Разговоры о важном
Сценарий занятия
3-4 классы. РОЖДЕСТВО
Светлый праздник Рождества
9 января 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»
Цель занятия: познакомить с праздником Рождества, способствовать сохранению рождественских традиций, ориентированных на проявление добра и заботы, создавать ситуации вовлечения детей в совместную деятельность.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, милосердие, сострадание, доброта, забота.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять
уважение к духовно-нравственной культуре страны, к православным ценностям и традициям;
готовность и желание оказывать внимание и помощь окружающим людям;
доброта, милосердие, внимание и забота.
Метапредметные:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
анализировать информацию в соответствии с учебной задачей;
принимать цель совместной групповой работы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видео, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий, а также групповую работу.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-34-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-34-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1473/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-14-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-2/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-3/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-4/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему
Беседа о праздниках на новогодних каникулах. Знакомство с праздником Рождества. Просмотр обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Постановка мотивационных вопросов.
Часть 2. Основная
Беседа об истории праздника на основе интерактивных материалов, обсуждение традиций, связанных с праздником Рождества. Выполнение интерактивных заданий, в том числе в группах.
Часть 3. Заключение
Обобщающая беседа и подведение итогов состоявшегося обсуждения.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель.
Ребята, здравствуйте! Вот мы с вами и встретились после каникул в новом году. Расскажите, как вы встретили Новый год и как провели каникулы.
(Ответы детей).
Учитель.
Спасибо вам, что поделились своими впечатлениями о новогодних праздниках. А теперь посмотрите, пожалуйста, на календарь, наступил - 2023 год. А задумывались ли вы, откуда ведётся отсчёт этих лет?
(Ответы детей).
Учитель.
Почти все народы на Земле договорились вести счёт годам, начиная с Рождества Христова. А это значит, что во всём мире признают, что рождение Иисуса Христа - очень важное событие. Большинство россиян являются православными христианами и празднуют Рождество Христово 7 января. Из уважения к православной вере этот день объявлен государственным праздником. А поможет нам лучше понять и узнать праздник Рождества Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который является Предстоятелем (по сути, главой) Русской Православной церкви.
Просмотр обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Учитель.
В согласии сторонники разных религий живут тогда, когда многое знают о другой вере, уважают чувства друг друга. Желание узнать о рождении и жизни Иисуса Христа - сына Божьего, Спасителя людей, проявляют и неверующие, и представители других религий. Событиям Рождества посвящены картины известных художников, стихотворения и рассказы поэтов и писателей. Почему Рождество наполняет людей радостью и надеждой? В чём же самое главное чудо этого праздника?
Часть 2. Основная часть.
Учитель. Давайте поработаем с интерактивными материалами и узнаем более подробно об истории праздника и его традициях.
Просмотр интерактивного задания «Рождественская история».
Дикторский текст 1 части.
Рождественская история - это история о том, как родился Иисус Христос. Произошла она более двух тысяч лет назад в древнем государстве Иудея, очень далёко от России.
Император Август объявил о переписи населения и велел всем явиться в тот город, где они родились.
Мария и Иосиф отправились в город их предков Вифлеем, но, добравшись туда, никак не могли найти места для ночлега, все гостиницы были заняты.
Один добрый человек пустил их переночевать в пещеру, где у него жили домашние животные - коровы, лошади, овцы. В этой пещере (её другое название вертеп) и родился малыш, и дали ему имя Иисус.
Когда родился Иисус, в небе зажглась новая звезда. Она была очень большая и яркая. Эту звезду увидели мудрецы с востока. Они поняли, что родился царь царей и пошли туда, куда указывала звезда, чтобы поклониться ему. И звезда привела их в город Вифлеем, в пещеру.
Мудрецы поклонились ему, как царю, и смиренно преподнесли дары: золото, ладан и смирну. Ведь они понимали, что перед ними тот, кто изменит мир, кто научит людей добру и любви.
Звезду, которая привела мудрецов к Иисусу, так и стали называть - Вифлеемская.
Учитель. О каком событии мы узнали из интерактивного материала?
(Ответы детей: о рождении младенца Иисуса).
Учитель. Всё верно. И над пещерой, где родился Иисус Христос, засияла необычайно красивая большая звезда. Появление этой звезды показывало, что произошло что-то очень важное. А кто запомнил, как называется такая звезда?
(Ответы детей: Вифлеемская).
Учитель. Почему так важно было появление на небе звезды?
(Ответы детей: «Чтобы восточные мудрецы нашли пещеру»).
Учитель. А ещё почему?
(Ответы детей: «Это было как знак, что случилось что-то очень необычное. Звезда была огромной и яркой и показывала, что на Земле какое- то чудо свершается»).
Учитель. В чём же самое главное чудо этого праздника?
(Ответы детей: «В обычный мир людей пришел Спаситель, родился Сын Бога»).
Учитель. Верно! А теперь продолжим знакомиться с событиями праздника Рождество.
Просмотр интерактивного задания.
Дикторский текст 2 части.
Весть о рождении чудесного младенца, который станет новым царём и спасёт мир, испугали царя Ирода, и он велел уничтожить ребенка. Но родителям Иисуса удалось укрыться в Египте и спасти сына. Когда мальчик вырос - он начал путешествовать и учить людей любви к ближнему, милосердию и состраданию. Так зародилась новая религия, которую позже стали называть христианством.
В нашей стране живет более ста миллионов людей, считающих себя христианами, и каждый год в ночь с 6 на 7 января в России отмечается Светлый праздник Рождества, наполненный символами и традициями.
Одним из символов Рождества является вертеп, изображающий пещеру, Иисуса, Марию и Иосифа, мудрецов, овечек, коров. Им украшают храмы и дома. В прошлые века вертеп использовали как сцену кукольного театра, на которой разыгрывали красочные представления, рассказывающие о событиях рождения Христа.
Учитель. Итак, рождественский вертеп. С какой рождественской традицией он связан? Расскажите.
(Ответы детей).
Методический комментарий.
Если у учителя есть макет вертепа, то можно разыграть сценку с героями.
Учитель. А теперь продолжим знакомиться с традициями Рождества.
Просмотр интерактивного задания.
Дикторский текст 3 части.
И у этого праздника есть своё блюдо - сочиво. Оно готовится из вареных зёрен пшеницы с мёдом и получается очень сладким и вкусным. Кстати, именно в честь него канун праздника назвали Сочельником.
Неделя после Рождества называется Святки. В это время - вплоть до Крещения - принято с песнями (их называют колядки) обходить соседей, желая им радости и добра.
С появлением на небе первой звезды в ночь с 6 на 7 января начинается главный праздник. Люди собираются вместе, семьями, желают друг другу счастья, дарят подарки и славят рождение Иисуса Христа.
С наступлением полуночи во всех храмах начинается рождественская служба, которая объединяет всех христиан во всем мире. Рождество - момент всеобщего примирения, любви и помощи всем, кому она так нужна. Ведь именно этому и учит Иисус Христос, рождение которого мы отмечаем в этот светлый день
Учитель. Какое настроение у праздника Рождество? Почему?
(Ответы детей: это очень светлый праздник, связанный с рождением, радостное настроение, это праздник ожидания чудес).
Учитель. С появлением первой звезды, начинается главный праздник. Центральное место на столе занимает рождественский гусь, а также кексы и имбирное печенье в виде человечков и ангелов и многие другие вкусные блюда. Люди собираются за столом, желают друг другу счастья, дарят подарки и славят рождение Иисуса Христа.
Давайте и мы с вами постараемся почувствовать это радостное настроение. И сначала «приготовим» праздничное угощение.
Выполнение интерактивного задания «Рождественское угощение».
(Учитель включает задание, и открывается экран, на котором изображены духовка, замороженный гусь на тарелке, мёд, варёные зёрна пшеницы, кондитерский кулёк, шоколадная форма. Необходимо соединить картинки так, чтобы «приготовить» рождественское угощение: замороженный гусь + духовка = запечённый рождественский гусь;
мёд + варёные зёрна пшеницы = сочиво;
шоколадная форма + кондитерский кулёк = рождественский кекс).
Методический комментарий.
Дальнейший ход сценария зависит от конкретных условий в каждом классе, так как при организации занятия учитель учитывает особенности своего класса, осознаёт, что граждане нашей страны - это представители разных национальностей и вероисповеданий.
1 вариант продолжения сценария.
Учитель. Всё верно. А теперь мы с вами поиграем: разделимся на команды и найдём слова, связанные с праздником Рождество.
Интерактивное задание «Филворд»
Методический комментарий.
Обучающимся предлагается найти и выделить слова: чудо, добро, свет, любовь, Рождество.
2 вариант продолжения сценария.
Учитель. Итак, угощение на праздничный стол мы приготовили. А теперь ждём всех в гости. Как встречали гостей? С какой рождественской традицией это было связано?
(Ответы детей).
Учитель. Молодцы! Речь идёт о колядовании, когда исполнялись небольшие песенки, в которых славили Христа и желали добра и радости. Давайте и мы с вами поучаствуем в этой весёлой традиции: выучим и споём колядки. Но сначала посмотрим небольшой фрагмент видео.
Просмотр видео: рождественские колядки.
Учитель. А теперь мы с вами разделимся на команды, каждая из которых должна будет разучить рождественскую колядку.
Выполнение интерактивного задания «Караоке «Рождественские колядки».
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Г остей принимайте,
Рождество встречайте!
Колокольчик наш звенит,
Добрым людям говорит,
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Открывайте окно,
Запускайте Рождество!
Ангел с неба к нам спустился
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
Методический комментарий.
При выполнении интерактивного задания учитель предлагает фронтально исполнить/пропеть колядки (по выбору). Затем, для вовлечения обучающихся в совместную деятельность, класс делится на несколько команд-групп. Затем каждая команда разучивает свою колядку, предложенную в интерактивном режиме. Учитывая ограничения по времени, колядки можно не разучивать, а раздать ребятам на листочках, чтобы они их спели/прочитали. После небольшой подготовки команда-группа исполняет свою колядку, а остальные ребята благодарят выступающих и дарят им конфеты, печенье или любое другое символическое угощение.
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Вот и подходит к завершению наше занятие. Что нового вы узнали о празднике Рождество?
(Ответы детей).
Учитель.
Молодцы! При приближении Рождества мы начинаем ощущать радость и верить в чудо. Встречая Рождество и вспоминая о чудесном подарке, рождении Иисуса Христа, хочется сделать так, чтобы чудеса произошли и в жизни других. Пусть это в сравнении с главным чудом небольшие дела, но из маленького поступка вырастает большое дело. Поэтому не забывайте о близких людях, старайтесь помогать всем, кто нуждается в помощи, и делитесь радостью с окружающими.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
3-4 классы. РОЖДЕСТВО
Светлый праздник Рождества
9 января 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»
Цель занятия: познакомить с праздником Рождества, способствовать сохранению рождественских традиций, ориентированных на проявление добра и заботы, создавать ситуации вовлечения детей в совместную деятельность.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, милосердие, сострадание, доброта, забота (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять
уважение к духовно-нравственной культуре страны, к православным ценностям и традициям;
готовность и желание оказывать внимание и помощь окружающим людям;
доброту, милосердие, внимание и заботу.
Метапредметные:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
анализировать информацию в соответствии с учебной задачей;
принимать цель совместной групповой работы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видео, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий, а также групповую работу.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-34-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-34-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1473/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-14-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-2/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-3/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-34-4/index.html?back_url=/topic/31/grade/34/
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная.
Очень важно принять во внимание существенную особенность этого занятия и учесть её при организации бесед: не все граждане нашей страны являются православными, что закреплено в Конституции1, но при этом Рождество является государственным праздником Российской Федерации, и каждый житель страны имеет право знать, что это за праздник. При организации вступительной беседы учитель также может подчеркнуть ещё одну важную мысль: события Рождества повлияли на наш календарь, так как почти все народы живут по летоисчислению от рождества Иисуса Христа.
Кроме этого, в литературе, музыкальном и изобразительном искусстве теме Рождества посвящено много сюжетов, поэтому обучающимся, в дальнейшем, будет легче анализировать и понимать эти произведения, если они будут знакомы с основными событиями праздника Рождество. Слово «Рождество» означает «рождение». В эту ночь у девы Марии родился младенец Иисус Христос - Сын Божий, Спаситель мира. О значимости этого события для всего православного мира говорит в своём обращении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Дополнительные вопросы помогут направить дальнейший ход беседы на обсуждение тем: в чём заключается главное чудо праздника и с какими рождественскими традициями оно связано.
Часть 2. Основная.
Работа с интерактивным материалом, в котором рассказывается о празднике Рождества, позволяет ввести в тему занятия, создать необходимую атмосферу. Зрительный ряд и музыкальное сопровождение помогают детям почувствовать настроение рождественского праздника. Так как для младших школьников непрерывный длительный просмотр не целесообразен, то интерактив состоит из трёх частей. В связи с этим учителю необходимо организовать беседу с обучающимися после каждой части интерактивного материала.
Первая часть интерактивного материала позволяет акцентировать внимание ребят на главном чуде Рождества - рождении у девы Марии младенца Иисуса, Сына Божия, и показать связь этого события с Вифлеемской звездой.
Дикторский текст 1 части.
Рождественская история - это история о том, как родился Иисус Христос. Произошла она более двух тысяч лет назад в древнем государстве Иудея, очень далёко от России.
Император Август объявил о переписи населения и велел всем явиться в тот город, где они родились.
Мария и Иосиф отправились в город их предков Вифлеем, но, добравшись туда, никак не могли найти места для ночлега, все гостиницы были заняты. Один добрый человек пустил их переночевать в пещеру, где у него жили домашние животные - коровы, лошади, овцы. В этой пещере (её другое название вертеп) и родился малыш, и дали ему имя Иисус.
Когда родился Иисус, в небе зажглась новая звезда. Она была очень большая и яркая. Эту звезду увидели мудрецы с востока. Они поняли, что родился царь царей и пошли туда, куда указывала звезда, чтобы поклониться ему. И звезда привела их в город Вифлеем, в пещеру.
Мудрецы поклонились ему, как царю, и смиренно преподнесли дары: золото, ладан и смирну. Ведь они понимали, что перед ними тот, кто изменит мир, кто научит людей добру и любви.
Звезду, которая привела мудрецов к Иисусу, так и стали называть - Вифлеемская.
Вифлеемская (рождественская) восьмиконечная звезда является одним из символов праздника, её можно часто увидеть на иконах и картинах, где изображён младенец Иисус и дева Мария. Для организации беседы педагог может дополнительно использовать отрывки из стихотворных текстов А.А. Фета, А.А. Блока и других поэтов (См. Приложение 1). Например,
В эту ночь Земля была в волненье:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
(Алексей Хомяков)
После просмотра второй части интерактивного материала учитель акцентирует внимание обучающихся на традиции, связанной с рождественским вертепом, в котором с помощью объёмных или вырезанных фигурок воспроизводятся сцены Рождества.
Дикторский текст 2 части.
Весть о рождении чудесного младенца, который станет новым царём и спасёт мир, испугали царя Ирода, и он велел уничтожить ребенка. Но родителям Иисуса удалось укрыться в Египте и спасти сына. Когда мальчик вырос - он начал путешествовать и учить людей любви к ближнему, милосердию и состраданию. Так зародилась новая религия, которую позже стали называть христианством.
В нашей стране живет более ста миллионов людей, считающих себя христианами, и каждый год в ночь с 6 на 7 января в России отмечается Светлый праздник Рождества, наполненный символами и традициями.
Одним из символов Рождества является вертеп, изображающий пещеру, Иисуса, Марию и Иосифа, мудрецов, овечек, коров. Им украшают храмы и дома. В прошлые века вертеп использовали как сцену кукольного театра, на которой разыгрывали красочные представления, рассказывающие о событиях рождения Христа.
При проведении занятия очень важно создавать радостную атмосферу и помочь почувствовать необыкновенную значимость совершившегося события - прихода в мир Спасителя, поэтому, если есть возможность, то можно, используя макет/фотографию рождественского вертепа, представить (рассказать) сцену Рождения младенца Иисуса. Для организации работы можно воспользоваться также фотографиями, данными в Приложении 2.
Просмотр третьей части позволит познакомить обучающихся и с другими традициями празднования Рождества.
Дикторский текст 3 части.
И у этого праздника есть своё блюдо - сочиво. Оно готовится из вареных зёрен пшеницы с мёдом и получается очень сладким и вкусным. Кстати, именно в честь него канун праздника назвали Сочельником.
Неделя после Рождества называется Святки.
В это время - вплоть до Крещения - принято с песнями (их называют колядки) обходить соседей, желая им радости и добра.
С появлением на небе первой звезды в ночь с 6 на 7 января начинается главный праздник. Люди собираются вместе, семьями, желают друг другу счастья, дарят подарки и славят рождение Иисуса Христа.
После просмотра третьей части учитель предлагает выполнить интерактивное задание «Приготовим рождественское угощение».
Выполнение интерактивного задания «Рождественское угощение».
Учитель включает задание, и открывается экран, на котором изображены духовка, замороженный гусь на тарелке, мёд, варёные зёрна пшеницы, кондитерский кулёк, шоколадная форма.
(Необходимо соединить картинки так, чтобы «приготовить» рождественское угощение:
замороженный гусь + духовка = запечённый рождественский гусь;
мёд + варёные зёрна пшеницы = сочиво;
шоколадная форма + кондитерский кулёк = рождественский кекс).
Дальнейший ход сценария зависит от конкретных условий в каждом классе, так как при организации занятия учитель учитывает особенности своего класса, осознаёт, что граждане нашей страны - это представители разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, учитель определяет первый или второй вариант дальнейшего сценария.
В первом варианте обучающимся предлагается интерактивное задание «Филворд», в котором необходимо найти и выделить слова: чудо, добро, свет, любовь, Рождество.
Второй вариант хода сценария предполагает инсценирование колядок. После выполнения интерактивного задания «Рождественское угощение» учитель предлагает посмотреть дополнительное видео о колядках, что позволит сделать знакомство с этой традицией более эмоционально насыщенным, а дальнейшее игровое интерактивное задание: исполнение колядок - позволит вовлечь ребят в совместную активную деятельность.
Выполнение интерактивного задания №2. Караоке «Рождественские колядки».
Мы идём колядовать,
Будем дружно поздравлять!
Стихи короткие читать
И конфеты получать!
Коляда пришла в ваш в дом,
Счастье, радость будет в нём!
Положи в мешок конфет,
В радости живи сто лет.
Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества.
Коляда пришла
Рождество принесла!
Ангел с неба к нам спустился
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
При выполнении интерактивного задания учитель предлагает фронтально исполнить/пропеть колядки (по выбору). Затем, для вовлечения обучающихся в совместную деятельность, класс делится на несколько команд-групп. Затем каждая команда разучивает свою колядку, предложенную в интерактивном режиме (караоке). Учитывая ограничения по времени, колядки можно не разучивать, а раздать ребятам на листочках, чтобы они их спели-прочитали. После небольшой подготовки команда-группа исполняет свою колядку, а остальные ребята благодарят выступающих и дарят им конфеты, печенье или любое другое символическое угощение.
Часть 3. Заключение.
В заключение важно поддержать рассуждения ребят и помочь им сделать вывод о том, в чём же заключается главное чудо праздника? Чудо в том, что в мир пришёл сын Бога, Спаситель, поэтому при приближении Рождества мы начинает ощущать радость, верить в чудо и мечтать. Но при этом важно подчеркнуть мысль о ценности заботы и внимания к близким людям, помощи всем, кто в ней нуждается.
Хорошо, если у педагога будет возможность заранее предложить нескольким ребятам выучить стихотворения или отрывки из них о Рождестве или подготовить выразительное чтение прозаических фрагментов. Главный принцип - добровольность и желание самих ребят. Возможный вариант - педагог сам выразительно читает одно-два стихотворения. В Приложении 1 к методическим рекомендациям приведены несколько текстов.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
Приложение 1.
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звёзды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарён Марии лик.
Звёздный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далёких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
(А.А.Фет)
Рождественское
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к теплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."
(Саша Чёрный)
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый –
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пришли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
(А.А.Блок)
Перед Рождеством
«И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос, прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу
Пойдём-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Г де свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена ёлка в углу!» -
«Нет, скоро на небе зажжётся звезда.
Она приведёт этой ночью сюда,
Как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтобы славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошёл!»
(В.Берестов)
Приложение 1.
1 Конституция РФ с изменениями на 2022 год., статья 28. - [Электронный ресурс]. - http://duma.gov.ru/news/55446/