Просмотр содержимого документа
«Раздел I "Человек и общество" Тема 1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.»
Раздел I. Человек и общество
Тема 1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.
- Истина – знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта объекты познания такими, какими они существуют объективно, то есть независимо от познающего субъекта.
- Фундаментальный вопрос теории познании: «Что есть истина?»
1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
- Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом/ теория считается верной только если подтверждены опытом (Фрэнсис Бэкон XVIв.).
- Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир/ источник знаний – внешний мир (Дэвид Юм XVIIIв.),
- Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума/ независимость разума от опыта/ разум способен постигать всеобщее, чувственный же опыт застревает на частном и случайном (Рене Декарт XVIв.).
- Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема, так как человек может познать только внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность/ мир нам является преломлённым через наши чувства, разум, язык, культуру и т.д. (Иммануил Кант XVIIIв.).
- Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя/ среднее между жизненным скептицизмом и скептицизмом философским(глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания) (Мишель Монтень XVIв.).
- Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- Абсолютная истина — это абсолютное, точное, полное, окончательное знание.
- Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
- Иногда результатом познания становится заблуждение . Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
- Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
- Ложь – сознательное искажение образа объекта.
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. (Земля вращается вокруг своей оси)
Абсолютная истина
Относительная истина
- - полное знание;
- - исчерпывающее знание;
- - не может быть опровергнуто.
- -неполное знание;
- - неточное знание;
- - соответствующее определенному уровню развития общества.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами
Самая маленькая и неделимая частица во Вселенной:
1897
1920
атом
1932
протон
1964
нейрон
кварк
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Формы практики:
- материальное производство (труд, преобразование природы);
- социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
- научный эксперимент.
Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Функции практики:
- источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
- основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
- цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
- критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна.
Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости:
ведущий критерий истины — практика , которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.