Разноуровневые тестовые задания для самостоятельных работ учащихся по швейному делу в СКОУ для обучающихся с ИН (УО)
Практика проведения самостоятельных работ по трудовому обучению в коррекционной школе привела нас к выводу, что традиционной формы письменного контроля теоретических знаний учащихся явно недостаточно. Особый интерес вызвал метод тестовой проверки знаний обучающихся. Тестом называется стандартное задание, по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица.
В данных тестах целенаправленно усилена ориентация на дифференцированную по степени сложности и уровню усвоения материала оценку предметных достижений учащихся. Такой подход позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, тем самым определить уровень обученности каждого ученика.
Есть несколько авторов, работающих по данной проблеме. Это Б.Блум, Н.Конфедератов, В. Беспалько и другие. Наше внимание привлекла диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Им выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Дети с недостатками умственного развития характеризуются несформированостью различных сторон познавательной деятельности, поэтому им доступно усвоение только трёх уровней обученности. В соответствии с этим составляем тестовые задания. Уровневый подход при обучении учащихся коррекционной школы имеет следующие положительные моменты:
• При составлении заданий учитываются возрастные и психологические особенности учеников.
• Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
• В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
• Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
• Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
Тестовые задания обычно состоят из трёх частей. Перед их выполнением дается инструкция, целью которой является знакомство учеников с вариантами работы и критериями оценки.
В разноуровневом тесте задания разбиты на три части, задания части А, В и С оцениваются 1 баллом. Ученикам заранее известна система оценивания тестового задания
"5" - выполнено без ошибок 95-100% заданий (14-15 заданий);
"4" - выполнено без ошибок 80-94% задач (12-14заданий);
"3" - выполнено без ошибок 50-79% задач (8-12 заданий);
"2" - выполнено менее 50% задач (менее 7 заданий)
Третьяков П.И. предлагает следующую характеристику уровней обученности и соответствующих им тестовых заданий.
Первый уровень - различение.
Характеризует низшую степень обученности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями - в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.
Второй уровень - запоминание.
Учащийся может пересказать содержание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.
Третий уровень - понимание.
Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.
Результаты самостоятельных работ отслеживаются по каждому ученику в течение года. Составляется сводная ведомость. По сводной ведомости в конце четверти проводим анализ динамики развития учащихся.
Овладение и применение разноуровневых тестовых заданий позволяет:
• Учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
• Способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
• Каждому обучающемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учителя заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управлять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися.
• Приобрести навыки работы с тестовыми заданиями, которые помогут в дальнейшей жизни наших выпускников.
Применение разноуровневых тестов для проверки знаний учащихся с ОВЗ во время самостоятельных работ по швейному делу наиболее эффективно для реализации личностно-ориентированного обучения в школе VIII вида.
5 класс. Самостоятельная работа № 1
Вариант А | Вариант Б | Вариант В |
Подчеркни одинаковые по смыслу слова Носовой Фартук Гигиеническая Полотенце платок салфетка Выбери нужное Основное назначение швейной машины: А) пришивать пуговицы, Б) стачивать детали из ткани. 3. Вычеркни лишнее Стороны ткани называются лицевая долевая изнаночная поперечная Соедини правильно стрелкой Шов вподгибку это соединительный шов с закрытым срезом Стачной шов это краевой шов Выпиши в 2 столбика (ножницы, линейка, бумага, ручная игла, ткань, угольник, картон, нитки) | Продолжи определение понятия Стачать – это значит____________________________ _____________________________________________ Вспомни, что это? Швейное изделие квадратной формы для гигиенических целей. ____________________________________________ Вспомни и напиши Нити в ткани называются __________________ и _____________________ Допиши пропущенное Хлопок – это _______________________ волокно________________________ происхождения. Расположи в правильной последовательности план пошива носового платка. А - Обработать углы. Б - Обработать долевые срезы. В - Выполнить отделку изделия. Г - Обработать поперечные срезы. Д - Отутюжить готовое изделие, сложить. 1 - … 2 - … 3 - … 4 - … 5 - … | Найди и исправь ошибку Ткань – это переплетение косых и поперечных нитей. Обобщи по признакам Ручка, шнур, вилка, подошва, терморегулятор, крышка – это _______________________________ Продолжи мысль Носовой платок шьют из хлопчатобумажной ткани, потому что __________________________________ ____________________________________________ Допиши по аналогии Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в тон пуговицы. Пуговицы с ушком пришивают нитками ___________________________________________ Выполни по образцу (заполни пустые ячейки) Лицевая сторона ткани | Изнаночная сторона ткани | Яркий рисунок | Бледный рисунок | Блестящая | | | Без ворса | Чистая гладкая поверхность | | |
5 класс. Самостоятельная работа № 2
Вариант А | Вариант Б | Вариант В |
Подчеркни одинаковые по смыслу слова Ситец Сатин Шерсть Бязь Шелк Выбери нужное Стачной шов – это А) краевой шов, Б) соединительный шов. 3. Вычеркни лишнее Виды ремонта одежды Пришивание Вышивание Наложение вешалки мешочка заплаты 4.Соедини правильно стрелкой Стачать - соединить детали машинной строчкой и вывернуть Обтачать - соединить детали машинной строчкой 5.Выпиши в 2 столбика (шнур, 2 завязки, одна деталь, две основные детали) Мешочек | Повязка для дежурного | | | | Продолжи определение понятия Отделка – это_________________________________ _____________________________________________ Вспомни, что это? Отделочный стежок, который используют для вышивания эмблемы (буквы Д) на повязке для дежурного. ____________________________________ Вспомни и напиши Вешалку можно обработать 2 способами: ___________________ и _______________________ Допиши пропущенное Стачной шов бывает ____________________ и ___________________ Расположи в правильной последовательности план пошива мешочка. А - Обработать боковые срезы. Б - Выполнить отделку изделия. В - Обработать верхний срез. Г - Обработать срезы шва. Д - Отутюжить готовое изделие, сложить. Е - Продернуть шнур. 1 - … 2 - … 3 - … 4 - … 5 - … 6 - … | Найди и исправь ошибку Мешочек имеет треугольную форму и состоит из двух деталей. Обобщи по признакам Носовой платок, мешочек, повязка для дежурного – это _________________________________________ Продолжи мысль Вешалка служит для того, чтобы _______________ ____________________________________________ Допиши по аналогии Крой мешочка состоит из одной детали. Крой повязки для дежурного___________________ ____________________________________________ Крой вешалки _______________________________ ____________________________________________ Выполни по образцу (заполни пустые ячейки) Название шва | Группа машинных швов | Стачной шов взаутюжку | Соединительный | Шов вподгибку с закрытым срезом | | Стачной шов вразутюжку | | |
5 класс. Самостоятельная работа № 3
Вариант А | Вариант Б | Вариант В |
Подчеркни одинаковые по смыслу слова Двойной Краевой Бельевой шов шов шов Выбери нужное Наволочка – это А) вид столового белья, Б) вид постельного белья. 3. Вычеркни лишнее Качественная машинная игла должна быть Прямая Тупая Острая Кривая Гладкая 4.Соедини правильно стрелкой - Механизм иглы - продвигает ткань - Механизм челнока - подает нить к игле - Механизм нитепритяягивателя - прокалывает ткань - Механизм двигателя ткани - образует стежки 5.Ответь правильно на вопрос. ДА или НЕТ 1.Стежок – это расстояние между двумя проколами иглы. | | 2.Длина машинной закрепки 15-20 мм. | | 3. Срезы салфетки обрабатывают двойным швом. | | 4.Наволочки бывают с клапаном, на завязках, на пуговицах, с клапаном, на молнии. | | | Продолжи определение понятия Машинная игла – это _________________________ ____________________________________________ Вспомни, что это? Изображение детали на бумаге, выполненное с помощью чертежных инструментов. _____________________________________________ Вспомни и напиши Форма салфетки бывает _______________________ ____________________________________________ Допиши пропущенное Наволочки шьют из _________________________________ тканей. Расположи в правильной последовательности план пошива наволочки.. А - Обработать боковые срезы. Б - Отутюжить готовое изделие, сложить. В - Обработать поперечные срезы. Г – выполнить разметку для клапана. - … 2 - … 3 - … 4 - … | Найди и исправь ошибку С помощью регулятора строчки устанавливают длину строчки и выполняют ручную закрепку. Обобщи по признакам Стачной шов и двойной шов – это _______________ ___________________________________________ Продолжи мысль Наволочку шьют из хлопчатобумажной ткани, потому что _________________________________ ____________________________________________ Допиши по аналогии Поперечные срезы наволочки обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом. Боковые срезы наволочки ______________________ _____________________________________________ Выполни по образцу Построй прямоугольник, у которого длина 5 см и ширина 2 см. |
5 класс. Самостоятельная работа № 4
Вариант А | Вариант Б | Вариант В |
Подчеркни одинаковые по смыслу слова Пряжа Лента Волокно Ровница Длинная нить Выбери нужное Хлопок – это А) химическое волокно, Б) натуральное волокно. 3. Вычеркни лишнее Детали сумки хозяйственной Клапан Основная Воротник Ручки Карман деталь 4.Соедини правильно стрелкой - Пряжу получают - на ткацкой фабрике - Ткань получают - на прядильной фабрике 5. Ответь правильно на вопрос. ДА или НЕТ 1.Накладной шов относится к соединительным швам. | | 2.Ткачество – это процесс получения пряжи из ткани. | | 3.Сумка хозяйственная применяется в быту. | | 4.Настрочить - это значит, соединить две детали машинной строчкой, одна из которых наложена на другую. | | | Продолжи определение понятия Прядение – это ____________________________ __________________________________________ Вспомни, что это? Волокно белого цвета, длиной от 6 до 50 мм, тонкое, легкое, мягкое, прочное, без блеска, из которого получают хлопчатобумажные ткани. __________________________________________ Вспомни и напиши Ножницы и ручная игла – это Допиши пропущенное Волокна хлопка получают из растения __________________ . Расположи в правильной последовательности этапы изготовления ткани. А - Пряжа Б - Волокно В – Ткань - … 2 - … 3 - … | Найди и исправь ошибку Накладной шов относится к краевым машинным швам. Мы знаем 4 вида накладного шва. Обобщи по признакам Ситец, бязь, сатин, мадаполам, фланель – это __________________________________________ Продолжи мысль Сумка хозяйственная может иметь форму: Допиши по аналогии Ручки сумки хозяйственной обрабатывают накладным швом с двумя закрытыми срезами. Боковые срезы сумки хозяйственной _____________ _____________________________________________ Верхний срез сумки хозяйственной ______________ _____________________________________________ Выполни по образцу (заполни пустые ячейки) Название мерок | Обозначение мерок | Длина изделия | Ди | Ширина ручек | Ши | | Др | | | |