . . уборе. На . . .   ветках  сидят  …  снегири. 

 Карточка с синей снежинкой:

 … зима, … снег, …метель, …мороз, …утро.

Учитель: Что еще  вспомнили об имени прилагательном?

 Дети: Имя прилагательное изменяется по родам.

          (Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «изменяются по родам» )

  1. Упражнение в изменении имен прилагательных по числам. (доска)

Учитель : А сейчас поиграем еще в одну игру «Много – один»

Он вошёл – никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз).

 Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. ( Снег).

. Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль по улицам гуляю
И сугробы наметаю. ( Метель).

. В них играют ребятишки
После школы, в выходной.
Лепят шарики из снега,
Не хотят идти домой. (Снежки).

Запись на доске: Мороз – морозы, снег – снега, метель – метели, снежки, снежок.

           Учитель: Что еще  можно сказать  об имени прилагательном?

         Дети: Имя Прилагательное изменяется по числам.

          (Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «изменяется по числам» )   

Учитель: Правильно. А что такое слова-антонимы?

 Дети: Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

 Учитель: Давайте немного поиграем, я называю имя прилагательное и тот, кто получает снежинку, должен назвать его антоним. (Слайд10)

 Холодный - …, белый - …, длинный - …, высокий - …, веселый - …, широкий - …, быстрый - …, храбрый  - …

 Учитель: Молодцы. А что такое слова-синонимы?

 Дети: Синонимы - это слова, близкие по смыслу.

 Учитель: Правильно, попробуйте подобрать синонимы к следующим прилагательным: (Слайд 11)

 Красивый - прекрасный, великолепный, изящный, чудный, прелестный, бесподобный, чудный, восхитительный, живописный, роскошный, пленительный.

 Пушистый – мягкий.

 Дивный – чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, очаровательный, обворожительный.

  1. Упражнение в изменении имен прилагательных по падежам.(карточки)

Учитель: Раздает карточки – снежинки

Просклонять словосочетание

1 ученик                                 2 ученик                                    3 ученик

 белый снег                               снежная бахрома                  морозное утро                    

Учитель: Как называется изменение по падежам?

Дети: Склонение.

Значит, имена прилагательные изменяются по падежам

          (Дети прикрепляют  на доску лучик снежинки с надписью

 «изменяется по падежам» ) 

 Учитель: Проверяем задание.

 Учитель: Молодцы, справились с этим заданием

Учитель: Что же это у нас получилось?

Дети: Снежинка.

 Учитель:

Много снежинок опускается на землю, одна красивее другой. Один американский натуралист (ученый, естествоиспытатель, исследователь природы)много лет фотографировал снежинки через микроскоп, а потом издал альбом, содержащий четыре тысячи портретов этих хрупких созданий. Что же такое снежинки? Это кристаллы льда, точнее сростки простейших кристалликов льда – иголочек и пластинок. Они растут и превращаются в снежинки. Снежинки - очень нежное и капризное существо ( Слайды 12- 14) (макрофото снежинок)

УчительВспомните сказку «Снежная королева». Кай говорил: «Гляди в стекло, Герда, видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!»

УчительПослушайте стихотворение, оно называется «Снежинка» (А.Пришелец)

Робкой, потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка.

Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,

Ах, и до чего ж она красива!

Учитель: Все лучики у снежинки  должны быть симметричные.

Симметрия – закономерное расположение форм и красок, при котором одна половина изображаемого предмета является зеркальным отражением другой половины. (Слайд 15)

 

V   Закрепление.

  1. Работа по составлению кластера. (интерактивная доска)                     ( и.д. фрагмент №3)

              Хрупкая                серебристая                холодная             белая

                       

                                                          снежинка           

            пушистая              симметричная                 искристая

  1. Работа по составлению синквейна. ( доска)        (Слайд 16)

Учитель объясняет правила работы синквейна.

Имя существительное    (Что?)     ( 1 слово)        

Имя прилагательное     (Какая?)    ( 2 слова)    

Глагол   (Что делает?)                     (3 слова) 

Предложение       

Имя существительное (Что?)         ( 1 слово)

Наречие  ( Как?)

Снежинка

Хрупкая, легкая

Падает, кружится, летит

Легкая снежинка кружит в воздухе.

Красота.

  1. Учитель: Сейчас мы с вами споем песню «Серебристые снежинки»

(Музыкальный фрагмент 2) (Слайд 17)

  1. Разгадывание кроссворда.

  Кроссворд ( интерактивная доска)

1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).

2. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год ( Декабрь).

3. В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд).

4. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (Вьюга, пурга, буран).

5. В белом бархате деревня:
И заборы, и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней).

6. Он вошёл – никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз).

7. Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик).

VI  Рефлексия.

Фронтальная работа с классом.

 Тест по теме: «Имя прилагательное» (Слайд 18)

 1. Имя прилагательное обозначает:

         1. предмет

         2. признак предмета

         3. действие предмета

 2. Имя прилагательное связано по смыслу (Слайд 19)

         1. с прилагательным

         2. с глаголом

         3 с существительным

 3. Имена прилагательные: (Слайд 20)

         1. изменяются по родам

         2. не изменяются по родам

 4. Имена прилагательные являются: (Слайд 21)

         1. главными членами предложения

         2. второстепенными членами предложения

 5. Укажите имя прилагательное: (Слайд 22)

         1. утеплять

         2. тёплый

         3. тепло

 6. Выберите подходящее окончание к данному имени прилагательному Зимн…утро(Слайд 23)

         1. ие

         2. ее

         3. яя

 7. Укажите имя прилагательное женского рода: (Слайд 24)

         1. красочная

         2. весёлый

         3. доброе

VII  Домашнее задание:

Составить снинквейн со словами мороз, вьюга

Учитель: Вот и подошел к концу наш «Снежный»  урок. Желаю всем хорошего зимнего настроения.

(Музыкальный фрагмент № 3)

 

Список используемой литературы:

1. Андерсен Х.К. Сказки. Истории. Новые сказки и истории. – М., 1995

2. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе : Программы, содержание работы по классам. 5-8-е классы. М., 1998

3. Ладыженская Т. А. Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: 5кл.: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1992

4. Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 7 кл. общеобразовательных учреждений/ Научн. Ред. В.В.Бабайцева.-М.: Просвещение, 1996.

5. “Под сенью дружных муз…” Методическое пособие. Составители: М.И.Балагурова, . Д.Д.Николаева, Л.Н.Родионова. - Ленск, 2002

6. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2001.

7. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват.учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002.

.8. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языкаРусский язык № 19, 20, 23 /2005.

9. Столбунова С.В.Технология развития критического мышления через чтение и письмоРусский язык №18 /2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!