Тема: «Разные люди одной земли»
Эпиграф: "Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь". Ас-самарканди
Цели:
Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.
Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных национальностей.
Развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в коллективе.
Воспитание чувства сплоченности.
Задачи:
Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.
Оформление и оборудование:
медиапроектор,
экран,
презентация классного часа,
карта земли,
цветные вырезки человечек,
вырезки из бумаги яблок,
плакаты.
Подготовительная работа:
оформление кабинета.
Цель:
Вводная часть
Учитель: Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас на нашем классном часе посвященному толерантности. Давайте обратимся к плакату и на тех человечков которые лежат перед вами. Встанем в круг и поприветствуем друг друга на разных языках. (Учащиеся приветствуют друг друга).
Все мы с вами живём в Республике Казахстан единой многонациональной семьёй. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа.
Латынь - toleral1tla - терпение;
Испанский - способность признавать отличные от своих собственных
идеи и мнения;.
Французский - отношение при котором допускается, что другие
могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
Английский - готовность быть терпимым, снисходительным.
Китайский - позволять, принимать, быть по отношению к другим
великодушным;
Арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,
сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; Русский - способность терпеть что-то или кого-то.
Вы должны помнить, что на каком бы языке не звучало приветствие, оно всегда несет в себе пожелание мира и добра.
16 ноября отмечается в мире как – Международный день толерантности. В этот день в 1995 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Нашу встречу я бы хотела продолжитьразговором о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Вопрос для обсуждения: Кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы).
(слайд с пословицами о доброте)
Разминка
Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Айдана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Айданавыходит в круг и приглашает выйти кого –нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Теперь давайте прикоснемся ладошками друг другу. И улыбнёмся друг другу. Опускаем ладошки. Теперь скажите мне пожалуйста что вы подарили, передали через прикосновение? (ответы учащихся: теплоту, любовь, сердце и т.д.)
Вот с этой теплотой, с этим чувством которые вы передали друг другу давайте подведем итог нашего урока.
Прием "ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ"
На листочках (в форме яблок) напишите то, что, вы узнали о толерантности и чтопо вашему мнению, нужно сделать, чтобы наша группа стала пространством толерантности. Яблоки прикрепите к дереву толерантности.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одногруппниками.
Сплоченный коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята группы были преданными друзьями.Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
В заключение нашей встречи, мне хотелось бы сказать, что наша группа - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.
Давайте вспомним и споем песенку:
"Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы" - сто тысяч "я"! Большеглазых, озорных, черных и цветных, рыжих и веселых:" И на этой оптимистичной и жизнеутверждающей нотке мы заканчиваем наш классный час. Начинается некогда очень популярная песня.
Текст песни
Я, ты, он, она
Вместе - целаястрана
Вместе - дружнаясемья
Всловемы - стотысячя
Большеглазых, озорных
Черных, рыжих и льняных
Грустных и веселых
В городах и селах
Над тобою солнце светит
Родина моя
Ты прекрасней всех на свете
Родина моя
Я люблю, страна, твои просторы
Я люблю твои поля и горы
Сонные озера и бурлящие моря
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга
Вновь настанет время спелых ягод
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега
Как будто праздник
Будут на тебя звезды удивленно смотреть
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба
В синей вышине птицы будут радостно петь
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках
Я, ты, он, она
Вместе - целая страна
Вместе - дружная семья
В слове мы - сто тысяч я
Над тобою солнце светит
Льется с высоты
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты
Я прильну, земля, к твоим березам
Я взгляну в глаза веселым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей
У тебя, страна, я знаю
Солнечно в судьбе
Нет тебе конца и нет начала
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе
Как будто праздник
Будут на тебя звезды удивленно смотреть
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба
В синей вышине птицы будут радостно петь
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках