СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА» 3-4 класс 9 января 2024 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА» 3-4 класс 9 января 2024 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «От «А» до «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА» 3-4 класс 9 января 2024 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

«ОТ «А» ДО «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»

3-4 классы

9 января 2024 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ОТ «А» ДО «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»


Цель занятия: расширить представления обучающихся об истории родной страны, истории обучения детей грамоте, о роли Ивана Федорова в развитии культуры и просвещения страны;

формировать уважительное отношение и интерес к людям, внёсшим большой вклад в развитие страны и просвещение народа;

способствовать расширению читательского кругозора и осознанию значения чтения в жизни современного человека.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, приоритет духовного над материальным.

Основные смыслы: Иван Фёдоров – основатель книгопечатания в России, создал 450 лет назад (в 1574 году) «Азбуку», первое печатное пособие для начального обучения. Первопечатник выработал универсальную структуру книги и наполнил её оригинальным содержанием, и его творческие находки использовались авторами русских азбук и букварей на протяжении столетий. С развитием книгопечатания в русской культуре и просвещении началась новая эпоха, история создания и распространения печатных книг. Чтение книг остаётся важнейшим качеством грамотного человека и в современном мире.

Планируемые результаты Личностные:
  • проявление чувства уважения и благодарности людям, внёсшим большой вклад в развитие страны;

  • понимание важности овладения грамотой, а в дальнейшем читательской грамотностью для личностного развития;

  • стремление расширять свой кругозор и начитанность.


Метапредметные:
  • проявление активности в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;

  • работа с информацией: сравнение и анализ, обобщение на основе представленного материала;

  • проявление умения сотрудничать при осуществлении совместной деятельности.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя интерактивные задания.


Комплект материалов: – сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-34-script.pdf – методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-34-method_recom.pdf – видеофрагмент https://razgovor.edsoo.ru/video/3653/ https://razgovor.edsoo.ru/video/3654/ – интерактивные задания https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/abc-14-1/index.html?back_url=/topic/77/grade/34/ – презентация https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/abc-34-presentation.pdf


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить вхождение в тему, подготовить к участию в последующем обсуждении, помочь воспитанию ценностного отношения к истории и культуре страны, подготовить к осознанию значимости чтения в жизни современного человека, воспитывать уважения к книге.


Часть 2. Основная

В основной части педагог проводит беседу о роли Ивана Федорова в истории страны, о важности появления первой печатной книги и первой учебной книги – «Азбуки». Обсуждение проблемных вопросов о том, почему появление печатных книг в стране было таким важным событием, почему важным событием стало появление печатной азбуки, о том, какие пособия могли использоваться до появления печатных азбук. Работа с представленными иллюстрациями.


Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа о важности книги и чтения в жизни человека. Обсуждение проблемных вопросов «Почему важно не только читать, но и выбирать определённые книги?». Организуется творческая работа: оформляется общеклассный листок «Советуем прочитать».


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, послушайте отрывок из стихотворения. О чём написал автор? Что это за 33 сестрицы?

Тридцать три родных сестрицы,

Пи́саных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, —

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

(Б. Заходер)


Учитель. Конечно, это строки о буквах нашего алфавита. Сейчас в нём 33 буквы. А почему автор просит с ними подружиться? Почему они так важны?

Ответы обучающихся.


Учитель. Буквы в нашей стране любят, уважают и ценят, поэтому многие из них увековечены в камне – им посвящены памятники.


Интерактивное задание №1 «Памятники буквам на карте России».
  1. видео

Ё – Ульяновск. Это, пожалуй, самый известный памятник букве и находится он в Ульяновске. Ё – самая молодая буква русского алфавита. На заседании Академии Российской словесности в 1783 году было решено ввести эту букву для передачи фонетического «йо». Всё удобнее: не две буквы, а одна. А благодаря творчеству Карамзина, эта буква закрепилась в азбуке.

  1. видео

О – Вологда. Памятник букве О стоит на Соборной площади в Вологде. Он посвящён не только самой букве, но и вологжанам, которые окают. С тех пор как витиеватая буква О появилась в Вологде, она полюбилась всем местным жителям и туристам.

  1. видео

А – Новосибирск. Именно здесь поставили памятный знак первой букве алфавита. Но почему она первая? Есть у неё свой секрет. В Азбуке помимо звукового обозначения буква А имела и числовое значение – единицы!

  1. видео

П – Пермь. Буква П – символ Перми, поэтому памятники букве П установлены в разных частях города. Один расположен рядом с аэропортом, а другой у железнодорожного вокзала и называется «Пермские ворота». Это триумфальная арка высотой 12 метров.

  1. видео

Ы – Много ли вы знаете населённых пунктов, название которых начинается с Ы? Их всего в мире девять, причём четыре в России. Самый древний и самый известный населённый пункт на Ы – это село Ыб в Сыктывдинском районе Коми.

  1. видео

Р – Димитровград. Димитровград «рычит» одним своим названием, поэтому появление памятника букве Р кажется логичным. Но здешняя Р – это памятник российскому рублю. Его установили к 300-летию чеканки рубля: выпускать монету начали по приказу Петра I.

  1. видео

М – Казань. С июля 2005 года в столице Татарстана стоит самая большая буква М в нашей стране. Её высота – 45 метров. Как так получилось? На самом деле, это вантовый мост «Миллениум», построенный к тысячелетию города.

  1. видео

Й Йошкар-Ола. Й одна из самых молодых букв русской азбуки, её ввели в употребление только в 1735 году, ведь слов, которые начинаются на эту букву совсем немного. А в городе Йошкар-Оле этой букве установлен памятник с памятной табличкой: «Любимому и единственному городу в России на букву „Й“».


Учитель. Вот какие интересные истории мы узнали о буквах, но сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие в далёкое прошлое, ведь история нашего алфавита хранит немало тайн. О некоторых из них мы сегодня с вами узнаем.


Демонстрация выступления федерального спикера.

Часть 2. Основная

Учитель. Рассмотрите картины. Как выглядят ученики старинной школы? У всех ли ребят есть книги?

Ответы обучающихся.

Учитель. Книги окружают нас повсюду, а было время, когда привычных нам с вами печатных книг ещё не существовало. Очень-очень давно книг вообще не было, потом появились необычные для нас книги, их писали от руки, и не сразу на бумаге, а сначала на пергаменте. Долго и дорого было создавать рукописные книги. Рассмотрите страницы такой книги. Почему говорят рукописная книга? Что особенного вы заметили на страницах книги?

Ответы обучающихся.


Учитель. Работа по переписыванию книг была очень сложной и требовала большого терпения и времени. Особое внимание уделялось

оформлению заставок, заглавных букв. Именно поэтому появление печатных книг стало огромным событием в жизни человечества.

В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу и создавшим первую печатную книгу для обучения ребят – «Азбуку», был Иван Федоров. Первая печатная «Азбука» появилась 450 лет назад. Давайте посмотрим небольшое видео.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Театральный проезд в Москве… Наше внимание привлекает необычный памятник: мужчина в средневековой одежде в одной руке держит лист, а другой опирается на печатную наборную доску.

Подойдём поближе и прочитаем надпись – Иван Федоров. Чем же он известен?

Иван Федоров – это человек, который не только участвовал в создании первого Печатного двора в Москве, но и напечатал в 1564 году первую в нашей стране книгу. До этого книги переписывались от руки.

А через десять лет после этого – в 1574 году, Иван Федоров выпустил первый печатный учебник – «Азбуку». Конечно, до появления печатной книги были рукописные азбуки, но их было немного, а Иван Федоров прекрасно понимал, что чем больше людей будет уметь читать, тем будет лучше. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал,

«по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».

В «Азбуке», напечатанной 450 лет назад, было 40 листов, 80 страниц. Первые страницы знакомили детей с буквами, а затем шли страницы, с помощью которых можно отработать чтение слогов. Потом страницы, на которых раскрывались некоторые особенности изменения слов. И, наконец, страницы с текстами, которые помогали закрепить навык чтения, эти тексты, конечно, отличались от современных. На последних страницах азбуки Иван Федоров разместил поучения, часть которых была адресована детям, другая же предназначалась для их родителей и воспитателей.

Печатная Азбука стала доступнее, и бо́ льшее число людей становилось грамотными и просвещёнными. В народе об этом говорят: «Азбука – к мудрости ступенька».


Учитель. Что нового вы узнали из видео? Где находится памятник Ивану Федорову? Почему его называют первопечатником?

Ответы обучающихся.

Учитель. Рассмотрите буквы из «Азбуки» Ивана Федорова. Теперь рассмотрите современный алфавит. Установите соответствие – какие буквы совпадают, а каких букв из «Азбуки» Федорова нет в современном алфавите?

Ответы обучающихся.


Учитель. Есть буквы, которые нам привычны, и мы их легко узнаём несмотря на прошедшие века, а есть такие буквы, которые вы видите впервые. А куда же исчезли буквы? Предположите, почему их стало меньше.

Ответы обучающихся.


Учитель. Конечно, 450 лет – это большой срок, и за это время менялся язык, менялись правила письменной записи устной речи. В «Азбуке» Ивана Фёдорова было 45 букв, а сейчас у нас – 33 буквы. Дело в том, что наш первый алфавит был создан на основе греческого языка, поэтому использовались некоторые буквы для звуков, которых не было в нашем языке. В XVIII веке, когда Петр I предпринял пересмотр русской азбуки, были убраны некоторые буквы, например, пси, кси, фита, юс малый, юс большой.


Учитель. Пропали ли буквы бесследно? Нет. Мы можем снова встретиться со старинными буквами в пословицах и различных выражениях. Например, аз – первая буква алфавита, а ижица стала символом конца, поэтому появилась пословица: от аза до ижицы это значит «с начала до конца». Ещё одна пословица: «Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет», которая означает, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного (конечного).

А вот ещё одна тайна: почему первая книга, по которой мы учимся, называется Азбука? Аз-бука. Догадались?

Ответы обучающихся.


Задание «Угадай значение» (демонстрация презентации).

Содержание задания: обучающимся демонстрируется выражение и предлагается подумать о его значении. После выделенного времени карточка переворачивается и демонстрируется ответ.



Аз – старинное название первой буквы алфавита. Вы же помните, что каждая буква имела в алфавите своё название. Поэтому начать с азов – значит «начать с самого начала». Близкое значение имеет и выражение: азы науки.


Буква Ф, имевшая в азбуке название «ферт», напоминает человека, стоящего «руки в боки». Поэтому про самодовольного человека, гордеца и говорили «ходит фертом».



Вы, наверное, думали, что это выражение связано со словом «доброта»? А вот и нет! И правда, выражение никак не связано с добротой, а связано с флотом. В сигнальной морской азбуке букве Д (по-старому «добро») соответствовал жёлтый флажок, имевший значение: «Да, согласен, разрешаю».

Учитель. Заслуга Ивана Федорова в том, что он не только напечатал первую «Азбуку» и был её составителем. За десять лет до этого он напечатал первую в нашей стране книгу. А как вы думаете, почему создание Иваном Федоровым печатного двора, на современном языке – типографии, было так важно для страны?

Ответы обучающихся.

Учитель. А теперь представим, что мы оказались в типографии Ивана Фёдорова. Как же появлялась книга? В старину каждое слово необходимо было «набирать», то есть составлять из букв. Каждая буква размещалась в отдельной ячейке кассы, так называлась ящик, в котором хранились буквы для набора. Размещались буквы не по алфавиту, а как на клавиатуре – по частоте использования. Ох, и долгая эта была процедура! Но всё равно быстрее, чем переписывать от руки.


Учитель. Давайте попробуем себя в роли наборщика и составим слова.


Интерактивное задание №2 «Наборщики».

Содержание задания. Экран представляет поле для печатания слов и раскладку клавиатуры. Учитель озвучивает задание, а обучающиеся «набирают» слово.

Если у педагога нет возможности использовать интерактивное задание, то оно может быть выполнено на отдельных листочках в парах или индивидуально.

Задание: вспомните современный алфавит и составьте слова:

а) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Й, вторая буква стоит перед буквой О, третья буква расположена после З, четвёртая буква стоит после В, а последняя буква первая буква в алфавите (книга);

б) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после Г, вторая буква находится перед С, третья буква стоит перед Ф, четвёртая буква – 4 в алфавите (друг);

в) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Р, вторая буква стоит после Н, третья буква находится перед Г, четвёртая буква стоит перед Ё, пятая буква стоит после С, шестая буква находится после Ц, седьмая буква находится между З и Й, последняя буква стоит перед Л (советчик).


Методический комментарий. Количество слов, которые «набирают», составляют обучающиеся, определяет педагог исходя из уровня подготовленности класса.


Учитель. Какие слова у нас получились? Давайте составим из них пословицу.

Ответы обучающихся: «Книга друг и советчик».

Методический комментарий. Если обучающиеся составили только первое слово, то можно ещё раз фронтально вспомнить пословицы со словом книга.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Книга – друг и советчик.

Чтец 1.

Книга – учитель,

Книга наставница,

Книга близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпускаешь книгу из рук.

(В. Боков)


Учитель. Почему важно уметь читать? Почему Иван Федоров считал целью своей жизни «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Иван Фёдоров, безусловно, был передовым человеком своей эпохи и талантливым педагогом, который, опираясь на традиционную методику «грамотного учения», использовал её лучшие стороны, при этом улучшив её, дополнив некоторыми новыми приёмами и новым материалом для чтения. Почему же появление и распространение печатного учебника Ивана Фёдорова для обучения чтению стало таким важным событием для развития грамотности?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как хорошо уметь читать.

Чтец 2.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга самый верный,

Самый лучший друг.

Из неё узнаешь ты

Обо всём на свете.

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!

(Г. Ладонщиков)


Учитель. И мы можем помочь друг другу выбирать интересные и полезные книги. Сегодня мы начнём оформлять наш лист «Советуем прочитать» – подготовим заставки для него. Я вам раздам чёрно-белые, а вы раскрасите их. А потом каждый напишет на отдельном листочке свою любимую книгу, которую он советует прочитать одноклассникам.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Продолжение заполнения листа «Советуем прочитать».

  • Разговор с родителями о том, по какой азбуке или букварю они учились.

  • Выполнение творческого задания «Парад букв».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: анализ пословиц о роли чтения и книг.

Литературное чтение: работа с произведениями, герои которых учатся читать, рассказывают о книгах.

Изобразительное искусство: оформление листа с буквой, которая есть в первой печатной азбуке, но не используется в современном языке.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Сайт Российской государственной библиотеки. Коллекция и спецпроекты Национальной электронной библиотеки. Раздел Русские азбуки и буквари.

  2. От Азбуки Ивана Фёдорова до современного Букваря – М.: Просвещение, 1974 г.

  3. Прудовская С. История букв своими руками. – М.: ООО

«Издательский дом «КомпасГид», 2013 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность всем, кто создаёт учебные книги за подвижнический труд по изготовлению и распространению печатных книг.














РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

«ОТ «А» ДО «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»

3-4 классы

9 января 2024 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ОТ «А» ДО «Я». 450 ЛЕТ «АЗБУКЕ» ИВАНА ФЕДОРОВА»


Цель занятия: расширить представления обучающихся об истории родной страны, истории обучения детей грамоте, о роли Ивана Федорова в развитии культуры и просвещения страны;

формировать уважительное отношение и интерес к людям, внёсшим большой вклад в развитие страны и просвещение народа;

способствовать расширению читательского кругозора и осознанию значения чтения в жизни современного человека.

Цель занятия: расширить представления обучающихся об истории родной страны, истории обучения детей грамоте, о роли Ивана Федорова в развитии культуры и просвещения страны;

формировать уважительное отношение и интерес к людям, внёсшим большой вклад в развитие страны и просвещение народа;

способствовать расширению читательского кругозора и осознанию значения чтения в жизни современного человека.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, сохранение культурного и исторического наследия народов России.

.

Основные смыслы: Иван Фёдоров – основатель книгопечатания в России, создал 450 лет назад (в 1574 году) «Азбуку», первое печатное пособие для начального обучения. Первопечатник выработал универсальную структуру книги и наполнил её оригинальным содержанием, и его творческие находки использовались авторами русских азбук и букварей на протяжении столетий. С развитием книгопечатания в русской культуре и просвещении началась новая эпоха, история создания и распространения печатных книг. Чтение книг остаётся важнейшим качеством грамотного человека и в современном мире.


Планируемые результаты Личностные:
  • проявление чувства уважения и благодарности людям, внёсшим

большой вклад в развитие страны;

  • понимание важности овладения грамотой, а в дальнейшем читательской грамотностью для личностного развития;

  • стремление расширять свой кругозор и начитанность.


Метапредметные:
  • проявление активности в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;

  • работа с информацией: сравнение и анализ, обобщение на основе представленного материала;

  • проявление умения сотрудничать при осуществлении совместной деятельности.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя интерактивные задания.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • интерактивные задания,

  • презентация.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная

Для введения в тему занятия и для продуктивного последующего обсуждения важно вспомнить назначение алфавита, роль букв. Педагог предлагает послушать отрывок из стихотворения Б. Заходера и ответить на вопрос о каких сестрицах идёт речь:

Тридцать три родных сестрицы,

Пи́саных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, —

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

Обсуждая ответы обучающихся, педагог просит вспомнить, сколько сейчас букв в нашем алфавите, почему они так важны и почему автор просит подружиться с буквами?

Беседа о памятниках буквам и выполнение интерактивного задания №1

«Памятники буквам на карте России» способствует расширению кругозора и повышению мотивации к дальнейшему содержанию занятия.

После этого педагог сообщает, что кроме виртуального путешествия по городам России, сегодня предстоит отправиться ещё и в интересное путешествие в далёкое прошлое, во время которого ребята узнают некоторые события из истории азбуки. Но перед этим важно послушать выступление федерального спикера.


Часть 2. Основная

В этой части педагог организует беседу о роли Ивана Федорова в истории страны, о важности появления первой печатной книги и первой печатной учебной книги – «Азбуки».

Педагог сообщает, что иллюстрации помогут совершить путешествие в историю, и предлагает рассмотреть картины, обратить внимание на то, как выглядят ученики, у всех ли ребят есть книги.

А. Максимов «Книжное научение»

Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»

Книги окружают нас повсюду, а было время, когда привычных нам с вами печатных книг ещё не существовало. Очень-очень давно книг вообще не было, потом появились необычные для нас книги, их писали от руки, и не сразу на бумаге, а сначала на пергаменте. Долго и дорого было создавать рукописные книги.

Рассматривание страницы рукописной книги помогает обучающимся ответить на вопросы: «Почему говорят рукописная книга? Что особенного можно заметить на страницах рукописной книги?»

Из отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея


Работа по переписыванию книг была очень сложной и требовала большого терпения и времени. Особое внимание уделялось оформлению заставок, заглавных букв. Именно поэтому появление печатных книг стало огромным событием в жизни человечества.

В нашей стране человеком, напечатавшим первую книгу и создавшим первую печатную книгу для обучения ребят – «Азбуку», был Иван Федоров. Первая печатная «Азбука» появилась 450 лет назад.

На этом этапе занятия педагог организует просмотр подготовленного к данному занятию видеоматериала.

После просмотра видео педагог задаёт вопросы: «Что нового вы узнали из видео? Где находится памятник Ивану Федорову? Почему Ивана Федорова называют первопечатником?»

Очень важно предложить сравнить буквы на странице «Азбуки» Федорова и на странице современной азбуки. Педагог задаёт следующие вопросы: «Рассмотрим первую страницу «Азбуки» Ивана Фёдорова и сравним её с современным алфавитом. Что изменилось? Сколько букв было и стало в алфавите, которым мы пользуемся сейчас? Какие буквы совпадают? Каких букв нет в современной азбуке?»



Для поддержания мотивации важно поставить перед обучающимися проблемный вопрос: «Куда же исчезли буквы? Почему их стало меньше?»

Конечно, 450 лет – это большой срок, и за это время менялся язык, менялись правила письменной записи устной речи. В «Азбуке» Ивана Фёдорова было 45 букв, а сейчас у нас – 33 буквы. Дело в том, что наш первый алфавит был создан на основе греческого языка, поэтому использовались некоторые буквы для звуков, которых не было в нашем языке. В XVIII веке (в 1708–1710 годах) была проведена Петровская реформа русского типографского шрифта. По эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, были не только сделаны рисунки строчных букв русского алфавита, но и убраны некоторые буквы, например, пси, кси, фита, юс малый, юс большой.


Пропали ли буквы бесследно? Нет. Мы можем снова встретиться со старинными буквами в пословицах и различных выражениях. Например, Аз – первая буква алфавита, а ижица стала символом конца, поэтому появилась пословица: от аза до ижицы это значит «с начала до конца». Ещё одна пословица: «Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет», которая означает, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то

более сложного (конечного). А вот ещё одна тайна: почему первая книга, по которой мы учимся, называется Азбука? Аз-бука.

Выполнение интерактивного задания №2 «Угадай значение» позволит поработать над значением некоторых поговорок, в составе которых есть упоминание исчезнувших из старинной азбуки букв.


Аз – старинное название первой буквы алфавита. Вы же помните, что каждая буква имела в алфавите своё название. Поэтому начать с азов – значит «начать с самого начала». Близкое значение имеет и выражение: азы науки.


Буква Ф, имевшая в азбуке название «ферт», напоминает человека, стоящего «руки в боки». Поэтому про самодовольного человека, гордеца и говорили «ходит фертом».


Вы, наверное, думали, что это выражение связано со словом «доброта»? А вот и нет! И правда, выражение никак не связано с добротой, а связано с

флотом. В сигнальной морской азбуке букве Д (по-старому «добро») соответствовал жёлтый флажок, имевший значение: «Да, согласен, разрешаю».

Беседа о значении деятельности Ивана Федорова строится с опорой на вопросы и комментарии педагога.

Заслуга Ивана Федорова в том, что он не только напечатал первую

«Азбуку» и был её составителем. За десять лет до этого он напечатал первую в нашей стране книгу. А как вы думаете, почему создание Иваном Федоровым печатного двора, на современном языке – типографии, было так важно для страны?

Представим, что мы оказались в типографии Ивана Федорова. Как же появлялась книга? В старину каждое слово необходимо было «набирать», то есть составлять из букв. Каждая буква размещалась в отдельной ячейке кассы, так называлась ящик, в котором хранились буквы для набора. Размещались буквы не по алфавиту, а как на клавиатуре – по частоте использования. Ох, и долгая эта была процедура! Но все равно быстрее, чем переписывать от руки.



Выполнение интерактивного задания №2 «Наборщики» позволяет вспомнить порядок букв в современном алфавите и потренироваться в наборе слов. Экран представляет поле для печатания слов и раскладку клавиатуры. Учитель озвучивает задание, а обучающиеся «набирают» слово. Если у педагога нет возможности использовать интерактивное задание, то оно может быть выполнено на отдельных листочках в парах или индивидуально.

Задание: вспомните современный алфавит и составьте слова:

а) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Й, вторая буква стоит перед буквой О, третья буква расположена после З, четвёртая буква стоит после В, а последняя буква первая буква в алфавите (книга);

б) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после Г, вторая буква находится перед С, третья буква стоит перед Ф, четвёртая буква – 4 в алфавите (друг);

в) Первая буква задуманного слова в алфавите стоит после буквы Р, вторая буква стоит после Н, третья буква находится перед Г, четвёртая буква стоит перед Ё, пятая буква стоит после С, шестая буква находится после Ц, седьмая буква находится между З и Й, последняя буква стоит перед Л (советчик).

В результате из составленных букв обучающиеся выкладывают пословицу «Книга – друг и советчик».

Важно учесть, что количество слов, которые «набирают», составляют обучающиеся, определяет педагог исходя из уровня подготовленности класса. Если обучающиеся составили только первое слово, то можно ещё раз фронтально вспомнить пословицы со словом книга. Например,

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книга мала, да ума придала.

Прочёл новую книгу встретился с другом.


Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа о важности книги и чтения в жизни человека.

Педагог или один из учеников читают фрагмент стихотворения В. Бокова:

Книга – учитель, Книга наставница,

Книга близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится, Если ты выпускаешь книгу из рук.

Обсуждение проблемных вопросов: «Почему важно уметь читать? Почему Иван Федоров считал целью своей жизни «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу»? Почему важно очень серьёзно подходить к выбору книг, прочитать определённые книги?». Читается стихотворение Г. Ладонщикова:

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга самый верный,

Самый лучший друг.

Из неё узнаешь ты

Обо всём на свете.

Береги же книгу!

Стань и ты ей другом!

Чтобы помочь друг другу выбирать интересные и полезные книги, педагог предлагает начать оформлять лист «Советуем прочитать». Как вариант, педагог предлагает подготовить заставки для него и раздаёт для этого чёрно-белые заставки (Приложение 1), а обучающиеся раскрашивают их. Далее каждый напишет на отдельном листочке свою любимую книгу, которую он советует прочитать одноклассникам.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Продолжение заполнения листа «Советуем прочитать».

  • Разговор с родителями о том, по какой азбуке или букварю они

учились.

  • Выполнение творческого задания «Парад букв».



ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: анализ пословиц о роли чтения и книг.

Литературное чтение: работа с произведениями, герои которых учатся читать, рассказывают о книгах.

Изобразительное искусство: оформление листа с буквой, которая есть в

первой печатной азбуке, но не используется в современном языке.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Сайт Российской государственной библиотеки. Коллекция и спецпроекты Национальной электронной библиотеки. Раздел Русские азбуки и буквари.

  2. От Азбуки Ивана Фёдорова до современного Букваря – М.: Просвещение, 1974 г.

  3. Прудовская С. История букв своими руками. – М.: ООО «Издательский дом «КомпасГид», 2013 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность всем, кто создаёт учебные книги за подвижнический труд по изготовлению и распространению печатных книг.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.






















Приложение 1.

Заставки, которые можно предложить для раскрашивания





Приложение 2.

Страницы из «Азбуки» Ивана Федорова, которые дополнительно можно рассмотреть на занятии.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!