Тема И. А. Крылов «Мартышка и очки»
Тип задания | Формулировка задания | Цель задания | Алгоритм работы с заданием | Критерии и показатели оценки | Предполагаемые ответы детей |
Узнавание | По отрывку назовите произведение. Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. | Актуализация имеющихся знаний о басне «Мартышка и очки» | 1. Прочитать задание. 2. Прочитать отрывок произведения. 3. Определить произведение по его отрывку. | Критерием оценивания является словесный комментарий. Если обучающийся не допустил ни одной ошибки, то можем оценить его как «Отлично», если одна ошибка, то «Хорошо». | И. А. Крылов «Мартышка и очки». |
Укажите автора произведения. Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. | Актуализация имеющихся знаний об авторе И.А. Крылов | 1. Прочитать задание. 2. Прочитать отрывок произведения. 3.Вспомнить, кто является его автором.. | Критерием оценивания является словесный комментарий. Если обучающийся не допустил ни одной ошибки, то можем оценить его как «Отлично», если одна ошибка, то «Хорошо». | Автор произведения И. А. Крылов |
Определите жанр произведения по его отрывку. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. | Актуализация имеющихся знаний о басне «Мартышка и очки» | 1. Прочитать задание. 2. Прочитать отрывок произведения. 3. Определить его жанр. | Критерием оценивания является словесный комментарий. Если обучающийся не допустил ни одной ошибки, то можем оценить его как «Отлично», если одна ошибка, то «Хорошо». | Басня |
Воспроизведение | Подберите иллюстрацию к басне «Мартышка и очки». | Воспроизведение усвоенных ранее знаний о басне «Мартышка и очки». | 1. Прочитать задание. 2. Рассмотреть предложенные иллюстрации. 3. Определить, какая иллюстрация подходит к басне. | «5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. | |
Дополните пропуски в отрывке произведения. К__________, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — ______ не зная ей, _________ про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. Слова для справки: цены, невежда, несчастью. | Воспроизведение усвоенных ранее знаний о басне «Мартышка и очки». | 1. Прочитать задание. 2. Определить, какие слова пропущены. 3. Дополнить отрывок. | «5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. | К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. |
Найдите в тексте предложение, соответствующее данной иллюстрации. | Воспроизведение усвоенных ранее знаний о басне «Мартышка и очки». | 1. Прочитать задание. 2. Рассмотреть иллюстрацию. 3. Определить, какой момент изображён на иллюстрации. 4. Прочитать предложение. | То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; |
«5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. |
Понимание | Объясните, почему Мартышку автор в басне называет «невеждой»? | Выявление и оценка уровня сформированности умений учащихся понимать композицию басни «Мартышка и очки» | 1. Прочитать задание. 2. Вспомнить лексическое значение слова невежда 3. Подумать, почему мартышка из басни Крылова себя так ведет 4. Дать развёрнутый ответ на вопрос в задании | «5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. | Автор называет Мартышку невеждой, потому что она не знала, как нужно использовать очки, не стремилась узнать, а лишь ругала и обвиняла других |
Прочитайте. Какая из пословиц подходит к басне? 1) Ученье без уменья — не польза, а беда. 2) Делу – время, а потехе – час. 3) Под лежачий камень вода не течёт. | Выявление и оценка уровня сформированности умений учащихся понимать композицию басни «Мартышка и очки» | 1. Прочитать задание. 2. Прочитать данные пословицы. 3. Определить, какая пословица подходит к произведению. | «5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. | 1) Ученье без уменья — не польза, а беда. |
«5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. |
Найдите в тексте отрывок, который нужно прочитать с насмешкой. | Выявление и оценка уровня сформированности умений учащихся понимать композицию басни «Мартышка и очки» | 1. Прочитать задание. 2. Найти в тексте отрывок, который нужно прочитать с насмешкой. 3. Прочитать отрывок. | Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. |
Применение в знакомых условиях | Изложите мораль басни И.А. Крылова «Мартышка и Очки» своими словами. | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях. | 1. Прочитать задание. 2. Подумать, в чем мораль басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» 3. Изложить мораль басни И.А. Крылова | «5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. | Если ты чего-то не знаешь, не понимаешь, то спроси у других. В своём незнании не надо обвинять других. И. А. Крылов в басне «Мартышка и Очки» высмеивает такой порок (недостаток) людей, как невежество |
Прочитайте басню, составьте план пересказа. | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях. | 1. Прочитать задание. 2. Поделить басню на части. 3. Озаглавить каждую часть. 4. Составить план. | «5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. | 1. Мартышка слабеет зрением 2. Она слышит про очки. 3. Покупка очков 4. Мартышка не знает как носить очки 5. Мартышка гневается. 6. Мартышка разбивает очки 7. Мораль |
Озаглавьте басню пословицей. | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых условиях. | 1. Прочитать задание. 2. Подумать, в чём смысл басни. 3. Подобрать пословицу к басне. | «5» - ответ верный. «4» - в ответе есть неточности. «3» - ответ неточный. | Глупость – не порок, а несчастье. |
Применение в новых условиях | Нарисуйте иллюстрацию к басне. | Самостоятельное применение усвоенной информации о басне «Мартышка о очки» в новых условиях. | 1. Прочитать задание. 2. Вспомнить, о чём рассказывается в произведении. 3. Нарисовать обложку в басне. | «5» - рисунок соответствует басне. «4» - рисунок соответствует басне, допущены незначительные ошибки. | |
Прочитайте и перескажите басню в прозе. | Самостоятельное применение усвоенной информации о басне «Мартышка о очки» в новых условиях. | 1. Прочитать задание. 2. Прочитать произведение. 3. Подумать, как пересказать его в прозе. 4. Выполнить пересказ. | «5» - нет ошибок. «4» - допущены незначительные ошибки в пересказе. «3» - пересказ некорректный. | Мартышка постарела и стала слабо видеть. Она узнала, что в такой ситуации люди пользуются очками. Обезьянка собралась и купила сразу 6 пар очков. Она стала вертеть их в руках, цеплять на хвост, лизать и нюхать, но так и не поняла, как ими пользоваться. Она рассердилась. Вот — купила, а зрение такое же. Не помогли! Солгали люди, насмехаясь над ней. Мартышка еще больше разъярилась от таких мыслей и разбила все очки вдребезги, растоптав их ногами. Мораль басни: не трогать то, чем не умеешь пользоваться и чему не знаешь цену. |
Прочитайте басню и придумайте ход событий, при котором бы Мартышка правильно оценила очки. | Самостоятельное применение усвоенной информации о басне «Мартышка о очки» в новых условиях. | 1. Прочитать задание. 2. Подумать, как бы вы изменили ход событий. | «5» - за самые интересные варианты развития событий. | На звук битья очков к мартышке пришла Черепаха и спросила, что случилось. Мартышка поделилась своим несчастьем и Черепаха сразу научила её правильно пользоваться очками. |